Юродство проповеди. О Христе

Михаил Пушкарский
Израильтяне надеялись на земное царствование Иисуса Христа. Но Христос пришёл в мир, чтобы проповедовать Царство Небесное – Царство Божье.

Первые люди жили в раю, и им недоставало лишь доверия Богу. И они впали в грех.
Теперь, Израилю и человечеству необходимо было покаяние, благая весть прощения грехов через веру в Спасителя Христа, исполнение заповедей и слова Его.
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (то есть, земное) приложится вам» (Мф.6:33).

Царство Небесное – это совсем иная реальность, иное бытие - божественный план.
На горе Фавор Иисус показал трём своим ученикам Царство Небесное, явленное в силе:
27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
28 После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.
29 И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.
30 И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия;
31 явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.
32 Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.
33 И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, -- не зная, что говорил.
34 Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако.
35 И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.

А вообще, любое Присутствие Божье: в явлении чудес, в силе Духа, благодати – это, тоже, Царство Небесное. И где находился Иисус Христос, там излучалось Царство Небесное.
14. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
18. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
***
22. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
***
Но принципиально здесь то, что Царство Небесное – это божественные законы, божественное сознание, божественная нравственность. И этому необходимо соответствовать.
Познание этого высшего мира обретается через общение и познание Святого Духа.
Свт. Иоанн Златоуст указывает на общие Его свойства: «Дух называется Святым. Это — главнейшее и первое Его наименование, заключающее в себе наиболее выразительный смысл и показывающее природу Святого Духа».
Также, можно сказать: свята любовь – к Богу, ближнему, к жизни, к творению.

Итак, для того, чтобы израильтянам наследовать Царство, дарованное Богом, им прежде необходимо было иметь откровение снятия Богом проклятия первородного греха - уверенность в прощении грехов.
Далее, через покаяние воспринять Слово Божие во Христе. И крестившись во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, принять Духа Святого для жизни по духу и для божественного преображения.
Пророчество Захарии (отца Иоанна Крестителя):
77. дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78. по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
79. просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.

Евреи знали о первородном грехе Адама, имели закон и заповеди, изучали Священное Писание, и тем не менее, когда им явлен был Мессия Христос, не видели необходимости в покаянии и во вразумлении пути Божьего. Обольстились тем, что Царство Божье им будет даровано уже по призванию. Но разве это нормально?
Мы видим по Евангелию, как Иисуса пытаются сделать земным царём.
15. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один (Ин.6).
Также, многие в народе возмечтали через Него иметь сверхъестественные Божьи дары здесь на земле, а для проповеди Царства Небесного и пути к Богу они были закрыты.
26. Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
27. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог (Ин.6).

Юродство проповеди для соотечественников Иисуса уже привиделось в том, что Бог избирает на Царство сына плотника. «Не Иосифов ли это сын?» - часто вопрошают они.
Как будто у израильтян не было царя Давида, которого из пастухов Бог помазал на царство.
Ибо, в духовном мире для царей иные критерии: праведность, милосердие, чистота сердца,
кротость, любовь и преданность Богу.
28. И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, 29. для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
30. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением (1Кор.1).

И вот, к разочарованию многих, Иисус говорит народу о царстве Своём, которое не от мира сего. И это для многих не понятно и уже не интересно.
Когда же Иисус стал говорить о Своей предстоящей смерти от первосвященников, это принять и понять было ещё труднее, даже, Его ученикам.
21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
Не смотря на то, что Иисус говорил о Своём воскресении через три дня после смерти, вероятно, в это трудно было поверить.
Тем более, увидеть это, как замысел Божий – как вселенскую драму, из которой, в итоге, Христос выйдет победителем, было очень сложно.
Иисус воскрешал мёртвых, но фарисеи не только не задумываются о Его божественной силе, но даже ненавидят Его.
Однако Он «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» (Рим 1:4).

По человеческому рассуждению, когда Апостолы проповедовали о том, что Иисус был Сын Божий, Которого казнили, распяв на кресте, это выглядело абсурдно. Даже в настоящее время, когда есть Священное Писание, двух тысячелетняя история христианства, и в богословии исследован предмет смерти и воскресения Господа Иисуса во многих аспектах, тем не менее, философы придумали на это изречение: «верую, ибо абсурдно». Или «Бог умер» (Ницше).
В Писании, наряду со свидетельствами веры, также. описываются разные случаи неверия. Так, сам Апостол (Фома) по неверию, хотел лично видеть раны Иисуса. И Иисус ему показал. Так что, в героях Писания каждый может узнать себя, и в многочисленных библейских свидетельствах каждый может найти своё.
После Своего вознесения, Иисус мог являться в видении - как, например, Апостолу Павлу или Ап. Иоанну в Откровении.
Может кто-то спросит, почему Иисус не явил миру Себя воскресшего? Как некоторые на Голгофе хотели посмотреть: не спасёт ли Его Бог. На это стоит сказать, что мир видел воскрешение Лазаря и других, которых воскресил Иисус. И несмотря на это, Его предали распятию.
По промыслу Божьему, далее, Бог изливает Дух Святой на учеников Иисуса Христа Сына Божьего, собранных в Церковь Христову. Теперь Церковь свидетельствует и проповедует Христа, несёт Благую Весть миру.

Итак, когда Пётр отговаривал Иисуса принимать страдания и распятие на кресте, то Иисус сказал ему, что он (Пётр) думает «не о том, что Божье, но что человеческое».
34 «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
То есть, смысл и принцип Креста заключается в самоотречении и бесстрашии перед трудностями, страданиями и смертью, ради Божьего Царства. Царства, в котором царит та же любовь и правда.
Добрые дела и Благая Весть – это свет миру. Путь креста – это соль земли.

Теперь спросим, кому может быть это интересно? Это интересно тем, кто ищет святости.
Пс15:3. «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим - к ним все желание мое».
По сути, путь Креста – это путь святости, это путь святых людей – людей Божьих.
То есть, слово о кресте для тех, кто ищет спасения души своей, есть свидетельство о святости и духовном подвиге – что свойственно Пророкам Божьим.
19 …Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его (Лук.24).
Для тех, кто ищет Бога, Святой и Пророк – это те, кто больше знает о Боге, чем другие люди. Также, им уже можно доверять. Как свидетельствует Иоанн Креститель об Иисусе:
26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
Конечно же, о ком говорит Иоанн, относится к праведникам, которые себя таковыми зарекомендовали.

Итак, одни ищут мудрость, другие – чудеса, а Бог открывается тем, кто ищет правды Божьей.
Что ярко раскрывает Господь Иисус в Нагорной Проповеди:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13 Вы -- соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы -- свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Из 1-ого Послания Апостола Павла Коринфянам:
18 … Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, -- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,

«Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божьей» - Ап. Павел имел в виду откровение Творца через творение Божье – откровение Его премудрости в незыблемых законах и созидании.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; (Рим.1).

Юродство проповеди заключается в том, что для спасения человечества в мир явлен был Божий человек, который прожил свою 33 летнюю земную жизнь в идеальной святости - «Трости надломленной не переломит, льна курящегося не погасит». И закончил жизнь подвигом мученической смерти, к чему шёл с самой юности по призванию и Своему выбору. Ибо такова судьба праведника в мире зла.
То есть, был человек, полностью исполнивший закон Бога, полностью преданный воле Божьей (Агнец Божий), идеальной чистоты и святости, никогда не имевший греха.
Своею идеальной преданностью Отцу Небесному, Он засвидетельствовал Себя, как Сын Бога, и обрёл жизнь вечную у Бога («первенец из мёртвых» Откр.1:5).
В этой исторической драме, по замыслу Божьему, Бог поставил вопрос ребром между выбором добра и зла. Нельзя было оскорблять и убивать  святого Праведника. В его лице люди убили Бога.
И за Его смерть мир приговорён к суду Божьему.
Поэтому Иисус сказал, что «Дух Святой обличит мир о грехе, возвестит о правде – что Иисус - Сын Божий и идёт к Отцу, и объявит о Суде».
1-е Тим.3:16 «И беспрекословно -- великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Далее, юродство проповеди заключается в том, что Иисус не просто человек Божий или Пророк – Он Сын Божий. И если книжники и фарисеи могли не верить в Его непорочное зачатие, то отказаться от пророчества Исаии они не могут. 7:14 «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына…».
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лук.1).