Из книги Счастье у каждого свое

Тамара Катковская
                ЛЕКАРСТВО ОТ ЛЮБВИ

  Фаина Алексеевна уже два часа не отходит от окна. Алёнка, внучка, позвонила вчера вечером  и пообещала приехать часа в два дня. Часы показывали три часа, когда хлопнула калитка, и громко залаял  Шалман.   Женщина, накинув старенькую шаль, поспешила в сени.
    - Наконец - то! Я так и не научилась ждать спокойно. Заходи, а то на улице  стало очень холодно. Дождь обещали. Проходи. –  проворчала она и поцеловала Алёну в щёку -Бабушка торопливо распахнула дверь, пропуская девушку впереди себя.- Замёрзла? Раздевайся и садись к батарее поближе.  Алёнка,  сначала помой руки. Чай будем пить. Что опять автобусы не по расписанию ездят? Ничего не меняется в стране и в городе. - Пожилая женщина суетливо перемещалась по кухне, накрывая на стол.
    Алёна давно заметила, что бабушка сама с собой разговаривает не только когда одна, но и когда  если кто - то к ней придёт. Фаина Алексеевна  тогда от радости не может остановиться.  Наверное, боится, что её перебьют, а она не успеет или забудет рассказать о том, что накопилось в голове за дни и ночи, проведённые в одиночестве. Стационарного телефона у неё не было, а в её сотовый телефон занесены всего два номера: скорой помощи и дочери. Она сама не звонила, боялась нажать не на ту кнопочку.
      - Бабуля, давай я накрою на стол, а ты посиди и  отдохни.
      - Ещё чего не хватало! Вот приеду к вам в гости, тогда и будешь командовать!  Чаще бы ходили. - Упрекнула она внучку.  - А ты всё равно не знаешь, даже где  ложки лежат  и чашки стоят, а помогать рвёшься., А я, моя хорошая, ещё успею отдохнуть. Теперь этот отдых девать некуда!  - Ворчала Фаина Алексеевна. – Раньше бы мне такую свободу!
     Внучка промолчала.  Стол  наполнялся всякой вкуснятиной. Фаина Алексеевна разлила чай в стаканы в красивых ажурных подстаканниках. Все знали, что кружки или бокалы с чаем, она не признаёт. А ещё сахар, только рафинад и, только  вприкуску. Секрет ароматной заварки она тоже не раскрывала. Возражать ей  - себе дороже! В доме её бабушки непререкаемые порядки и законы!
    - Хмурая ты, солнышко моё, какая – то. Сейчас чайку  - то  горяченького   попьём и, твоё настроение сразу поднимется. Я для тебя оладушек напекла. Пышные оладьи, сегодня получились, да и густая деревенская сметанка у меня есть.
Почему вы, молодые, такие слабые духом? Чуть что не так пошло, сразу паника начинается! Я вот что думаю, сейчас  не  сорок  первый год и не война.  Вот мне,  Алёнка в мои восемь  лет страха и горя на всю долгую жизнь хватило. Почему отец твой ночами иногда кричит? Потому что кровь и смерть на войне видел! Его война – то страшней отечественной была.  Тогда в бой за идею и за родину шли. А их за что под пули посылали? Огонь без дыму не живёт. Хотя я, обычный обыватель, а политик  и вообще никакой.  Ладно, захочешь со мной своей бедой поделиться, потом расскажешь. – Она примолкла, помешивая заварку. - В чай молочка налить?
     - Нет.
     - Ну, хорошо, кушай спокойно. Надеюсь, что ты не торопишься? Хорошая еда тоже нервы успокаивает.
     - Бабушка, тебе сильно страшно было во время войны?
     - Не дай Бог! Я маленькая была, но какие - то эпизоды чётко помню.  Мы тогда  на окраине Москвы жили. Как бомбили, как бежали, помню. Мамины глаза, полные не проходящего ужаса, тоже помню. Каждый день всем, живущим в городе, было страшно! Мама прижмёт нас, ребятишек к себе, закутает в одеяло и телом своим прикроет и говорит: « Умереть сегодня  - страшно, а когда – нибудь, вроде бы ничего. А вас я для жизни родила. А наша жизнь не краденная!» -Это чуть позже, когда завод в Сибирь эвакуировали, страх постепенно исчезал. Папа бронь получил. Здесь ,в Сибири, тоже было и голодно, и холодно, но не стреляли. У мамы моей, помню, когда она умирала, такие же глаза были как тогда в  1941 году. Прабабушка  твоя учителем словесником была. Начитанная и очень добрая , но отпечаток войны сказался на её здоровье. Знаешь, Алёнка, я раньше все фильмы про войну  смотреть любила,  а сейчас телевизор выключаю. Не могу. Кровь, жестокость, запугивание… Особенно в современных фильмах. Максим мне сказал, когда я пожаловалась, чтобы я себе мозг не выносила.
     -  Бабуля, а когда ты одна с детьми осталась, тоже было страшно?
    -  Это когда мой муж Пётр ушёл?  Нет. Скорее обидно и очень, очень больно. Знаешь, такое чувство, как будто по живому, без наркоза, кусочек сердца из груди вырвали, а рану не зашили. Пять лет я как  мумия ходила, но живая мумия. Песню недавно по телевизору слышала, про какой - то холодный камешек в груди. В точку попали. Холодная эта боль! Почти прошла моя жизнь, а иногда вспоминаю зачем - то?. . Много помнится, да не воротится.  Больно, когда тебя, как  использованную вещь выбрасывают за ненужностью! Ты мне, Алёна, говори, что опять стряслось? В сердце от других свою беду в тайне держи, а  я,старуха, в «боях сердечных» закалённая. Опять Серёжка хоровод водит? Ходок! Тьфу, на него!
    Алёна разрыдалась, уронив голову на край стола.  Женщина не стала её успокаивать. Накапала в стакан с водой 20 капель успокоительного собственного производства, и заставила девушку всю выпить.
      - Хватит рыдать! Что опять к зазнобе ушёл? Сами мужчин  выбираем. Утром или ночью планы составляем, а днём делаем глупости. Как шоры на глаза падают, когда мы влюблены! Ведь всем твой, внучка, выбор хорош, а может ты сама в чём -  то виновата?
     -Бабушка, я ведь только в двадцать пять лет замуж вышла. Дружить боялась с парнями. Всё принца ждала и любовь неземную. Алёшка сейчас растёт его копия. Представляешь , даже мимика отцовская! А сейчас думаю, что хорошо, что второго не родила от большой любви. - Внучка опять заревела, теперь навзрыд.
     -Ну, ты и дурочка!  Один Бог без греха. Таких мужчин нужно или приручать, или отпускать! - Бабушка сказала, как приговор вынесла. - Мужики пропадают, уходят, появляются вновь, а дети остаются. Я  тогда выжила, благодаря своим ребятишкам, а спустя время и мужика для себя ещё нашла, не чета Петру. А Петька мой  потом во что превратился! Герой - любовник! Подзаборником и пьяницей стал под старость. Про таких, как он, в народе говорят: пить не пьёт, а и мимо не льёт. Помер десять лет назад. А принцы, милая Алёнушка, они только в сказках, да и то не во всех принцы хорошие то. Сказки наши русские и те редко счастливо заканчиваются. Страшилки сплошные. У Красной шапочки волк бабушку съел; колобка  - лиса; общежитие звериное  -теремок - медведь раздавил… Всё вроде бы в назидание, а мужики и в сказках искали и выбирали себе баб по краше, да попокладейстей.  Послушниц, да угодниц. В все говорят, что время другое! Ничего  в любовных делах не меняется:  только одни имеют совесть и ответственность, а другие в поиске не понятно чего. - Бабушка горестно  вздохнула. - Я в молодости тоже о вечной любви и море мечтала.  Настоящая любовь позже случилась, а море? Не была я никогда, а теперь уже и не хочу. Мы, люди, предполагаем, а Бог располагает. Пройдёшь данное им испытание правильно, и всё наладится. Ешь и пей чай, а  потом я тебе одну любовную историю расскажу. Сама в ней участвовала.
Бабушка принесла и поставила на стол, вновь вскипевший чайник.
       - Пей. Воды не жалко, а заварки свежей не будет. Закончилась. Ты может, торопишься или с ночевкой?
     - Нет, не тороплюсь. Я сегодня и завтра выходная. Мама Алёшу забрала. Повела его в музей. Птичек и зверюшек показать. Боюсь, что не поймёт ещё, маленький.
     - Поймёт. Ваши дети теперь умненькие.  Валентина с Верочкой приходила на прошлой неделе. Вера, кажется, на полгода старше твоего сынули? Вот тогда, правнучка Верочка , мне и сказала, что я совсем старая и компа, какого - то, у меня нет! Телевизор тоже старый, а ещё  я - скучная!
     Валентина присела перед ней на корточки и давай уговаривать и стыдить, а  девочка ушла из кухни в комнату, села на диван и насупилась, Губёнки свои  толстенькие надула; голову вниз опустила и ручонки на груди сложила.  Я  спустя некоторое время, зашла в комнату и говорю:
  -Ты, дочка, ты не обращай на Верочку внимание. Пусть капризничает. Уйдёт  значит без подарка домой. Пошли на кухню, а то еда стынет.
    Мы сидим за столом и  тихо разговариваем, как будто девчушки нет. Не знаю, сколько минут эта капризуля сидела одна в комнате. Вышла Верочка к нам сама, без приглашения. Встала возле стола и говорит:
     - Бабушка Фая, ты же совсем не старенькая, но у тебя же нет денег на подарок?
       - Почему нет? Для хороших и не капризных детей, есть!
      - Правда?
      -Правда.
      - Бабушка Фая и бабушка Валя  я больше не буду вредничать.
      - А ты говоришь, что не понимают. Отдала я  этой маленькой подхалимке подарок. До сих пор не знаю, угодила или нет. С подарками сейчас полный  напряг. Не знаешь, что, таким умненьким и благоразумненьким, купить. Компа у меня нет? А  что это такое я и не знала. Мои дети и резиновой игрушке рады были. Пришёл прогресс и у детей другой интерес.  И, правда в том, что я  старая и отсталая. Пойдём на диванчик посидим. Устала я.
       -Бабушка, не наговаривай на себя. Ты у нас молодец! - рассмеялась Алёна, бережно обнимая бабу Фаю. Алёна положила подушку на диван и заставила женщину прилечь. Сама села в кресло напротив.
   - Я так люблю слушать твои истории. Всегда ума разума набираюсь. А как с мужем поступить, не знаю.  Я чувствую, что он спит дома, а душа за порогом.
   - Всё образуется. Всегда есть выход. Плохой или хороший, но есть. Любовь и семья это - тайна двоих, а вас уже трое. В таких делах я не судья и не советчик. Все вопросы должны решаться между мужем и женой. Впрочем…  Слушать будешь? Я  тебе расскажу одну и смешную и трагическую историю, в которой у меня была роль второго плана. Эту тайну мы с подругой сохраняли всю жизнь. Вру, ещё Солодовничиха знала.  Принеси лекарство. В серванте на блюдечке. Свет выключи, а торшер включи. - Распорядилась рассказчица. Она выпила таблетки, прикрыла ноги пледом.
      - Извини, лежать не буду, а  лучше я сяду, а то усну ненароком. Я замуж вышла на двадцать первом году. Сначала мы жили с моими родителями. Моя мама, царство ей небесное, сразу невзлюбила Петра. Характер у мамы был, называется  - не забалуешь! Через год  у нас родился Максим, а после него, через два года и  Валюшка. У всех тогда дети росли в яслях, да в детском  саду. Когда нам предложили своё жильё, но не благоустроенную квартиру, а две комнаты в новом заводском бараке, мы согласились. Ушли.
Ты же не знаешь, что такое барак? Барак – это  длинный деревянный дом на земле. Внутри общий  такой же длинный коридор, по обе стороны которого отдельные жилые комнаты. У каждого хозяина была своя маленькая кухонька с печкой. Ещё у каждой семьи был свой сарай, где хранили дрова и уголь. Приехали  мы на новое место жительства, где в соседях почти все новосёлы  примерно одного возраста. С соседями сорились редко. Делить было нечего! Почти все работали на Нефтезаводе.
 С Веселовыми,  Аннушкой и её мужем Иваном, мы подружились сразу. Комнаты напротив. Наши мужья  на заводе в одном цехе работали, а  дети наши одного возраста, их мы и в один детский сад водили. Аня продавщицей в заводском магазине, а я  инструментальщицей в том же цеху, что и Пётр с Иваном. Они по сменам работали, поэтому вечерами мы часто проводили вместе с Аней и  детьми. Ужин готовили по очереди на две семьи.  Праздники, болезни, другие проблемы всё вместе решали. Ванька, муж её, ещё и тальянку из рук не выпускал… Были и разные трудности, но молодость печаль и усталость быстро забывает!
Когда гром грянет  - живём и не знаем.  Однажды прихожу после работы, а у подружки моей дверь нараспашку. Зашла. Лежит Анечка моя на кровати одетая, в чём с работы пришла, и тихо плачет. Спрашиваю, что случилось, а она увидев меня,, пуще прежнего слёзы льёт, и уже в голос ревёт. Кое -как успокоила и узнала, что случилось. Оказывается, наш красавец гармонист, Веселов Иван, объявил, что уходит к другой женщине. Я тоже в слёзы. Как удержаться? Женский обычай - слезами беде помогать! И только после того, как обе проревелись, начали думать, что делать.
      - Аня, сходи к Солодовничихе, может она что - то посоветует! Одевайся, и вперёд!  - Предложила  я подруге . -А я за детьми в садик схожу. К себе их уведу.
 Анка соскочила, обулась и убежала.
       Бабушка Солодовничиха или Мария Павловна Солодовникова для нас для всех была палочкой выручалочкой. Она и за детьми приглядит  и травкой полечит; и совет  любой даст. С ней дружили все женщины нашего рабочего посёлка. Выслушает, пожалеет и  поможет, чем сможет. Матерям такие тайны не доверяли, как ей!
     Мы идём с ребятишками, а подруга бежит нам навстречу .      
     - Фаечка, я в аптеку, а ты готовь винегрет. Приду всё расскажу. Я быстро! -Прокричала она, сунув мне в руки ключи от своей комнаты. - Я быстро!
 Аптека была очень далеко, а автобусы ходили только по заводскому расписанию. Я думаю, не меньше двух километров бежать нужно было. Вернулась она быстро. Вывалила из авоськи на стол хлеб, селедку, колбасу, бутылку водки,  бутылку вина, а из кармана платья два пузырька  касторки.
       - Ваньку по - человечески проводим к новой мадам. Фая за тобой винегрет, а я борща своего хохляцкого, да такого наварю, чтобы ложка стояла.  - Сказала она.
     - Что  Мария Павловна посоветовала? - спросила я соседку.
     - Потом, потом… Нам надо стол успеть накрыть к приходу любимого мужа. Накормить хорошенько на прощание, кормильца нашего! - зло рассмеялась она. -  Да, иди ты уже. Ребятишки пусть у вас будут пока, а тебе я сигнал подам, когда к нам зайти.
К  приходу Ивана стол был накрыт, как для гостей. Я, конечно, слышала, когда пришёл Иван. Минут десять выждала и  сама зашла к ним. Любая женщина может стать артисткой в критической ситуации. Я зашла, сделала удивлённое лицо, и говорю:
     - Вы гостей ждёте? Аня, докладываю, я детей накормила. Пошла я к себе.
    Иван сидел на диване, обхватив голову руками.
     - Нет, подруга, гостей не будет. У нас прощальный вечер. Не уходи. Борщ доваривается…
     - Ваня, что опять в командировку? Господи, когда эти командировки закончатся?
     -Ну да, едет в длительную! - ответила вперёд мужа Аннушка. - Заходи, мужа моего провожать будем с почестями. Борща поедим, да выпьем на дорожку, чтобы ненароком не поскользнулся.
        - Ой, Аня, я ничего не поняла! А я как раз винегрет приготовила свежий. Да, ребятишек предупрежу, чтобы не шалили. Петя на сверхурочных работах остался. Я мигом. Без меня не начинайте!
Потом, разливая на кухне по тарелкам борщ,  Аннушка в тарелку мужу налила
касторки. В салат тоже с одной стороны подлила. С нашей стоорны в тарелках слабительного не было. Я про себя удивлялась: откуда у неё появились силы вести себя так спокойно?
    - Так объясните мне, что случилось и тогда по какому поводу мы пьём.7 - Спросила я удрузей. - За что пьём?
    - Провожаю, Фая,  представляешь, я мужа своего мною любимого! Провожаю, в жаркие объятия  другой женщины, а чтобы не осудила меня разлучница, да и я буду спокойна, что он ушёл из семьи сытым!. Подруга, я стол накрыла и попросила его поужинать с нами. Шила в мешке не утаишь, но это будет потом. А детям нашим знать  плохое, про  отца, пока не надо. Малы они ещё. Долгие проводы - горькие слёзы. Пьём за твое здоровье, Ваня!
      Я молчала, боясь что - то сказать невпопад. Говорила в основном Аня, подливая и подкладывая еду, охмелевшему мужу, а я горестно поддакивала, да рюмку за компанию поднимала.  Иван ел, молча, не поднимая от тарелки головы.
   -  Ваня, с какого перепугу? Ну, вы даёте! Пойду детей посмотрю. Шумно что - то  у нас.  Ваня, а дети? Эх, ты!  - я вышла от них, но прислонила ухо к их двери. Да, я  решила подслушать! А как вести себя дальше, если они меня позовут? Слышу, подруга говорит ему:
     - Объясни мне, тупой жене твоей, Ванечка, почему уходишь? Разлюбил или согрешил и боишься последствий? Никого нельзя судить за то, что он полюбил или разлюбил, но я хочу знать, за что ты бросаешь семью!  Детей сиротишь!
     - Тебе это не понять! Разлюбил я тебя, понятно!  - закричал он.
      - Довольно! Не кричи! Насильно мил не будешь! Уходи, но если до утра не вернёшься, прокляну, и обратно даже на порог никогда не пущу. Чемодан я тебе собрала. Вот тете Бог, а вот порог!
Я едва успела заскочить в свою комнату. Он ушёл, громко хлопнув дверью. Подруга сидела за столом с вином в руках и плакала. Всех детей я уложила спать. Когда Петя пришёл с работы мы вдвоём с Аней ничего толком  не смогли ему объяснить. 
 Ночью мы все проснулись от громкого стука в дверь Веселовых. Я, накинув халат, выскочила в коридор. Иван, в распахнутом пальто, с диким взглядом и смердящем запахом нечистот, стучал в свои двери. Аня открыла, и ахнула..
 Удобства в те времена строили на улице. Уборная  - это длинное, тоже дощатая постройка, разделенная на две секции такой же деревянной перегородкой. В каждой секции, в полу, по три выпиленных  круглых отверстия,  а под ними  выгребная яма.  На дверях большими буквами написано  - «М» и «Ж».
Веселов бегал в уборную каждые десять минут».  Поднялась высокая температура, а понос был не проходящим.  Утором вызвали скорую помощь.
В стационаре он пролежал20 дней. С медицинской утки шесть дней не слазил. Анализы у него хорошие, а проблема не проходит.  От его «внезапной болезни» пострадала не только его семья, но и все соседи нашего барака,  потому что доблестная санитарная служба эпидем станции залил хлоркой весь барак и уборную тоже, а всем жильцам, ни взирая на возраст, пришлось сдать анализ на дизентерию.
Аня  в больнице его не навещала. Мой Пётр ему передачи в больницу носил. Ему он и жаловался.  Вернулся Ванька домой худой, бледный, виноватый. Про свою подружку он забыл. Он и там перепачкал ей постель и коридор. Стыдился всех.
 Я потом к его крале за чемоданом ходила. Красивая она была и модная. Вещи его отдала молча. Винился он перед ней или нет, для нас с Аней так и осталось тайной. Софья, так её звали, не дала молве людской повод уши порадовать. - Фаина Алексеевна замолчала. Несколько минут они сидели в тишине.
   - Бабушка, так это ваша знахарка посоветовала  дать ему пурген или касторку?
    - Касторку. Я не помню, был тогда пурген или нет! Мы  с Анной, когда Иван попал в больницу, переполошились. Пузырьки утопили в уборной, белье перестирали, оставшиеся продукты вылили. Думали и боялись, что посадят за попытку отравления.  Ох, и вломила нам Солодовникова, по первое число! Оказывается, нужно было всего одну столовую ложку подлить, а Анька полтора флакона вылила. Она долго нас  ругала и пилила, а когда всё обошлось, простила. Выражение -  касторки хочешь -  стало как пароль. Вот такое получилось лекарство от любви.
 Иван и Аня помирились только через полгода. И никто и ни когда не вспоминал эту историю. Друзья мои  вместе прожили всю жизнь. У них ещё один сын родился, Артём. Я была крёстной у Артёма. Потом мы разъехались в разные районы города, но встречались и созванивались, пока  у меня телефон был в квартире. А когда я в этот дом переехала, связь потерялась
 Когда мой муж нашёл себе женщину, я не стала брать грех на душу. Дети подросли, а я повзрослела и поумнела. Даже и крестом любви не повяжешь. Если бы он не пил и руки на меня не поднимал, то я бы может и боролась за нашу семью, а так.. Переболело всё давно. У мужчин, наверное, тоже бывает «бабье лето»!
 В прошлом году иду по Советскому рынку, а меня мужчина окликнул. Обернулась, глаза подняла, а это Веселов Иван. От его красоты, да удали один чуб остался, да и тот седой.  Я тала расспрашивать про Аню, внуков и  детей. Он заплакал. Сказал, что  Аня умерла полгода назад.  А потом вдруг и говорит:
    -Ну, и стерва же ты, Файка! Всю жизнь молчала.
     -Ты про что? – удивилась я.   
      - А про то, дорогая, как вы меня с Анькой на тот свет чуть не отправили. Надоже всю жизнь молчать! И хватило же терпения! Я чуть не сдох тогда! Кто же вас надоумил? Сами бы вы вряд ли допёрли. Ума  у вас тогда  точно только на одну понюшку табака было.
    - Зато, Веселов. Мы с Аней вашу семью сохранили.  - Возразила я. – Вы богатые вы на детей и внуков, дом -полная чаша. Любимая моя подружка тебя одного любила всю жизнь. Если бы не понос, чтобы бы было с вашей семьёй? Знаешь, Иван, кто старое помянет, тому глаз вон! Прости ты нас уже. Страшно было одним с детьми малыми оставаться. Любили, как умели. Учить было не кому, любви то! Откуда ты узнал? Об этом давно уже и собаки не лают.
     - Аннушка, моя, призналась. Прощения попросила у меня перед смертью. Умирала тяжело, но в полной памяти. Я, старый козёл, до сих пор себя виноватым считаю. Сколько она меня по жизни прощала!  Вот и на тебя сейчас наехал! Прости, Фаина, меня.
 - Господи, Ваня, ты о чём? Жизнь наша заканчивается.  Как говорят сейчас: живёшь, не с кем покалякать, а  помрёшь, некому поплакать.  Пора мне. - Фаина Алексеевна улыбнулась своим мыслям. -  Дала ему свой адрес, но думаю, что он не вспомнит обо мне больше. Так устроен мир.
     - И, правда бабушка, и грешно, и смешно. Как ты здорово сказала – лекарство от любви!  -  Алёна поправила бабушке подушку. - И что дальше?
     - А дальше… Я тебе это рассказала не для того, чтобы ты своего гулящего мужа через отравление и испражнение  возвращала, а чтобы мудрости набиралась и, сердце не чужое, а своё сердце слушала. Не с богатством жить, а с человеком. - Она задумалась. - Сидим, Алёнка, а  на часы не глядим. Сергей  твой не звонил? Где он? 
    - Уехал в деревню отцу крышу помочь перекрыть, а там связь только поздно вечером. - Женщина выглянула на улицу. - Маме я позвоню сейчас.  Сергею не буду звонить. Сама с ним разберусь! Темно уже, Можно, бабушка, я у тебя останусь?
    - Конечно, оставайся. Мне лишний раз за тебя  не переживать. Иди во двор, да ставни закрой и снова будем чай пить. Ужинать пора. Разберётесь, конечно…А что дети остаются сиротами при живых отцах и дела никому нет. Быть гордой  хорошо, а счастливой и любимой лучше. Так человек устроен, что без любви он задыхается! Живёте вы сейчас, молодые, совсем по – другому. Разборки все ваши любовные почему - то решаются только через разводы! Чуть что и разбежались… Вот, и выходит, что печать «брака» в  вашем паспорте стоит…   Да не забудь, Алёна, матери позвонить, Валентина, наверное, тоже волнуется.