Булыжник на столе

Талгат Алимов
Времена были тяжелые - начало девяностых, некоторые называют их еще весёлыми. Про эти годы написано много: бандиты, прихватизация, миллионы, малиновые пиджаки, золотые цепи, проститутки…. Буйные годы!
  Но для нас была другая ситуация. Крах всей системы, советской плановой экономики и идеологии коммунизма, рухнула система ЖКХ. Рассыпались многочисленные РСУ, ЖРЗПы, ЖЭКи …
  В отличии от них наша фирма сформировалась, как кооператив, «по Ленинским принципам» - всё поровну, все работаем и все зарабатываем. Тем более костяк фирмы составляли бывшие рабочие шахтостроительных управлений.
  Не знаю как там с «золотым дождём», но то, что фонтаном била вся система теплоснабжения это факт, день-другой и город должен был замёрзнуть. Старые ЖРЭПы уже разваливались, слесаря от безденежья разбежались и тут мы подвернулись районному руководству.
  Сплочённая бригада из 10 опытных слесарей и сварщиков. Районное руководство, позже и городское, увидело в этом чуть ли не манну небесную. Дом за домом, элеваторный узел за узлом, подвальные разводки из гнилых труб, затопленные подвалы, крики и шум жителей. Ой чего только мы не насмотрелись за эту зиму.
  В одном доме на улице Ленина кипяток, залил весь подвал, взбухли полы на первых этажах. Закрыли задвижки чуть ли не всего район, но вода прибывала. В подвал зайти не было возможности, затопило электрощитовую и чтобы никого не убило током, отключили электроэнергию. 
   Мы с Борей Мартыновым, решили проползти по трубам. Малейшая ошибка грозила купанием в кипятке с нехорошими последствиями. Густой пар закрывал всю видимость, мощные шахтерские фонари иногда выхватывали разбухшие трупы кошек, крыс. Запах просто не передать! Трубы начали покачиваться, я, как более легкий, решил дальше ползти один. Где-то на двадцатом метре с писком, мне на плечо запрыгнула крыса, еле отодрал ее и посадил на угол фундаментного блока.
   Тоже живое существо, наверно жить хочет!
   Метр через пять почувствовал какой-то поток, вода лилась со стороны торцевой стены, прямо по какому-то железобетонные лотку. Поток чуть ли не сносил, руки мои в перчатках, но похоже хорошо обожжены и стали очень чувствительны.
  Пополз назад, крыса забилась в норку между блоками. Живи божья тварь, сейчас разберемся!
   Вышли на улицу, провели небольшое техническое совещание. Зам.акима Сеньковский предположил, что там могут быть лотки старой трассы. Подогнали экскаватор, разрыли. Точно, вода бурным потоком, по лоткам, шла со стороны домов, через улицу. Быстро забутовали утечку и глинянным замком, как и ожидалось, после того как воду выкачали, доступ в подвал открылся, мы приступили к замене сгнивших труб. Ребята потом говорили, что там среди воды и трупов бегала одна крыса. Выжила!
   И так почти на каждом доме, но, слава Богу город пережил этот отопительный сезон.
  По моим расчётам мы успешно поработали над спасением почти 150 многоэтажных домов, но проблема была в том, что героям тоже хочется кушать.
  Да и уже кредиторы начали донимать. Пока работали, мы направо и налево раздавали гарантийные письма. У кого-то брали трубы, у кого-то кислород, электроды…
   Большинство руководителей ЖРЭПов подтвердили объём выполненных работ и акты подписали, но что-то долго упирался начальник ЖРЭП №4, всё время намекал на откат. Мне, почему-то не хотелось зарабатывать на горе людей, еще и откат накручивать. Есть в этом что-то непорядочное, хотя мы и не ханжи.
  Но зарплату людям платить надо, с кредиторами рассчитываться надо, а самый большой объём выполненных работ, был именно в его ЖРЭПе.
  Зашёл я к нему вечерком, по советской привычке с пузырём, думаю хотя бы так по-мужски договориться, но нет, не получается! Не пьющим оказался!
  Начал я тут рассказывать про то, как тяжело живётся рабочим (про то, что у самого семья сидит на одних макаронах, как-то промолчал, неудобно, я же уже всё-таки шеф, председатель кооператива).
   Тут он выдал:
 - Да вы кооператоры, частники, у вас денег море, доставай из сейфа и сам заплати. Помоги городу!
 - Ереке, вы на свой костюм посмотрите и на мой – рассмеялся я.
  Он сидел за столом, в хорошем костюме с галстуком, да и машину у него уже тогда, была какая-то иномарка, по тем временам большая редкость, не чета моему старому «москвичу».
  Он ухмыльнулся:
 -  Приходишь в спецовке специально. Сам, наверное, дома свой малиновый костюм от народа прячешь.
  Тут он точно соврал, не знаю почему, но в этот момент со звоном разбилось стекло и на стол упал приличный булыжник, завёрнутый в какую-то тряпку.
  Я впервые увидел страх в глазах этого очень самоуверенного человека. К месту или не к месту вспомнилось: булыжник оружие пролетариата. Прямо, как в каменном веке! Но Ереке сразу позвонил в милицию, надо и пролетариат ставить на место! Булыжник не аргумент!
  - А ты не уходи, всё равно мы их сейчас найдём. – крикнул он мне.
  Похоже он подозревал, что я тут что-то намутил.
  Быстро приехал наряд из четырёх человек. Ереке, что-то шепнул им, двое под руку отвели меня сторону.
  - Я то при чём? Пришёл по делам, сижу себе спокойно.
  - Сейчас узнаешь - и довольно сильно ударил в живот.
  -  Удар не очень, я бы тебя с одного вырубил – ответил я.
 Он почему-то остановился.
 - Позвони Синьковскому – крикнул я секретарше.
  - Ты откуда знаешь его? - спросил старший.
  - Во-первых не тыкай, во-вторых, я директор подрядной организации, пришел с документами и к тому, что тут булыжники летают, отношения никого не имею.
  - Это, мы ещё посмотрим - сказал старший, разворачивая тряпку в которую был завернут булыжник.
  Оказалось, что это половинка кирпича, вместе с запиской. Старший прочитал:
 - Если завтра не выплатишь зарплату, то следующий прилетит тебе в голову, от бригады.
  И ряд фамилий, первым стоял некий Каирбеков и еще ряд неясно написанных фамилий.
  Услышав это, Ереке заметался:
  - Ничего-ничего, это наши жрэповские слесаря, мы сами с ними разберемся.
 - А с этим что? - кивнул в мою сторону сержант.
 - Да не трогайте его, это друг Сеньковского, по делу пришёл.
  Фамилия знаменитого первого зама председателя горисполкома, как-то их охолодила.
  -  Ну ладно разберёшься сам, а если надо и на него найдём управу, больно дерзкий, блатной что-ли? Закрышеванный!
  Вот так, менты определили мой статус. Возвели в блатные или короновали?
  Похоже, Ереке с бюджета деньги получил, но ни с кем делиться не хотел. Не платил нам подрядчикам за работу, как и своим слесарям зарплату.
  - Если не подпишешь, то всё это я расскажу Николаю Петровичу. Рай.фин.отдел тебе же деньги дал.
 -  Ну ладно, давай - он взял мои акты, не глядя подписал, поставил печать. Теперь, подтверждающие документы, у меня были!
 - Когда будут деньги?
 -  Завтра поговорю с бухгалтерией!
 -  Хорошо.
  На другой день, как я и ожидалось, денег не оказалось. В бухгалтерии сказали:
 -  Деньги все мы потратили, зарплату своим, при задолженности 6 месяцев загасили за 2 месяца.
  - Я причём тут? Мы тут по 12-14 часов вкалывали, ещё за материалы должен.
 -  Идите к шефу.
  Кабинет его оказался закрыт.  Через неделю выяснилось, что его уволили за злоупотребление.  Все таки похоже его на чем то накрыли, или сбежал. Выяснилось, что деньги он перечислил на фирмы своих знакомых, которые вообще не участвовали в работе. Присвоил в общем, но при этом крайней оказался бухгалтер!
  Шеф пропал, денег нет, начали доставать кредиторы, недовольство, коснулось и рабочих.
   Наступили тяжелые дни, вечером после работы меня в подъезде ждали то рабочие, то кредиторы. Всем старательно объяснял, показывал документы, но вера с каждым разом подала.
  Я допоздна пропадал в акиматах, просто клянчил деньги, но вопрос не решался.
  Сотовых телефонов тогда не было, поэтому обычно в 7 – 8 часов вечера, звонил жене на домашний:
-  Там меня кто-то ждёт?
 - Да, сидят двое рабочих. Я их тут макаронами накормила, они мне сказали, что и дома сидят на одних макаронах.
 -  Скажешь, что я ещё в акимате.
  К тому времени я пристроил одну бригаду работать на хлебомакаронный комбинат, те в свою очередь со мной рассчитывались своей продукции. Так что не голодали, но, по справедливости, надо сказать, я и сам питался макаронами, как и мои рабочие, они это знали, что, наверное, и спасало меня от разборок с ними.
  Когда наконец мой вопрос должен был быть решиться, сняли с работы знакомого акима и его зама, которые были в курсе всех моих не радостных дел и готовы были помочь.
  Но увы, век чиновника недолог, особенно на государственной службе. Новые, пришедшие им на смену, были уже не те. Они были уже из тех, которые еще только вчера, ходили в малиновых пиджаках.
  Из всей плеяды новых чиновников (которые тогда приходили командами), я выделил заместителя по экономическим вопросам Талгата Касеновича, вроде интеллигентный человек, говорят из профессорской среды.
  Зашел в акимат, не узнать:
 - Опа-на, что твориться.
  Кругом идёт очень крутой евроремонт, завозят невиданную крутую мебель, выкидывают видавшие виды старые советские шкафы, стулья, столы.
  В общем опять пришла перестройка и она началась прямо с кабинета Акима!
  Добрые люди посоветовали:
  - Да кончай ты со своими принципами, тут без отката не обойтись, не те люди. Отдай им 10% и забирай свои деньги.
   Я уже почти сдался, достали кредиторы, особенно рабочие. У всех семьи, проблемы. На одних макаронах долго не протянешь!
  Захожу в кабинет. Вежливо очень принял. Голос с хрипотцой. Видно что человек грамотный, книги стоят рядами про экономику, историю, политику. Новые, в хороших дорогих обложках. Показываю ему документы.
 - Вот, мы отработали, нам не заплатили. Мы просим всего лишь погасить задолженность по материалам и зарплате.
  Он долго изучал мои документы и как-то подозрительно на меня посмотрел:
 - Действительно сделали?
 - Конечно, вот отзывы жителей, сотни свидетелей.
 - Почему не заплатили?
  - Не знаю, хожу тут уже полгода, не могу концы найти. Говорят, что нельзя платить за работу на частных домах.
 - Но работу принимал акимат?
 - Да, акимат района - подтвердил, что работы делали по их заявкам.
 - Так в чём же дело?
 - Не знаю.
  Он молча посмотрел на меня и мне показалось что наступил момент, когда нужно что-то делать. Я на калькулятор написал 10%.   
  - Зачем?
  - Если решите вопрос.
  Ответ был полной неожиданностью:
 -  У вас все документы правильно оформлены, подавайте в суд и не надо никому откаты предлагать.
 - Как в суд?
 - Да просто, завтра пойдёшь к этому человеку - протянул мне визитку.
 - Это адвокат, он поможет.
 - Спасибо.
 Я вышел ошарашенный.
  Это сейчас просто, но тогда, в 1993 году, нам производственникам непривычно было судится с властями.
   Надо ли говорить, что суд я выиграл и деньги свои получил, правда изрядно полегчавшие из-за инфляции.
  Позже, Талгат Касенович, дал мне ещё один хороший совет:
  - Сейчас твой адвокат будет организовывать Ассоциацию предпринимателей. Вступайте в нее и учитесь защищать свои права! Законно!
 Чисто западный подход! Спасибо Талгату Касеновичу!
  Ермек оказался очень грамотным и принципиальным юристом, с хорошими организаторскими способностями. Ассоциацию организовал, очень даже, не плохую, одну из лучших в республике. Бессчетное количество выигранных судебных процессов, сотни предложений по изменению в законодательстве. Огромная работа!
  Я у него там работаю вице-президентом по строительным делам.
  Надо работать!