Запах земли

Лутфулла Кабиров
    В 1989 году большая часть крымских татар уже переехала в Крым. На полуострове была образована Крымская автономная Республика и, ставшая независимой Украина, возвращала земли их исконным владельцам.

   Моими соседями в Газетном корпусе на этаже была крымско-татарская газета «Ленин байрагы».
Они тоже готовились к переезду в Крым, поэтому весь коридор был уставлен кипами бумаг и подшивок…  Видеть это было непривычно и грустно!  И вот почему!
   
     Дело в том, что я родился и вырос в Беговате, где в основном жили крымские татары. Нянькой у меня была крымская татарка, все медсестры и врачи в больнице, где папа работал главврачом, были они же…  Из Сырдарьи, где я тонул пацаненком, тоже вытащил меня какой-то крымский татарин, откачал и дал мне поджопник, чтобы я так больше не делал…
 
        Уже потом в Ташкенте полкласса были крымско-татарскими ребятами. И хоть школа была русская, мы больше разговаривали на узбекском…  Так что, то ли мы вросли в них, то ли они в узбекский народ – разницы не было никакой!

      …После обеда я заглянул в секретариат «Ленин Байрагы», потому что договорился с их ответ.секретарем Сервер-ака  распить на прощание бутылочку коньяка. Сервер-ака вычитывал номер, а несколько крымско-татарских красавиц тут же рядом пили чай и мешали ему работать.  Редактора Тимура Дагджи, кстати одного из лидеров и инициаторов требования возвращения крымских татар на родную землю, в редакции не было, и мы смело раскупорили бутылку…
Естественно, разговор шел о возвращении в Крым!   Мне было искренне жаль, что они уезжают, и я с пафосом сказал:
    
       - Вот вы, девочки, все родились и выросли здесь в Узбекистане. Она же для вас такая родная, как и для меня… И у вас такие же права на нее, как и у меня!
Эту белиберду я сказал, потому что мы пропустили уже по три рюмки коньяка. Девочки промолчали, а Сервер-ака вдруг спросил:
    
     - Ты же много раз бывал в Крыму! Помнишь, запах Крыма?
   
      - Какой запах! – отмахнулся я. - Такой же как везде, обычный…
Серевер-ака был намного старше меня. Его маленьким пацаном в товарном вагоне привезли сюда в Узбекистан, поэтому он ничего не стал говорить, а откупорил еще одну бутылку коньяка…
Вскоре они уехали…  И мне кажется, крымские татары покидали Узбекистан тоже с грустью! Но не только потому, что они иногда за бесценок продавали добротные дома или уходили с привычной работы…  Большинство из них уже родились и выросли здесь, сами стали папами и мамами и, чего греха таить, говорили на узбекском куда лучше, чем на своем родном крымско-татарском.  Они уезжали со ставшей им родной земли! 
       Но они уезжали… 
   
       Как, впрочем, уезжали тысячи и тысячи людей других национальностей, тоже родившихся и выросших здесь, тоже имевших дома и квартиры, профессию, и даже - мечты обустроить до конца свою жизнь здесь,  в Узбекистане!  Но мечты эти стали угасать, потому что, советский пазл из 15 республик развалился, превратив их в лица некоренной национальности…     Иначе говоря,  принцип национального самоопределения  четко показал каждому на его место.   

      Но! Никто никого никуда не выгонял…   Просто, в 90-ые годы «не узбеки»  неожиданно почувствовали пустоту и равнодушие вдруг ставшей им чужой новой независимой страны.  Постепенное доминирование  одного языка, открытое усиление в обществе приятельских и личностных  взаимоотношений, непривычный авториторизм…  Мы-то, местные, приспособились к исчезающей технократии,  согласились с примитивизацией медицины, разжижению науки…  Например, у меня сейчас в знакомых восемь академиков без научных степеней…   
 
     Короче, поговорка «где родился, там и пригодился» стала работать очень избирательно… Поэтому, да простят меня многие мои друзья, они собрали чемоданы не только по зову исторической родины… 
Но я не только об этом…
   
       Да, история не терпит сослагательного наклонения, но, если бы не было этой репатриации, иммиграции, называйте, как хотите, как сложилась бы их судьба здесь!  Со многими из них я в те годы работал, дружил, общался, а с некоторыми даже сидели и выпивали…   Скажи я им тогда, что через несколько лет они будут говорить и думать на других языках, они бы посмеялись… Но хорошо, история не имеет сослагательного наклонения.

      И еще хорошо, что человек имеет память!
Поэтому начало истории крымских татар, евреев, русских и других национальностей здесь в Узбекистане никто не отменит. Хорошая или плохая – не мне решать! Но я надеюсь,  когда они будут оглядываться назад и "доставать" своих детей и внуков рассказами о плове, сборе хлопка, Самарканде и Бухаре, их воспоминания будут теплыми.
       И даже, как говорил Сервер-ака, иметь «запах родной земли»!