Дагестан глазами Анатолия Скачко

Али Албанви
«Дагестан» глазами Анатолия Скачко


Думается, большой интерес для дагестанского читателя представит книга советского военного деятеля А.Е. Скачко, под названием «Дагестан», изданная в 1931 году. В предисловии «От автора» отмечается, что работа была написана по поручению издательства «Власть Советов». В этой брошюре автору было необходимо свести воедино имеющиеся основные достоверные данные по Дагестану.


Анатолий Евгеньевич Скачко (1879–1941) — советский военачальник и государственный деятель. Офицер военного времени Русской императорской армии, в годы Гражданской войны — командующий 2-й Украинской советской армией, в 30-е годы — заместитель председателя Комитета Севера при ЦИК СССР; журналист, редактор, писатель (литературный псевдоним — Альгин, Ан.). До 1917 года имел фамилию «Скачков». После Февральской революции 1917 года — член офицерского исполкома 12-й армии. В июльские дни 1917 года в составе революционных войск Временного правительства участвовал во взятии Петропавловской крепости. С ноября 1917 — выборный командир 131-го пехотного Тираспольского полка. С 1918 года — член РКП(б). Участник Гражданской войны. В январе 1919 — начальник штаба Украинской советской резервной армии, а с 6 февраля — командующий группой войск Харьковского направления, в апреле–мае 1919 — командующий 2-й Украинской советской армией. Приказом от 4 июня 1919 года Украинский фронт РККА был расформирован, причём 2-я Украинская армия преобразована в 14-ю армию РККА и оставлена в составе Южного фронта. А.Е. Скачко оставался командующим 14-й армией до 7 июня 1919 года, когда сдал командование армией К.Е. Ворошилову (1881–1969). Затем был направлен на Северный Кавказ. В 1919 году был на подпольной работе в Дагестане против А.И. Деникина (1872–1947).


В январе 1920 по инициативе Совета Обороны, рассмотренной КавКрайкомом, был направлен в Турцию для привлечения их к совместной борьбе против интервенции. После оккупации г. Стамбул англичанами (16 марта 1920 года) сближается с руководством ВНСТ (Великое национальное собрание Турции) и в апреле 1920 года сопровождает первую турецкую делегацию во главе с Халил-паша (1882–1957) — одним из главных организаторов геноцида армян, к В.И. Ленину (1870–1924). Уже 28 апреля 1920 года перед отъездом в г. Москва по поручению Кемаля Ататюрка (1881–1938) он телеграфировал руководителю Дагестана Дж. А. Коркмасову (1877–1937), испрашивая его согласия на посещение Дагестана по пути в г. Москва, встречи и консультаций относительно перспектив развития советско-турецких отношений. Получив согласие Дж. Коркмасова, предварительно обсудившего эти вопросы с чл. Кавфронта Г.К. Орджоникидзе (1886–1937) и Центром, уведомив о данном им согласии на встречу с Халил-пашой и, также приглашая Г.К. Орджоникидзе в г. Темир-Хан-Шура (ныне г. Буйнакск) на обсуждение этого политического вопроса, Халил-паша, прибыл в г. Теми-Хан-Шуру. Переговоры в г. Темир-Хан-Шура имели самый благоприятный исход для интересов Турции. В сопровождении одного из видных деятелей Турции доктора Фуада Сабит-бея, а также представителя Совета Обороны Дагестана А. Скачко и группы турецких офицеров, Халил-паша в середине мая прибыл в г. Москва. Миссия турецкой делегации в г. Москва была направлена на получение «тем или иным путём некоторого количества боевых припасов у Советской России, а если удастся, заключить оборонительный союз против Антанты».


После Гражданской войны с июня 1921 по январь 1922 года А.Е. Скачко — заведующий художественным отделом Главполитпросвета. В 1922–1923 годах — заведующий Отделом национальных меньшинств Наркомнаца, затем — сотрудник Представительства Дагестанской АССР при Президиуме ВЦИК. В 30-х годах — заместитель председателя Комитета Севера при ЦИК СССР, член редколлегии общественно-научного журнала «Советский Север». Занимался вопросами освоения Крайнего Севера и Дальнего Востока, развитием культуры коренных народов этих регионов и проблемой их интеграции в социалистическое общество и в СССР в целом. Анатолий Скачко написал ряд очерков (в том числе о Гражданской войне), научных трудов о народах Севера, научно-фантастическую повесть «Может быть — завтра», впервые опубликованную в 1930 году в журнале «Борьба миров». В 1931 году выходит интересующая нас его научная работа под названием «Дагестан».


«Дагестан» Анатолием Сачко был поделён на семь частей. Наибольший интерес для нас представляет раздел с описанием политики царизма в области культуры в Дагестанской области и оценочным суждение автора книги. Анатолий Скачко отмечает, что в покорённых областях господствовавший в России класс дворян-землевладельцев старался образовать себе опору созданием местного, поместного дворянства. Политика состояла в том, чтобы перевести бывших ханов и беков на положение помещиков, закрепив за ними земли в собственность и тем самым власть над крестьянами в более современных формах, соответствующих периоду торгового капитализма. Так постепенно отменялись феодальные права, которые заменялись правами земельными. А. Скачко пишет, что «все культурные начинания, которые существовали у царского правительства в Дагестане, имели целью обслуживать интересы не дагестанцев, но пришлого элемента. Больницы существовали только в городах, в селениях были лишь редкие фельдшерские пункты — 51 на весь Дагестан». И далее он пишет: «Школы распределялись так: для пришлого населения в 3 городах — 33 школы с 4 621 учащимся и для коренного во всех селениях — 60 школ с 2330 учащимися».


Автор скептически относится и к этим школам. Он считает, что их открыли не с целью подъема культуры горцев, а для образования некоторого количества необходимых для правительства мелких агентов из местного населения: писарей, переводчиков и т. д. (обслугу в широком смысле). В них отдавали детей только представители служилого элемента (вроде старшин) и воспитывали они народных отщепенцев и прислужников власти. А. Скачко приходит к выводу, что «не связанное ни с рынком, ни с крупной промышленностью, ничем не втягиваемое в круговорот современности, горское население жило обособленной жизнью, замкнутой в кругу представлений, созданных в предыдущие исторические периоды. Тяжесть убогой, суровой жизни заставляла горцев по-прежнему искать утешение только в религии... Мусульманское духовенство сумело забрать в руки и все народное просвещение, противопоставив жалким 60 русским школам с 2 300 учащимися 2 000 религиозных медресе с 40 000 учащимися».


Взгляды А. Скачко были типичными для руководителей поколения, пришедшего к власти после победы революции. Отметим, также что в сельской местности светские школы стали открываться в начале 60-х годов XIX в. Первой из них была Ахтынская школа в Самурском округе (ныне село в Ахтынском районе Дагестана), открытая в 1861 году («Одноклассное начальное общественное училище» на 44 приходящих ученика для обучения детей туземцев русскому и татарскому языкам). В сёлах Касумкент (ныне в С.-Стальском районе Дагестана) и Дешлагар (ныне село Сергокала одноимённого района Дагестана) школы были открыты в 1878 г. К концу XIX в. в Дагестанской области было 12 сельских школ. К 1915 г. в сельской местности было уже 60 светских школ с 2 212 учащимися. Несмотря на появление светских школ во второй половине XIX — начале XX вв. в Дагестане, конфессиональные школы, по общему мнению, преобладали. Методы преподавания и система обучения в этих школах не менялись веками, они были очень консервативны. Попытки реформировать мусульманскую школу, открыть «новометодные» школы с преподаванием светских дисциплин в Дагестане не увенчались успехом. «Школы нового типа», по свидетельству официальных властей, «мало чем отличались от мечетских».


Автор: ‘Али Албанви


Литература

1. Далгат Э.М. Историография дагестанского аула XIX — начала ХХ вв.: ИИАЭ ДФИЦ РАН. — Махачкала: «АЛЕФ», 2020. С. 115–117.

2. Миссия Халиль-паши в Москве [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/aei7G, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.12.2021). — Яз. рус.

3. Скачко А.Е. Дагестан [Текст]: научное издание / А. Скачко. — М.: Власть Советов при Президиуме ВЦИК, 1931. — 159 с.: ил.; 25 см. — (От колониального вырождения к социалистическому расцвету).