«Суд - как учебная ролевая игра, как междисциплинарная иллюстрация к изучению предмета «Экологическое право»
Доклад студента специальности
"Правоохранительная деятельность" Кирилла Леонтьева к выступлению на Студенческих чтениях ИПЭК апреля 2021 года
Для нас, студентов правовой специальности «Правоохранительная
деятельность», как, впрочем, и для студентов специальности «Право социального обеспечения» СПО (среднего профессионального образования), вчерашними школьниками, познание многих правовых дисциплин особенно сложно, в особенности тех, которые являются межотраслевыми. Возьмём, к примеру, предмет «Экологическое право», или как этот предмет называется у студентов специальности «Право социального обеспечения» «Основы экологического права», включающим в себя правовое регулирование различных правовых отраслей. Конституционное право, государственное управление, гражданское право, земельное, лесное, водное, о недрах, о воздухе, природоохранное, природоресурсное, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, элементы международного права, и много иных , не менее значимых подотраслей права. Сложность определяется как особенностями объектов экологических правоотношений, их разнообразием, сложностью правовой защиты и охраны, так и недостаточностью первичных , пока, базовых знаний по общим правовым предметам у нас, студентов специальности «Правоохранительная деятельность», поскольку почти все основные правовые предметы идут параллельно друг другу, а для студентов «Право Социального Обеспечения» сложность определяется полным отсутствием по программе некоторых предметов, это я о предметах уголовно- правовой направленности.
И вот новые темы занятий. "Ответственность за экологические правонарушения, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность, роль правоохранительных органов". И еще, следующие. "Правовой режим использования и охраны природных объектов, особо охраняемых природных территорий".
Как преподавателю удастся дать такой огромный диапазон вопросов за несколько предусмотренных программой академических часов, и дать так, чтобы мы не только поняли о чём идёт речь, но еще и вынесли этот багаж знаний, как нечто полезное в предмете изучения , но и в дальнейшем, смогли применить эти знания в практической деятельности юриста.
Но объявив тему, а ведет у нас этот предмет, как известно, Елена Рудольфовна Артемичева, имеющая за плечами достаточный опыт работы в судебной системе, обрадовала, что сегодня учебный процесс будет необычным и темы занятия, мы попробуем понять, проанализировать, усвоить через призму учебного судебного заседания, которое попробуем провести в игровой форме. Восторгу не было предела. Началась подготовка, совместно с преподавателем написан сценарий и роли каждого участвующего в деле лица. Были объявлены действующие лица: судья, рассматривающий гражданское дело о возмещении материального ущерба лицом совершившим административное деяние в сфере экологии, лица, участвующие в деле: представитель истца – Федерального Государственного Учреждения Особо охраняемой природной Территории, в частности (на это раз, мы решили побывать , хотя бы в игре, в Сочи, жемчужине Чёрного моря) «Сочинский Национальный Парк», ответчик – гражданин, работник нацпарка, которым было совершено административное правовонарушение в сфере экологических отношений, а именно по ст. 8.39 КоАП РФ , было введено несколько свидетелей, в основном работников подразделения Сочинского Национального Парка – всем известного Дендрария города Сочи. Все участвующие по делу лица конечно же были из состава группы наших учащихся, руководящую и ответственную роль суда, взяла на себя преподаватель, показывая нам весь смысл и содержание работы судьи, особенности его поведения во время процесса. Посмотрели, что территориально, дело должно рассматриваться в Хостинском районном суде города Сочи Краснодарского Края . Затем, под чутким руководством преподавателя, для каждого действующего лица будущего процессуального спектакля, был подготовлен текст до мельчайших подробностей раскрывающий обстоятельства рассматриваемого дела, в соответствии с индивидуальным процессуальным статусом каждого участника процесса. Дана команда преподавателя, и... незамедлительно, с участием сильной половины группы, учебная комната превратилась в зал судебного заседания, с противоположными местами сторон истца и ответчика, с трибуной для допроса «явившихся» свидетелей и местом для судьи и секретаря судебного заседания. После проведенного судьей инструктажа для секретаря судебного заседания, который должен помимо того, что вести протокол, помогать судье в обеспечении порядка в зале суда, давать команду участникам «Встать, суд идет!», обеспечивать и проверять явку лиц, участвующих в производстве по делу и свидетелей. Долгожданное процессуальное таинство началось.
Далее, мы узнали что все судьи РФ в процессах, при рассмотрении всех категорий дел, пользуются впечатляющим атрибутом судебной власти – мантией, которая была введена для судебной системы РФ в начале 90 годов. Используется судьями большинства стран мира, как атрибут судебной власти и как судейское обмундирование.
Елена Рудольфовна облачилась в мантию. Обстоятельства дела. В Хостинский районный суд города Сочи Краснодарского Края поступил иск ФГУ «Сочинский национальный парк» к некому гражданину, который своими незаконными действиями, выразившимися в том, что занимаясь сбором саженцев экзотических растений, нескольких особо ценных видов бамбука и кактусов, что запрещено , согласно установленного режима охраны Особо Охраняемой Природной Территории, совершил, как установлено в судебном заседание административное деяние по ст. 8.39 КоАП РФ, причинил данному ООПТ «Сочинский Национальный Парк» материальный ущерб.
Как было мной выяснено при подготовке к Студенческим чтениям, во всех группах правовой направленности нашего потока ю 19 – 1, ю 19-2, п 19 -1 проводились учебные судебные заседания по аналогичным обстоятельствам. Ход процесса был у всех оригинально индивидуальным, в одном случае, ответчик не признал иск, поясняя, что не согласен с суммой взыскиваемого материального ущерба, и вообще , пояснил, что саженцы – это быстро восполнимый ресурс, и он вырастет через некоторое время, в других случаях, признал иск (был согласен с требованиями), но исходом дела во всех группах было мировое соглашение.
В представленном видео сопровождении , которое явилось фоном для моего повествования, мы запечатлели учебные процессы, и они проникнуты большим желанием студентов и энтузиазмом преподавателя.
На основании изложенного, вывод: цели, поставленные перед учебным занятием были достигнуты, мы , через игровую форму судебного заседания , прикоснулись к темам «Экологического права» ответственности в сфере экологических отношений, в частности, административной, гражданско-правовой, прикоснулись к теме правового статуса Особо Охраняемых природных территорий, закрепили свои знания по основным элементам гражданского процесса, оставив их в памяти и в видео- сопровождении Надеемся, что все практические навыки, приобретенные на занятии, не пропадут даром, и будут полезными для становления нас в качестве юристов в будущем.
ИПЭК, апрель 2021