Таёжные дали

Воробьёв Леонид Михайлович
             

Восточная Сибирь. Витимо - Патомское нагорье.

          

            Высокие склоны гор побережья Витима, окружавшие таёжные посёлки , рождали в  моём детском восприятие мира его ограниченность этим давящим на сознание пространством,  величием его и непознанностью. Но с взрослением всё больше и больше хотелось бросить ему вызов, как желание вырваться на свободу из объятий Тайги. Первая появившаяся возможность этого закончилась моим полным разочарованием. С самой высокой горы, на которую я смог подняться, явь предлагала взору тысячи таких же гор, насколько позволял охватить человеческий взгляд. Там, за неясными очертаниями самых дальних гольцов, заканчивались мои мысли о другом мире, городах, где жизнь течёт по другим, как мне казалось тогда, законам. Тогда еще сознание не подсказывало, что невидимые стальные канаты уже прочно связали моё сознание с этими местами, которые хотелось преодолеть, порвать, вырваться на свободу и улететь неведомо куда, где много радости и счастья.
               Невольно вспоминается герой из фильма «Сибириада», рубивший всю свою сознательную жизнь просеку в Тайге  на Полярную звезду. Там и скончался с топором в руках. Нечто похожее творилось и в моей душе, молодой и зовущей вдаль, смелой и бесстрашно бросившей вызов этому бесконечному, прекрасному миру! Как поимевший смелость жить.
             Звериная тропа вела вдоль реки. Путь мой лежал вниз по её течению и не имел конечной цели, разве что как еще одна попытка увидеть за следующим поворотом таёжной, горной реки Мара, чудесную, неизвестную мне страну! Наивность этого замысла не останавливала меня,ведь о нём знал только я сам и честно воплощал его в жизнь!
             Несколько ночёвок на берегу, в старых развалившихся зимовьях, привели меня к необъятной взору долине реки. Она расширилась настолько, что нахождение в ней рождало чувство оторопи, и растворившегося в этой мощи окружающей меня Тайги  желания двигаться далее. Как бросившего вызов всему этому миру, и как признавшего его величие и ничтожность человеческих замыслов.
           Всё это время в пути не проходило ощущение, что с каждым километром  вперёд, я словно растягивал пружину, которая тянула назад так, что движение вперёд становилось уже невозможным. Можно было только стоять и сознавать величие Тайги и конечность нашего бытия, как и бесконечность окружающего меня мира.
          Наверное, мы всегда должны возвращаться. И путь назад также нелёгок, так  как он, хоть и пройден нами, но видится иначе. И так необходимо видеть на его протяжении следы человеческого присутствия, пусть даже многолетней давности. Но и их в этих благословенных местах не сыскать. Разве что в развалившихся от времени редких зимовьях.  Но, и они только добавляют ощущение великой русской тоски от неустроенности и заброшенности.
          Ощущение связи с этими местами не покидает меня всю мою жизнь. А те стальные канаты, державшие мое сознание накоротке в тех краях, так и держат, несмотря на то, что поменял место жительство. Но выяснилось и ещё одно обстоятельство, что именно эта связь и позволяет жить и оставаться счастливым от осознания причастности к истокам нашего бытия, как его малой частичке.