По ту сторону любви. 43 глава

Баширова Шаира
     - Ну что, поехали? - вытирая губы и пальцы салфеткой, собираясь встать из-за стола, приподнявшись, сказал Валерка.
     Он знал, что отец его ждёт и конечно, волнуется за него.
     - А молитву Аллаху? Ты что, не делаешь патаха (благодарение Всевышнему) после еды? - искренне удивился Бахром.
     - Не понял... какой патаха? - снова присев на стул, в свою очередь удивился Валерка.
     - Эх, Валерка! Ты знаешь, что мы живём, дышим, едим, имеем то, что имеем, лишь благодаря милости и милосердию Аллаха? Нас отец с детства приучил молиться после еды и благодарить за всё Всевышнего. Давай, подними руки... - деловито сказал Бахром, подняв перед собой открытые ладони.
     Валерка последовал его примеру и Бахром глядя на свои руки, долго благодарил Аллаха за хлеб и соль, попросил благо и здоровье своим близким и почему-то чужим, кого и не знает, потом уже попросил и для себя, закончив молитву сурой из Корана и словом, Аминь, при этом обведя лицо ладонями. Валерка с интересом смотрел на него, но всё же тоже обвёл ладонями лицо.
     - А чужим зачем просил здоровье и благо? - спросил Валерка, наконец встав из-за стола.
     - Нельзя просить лишь для себя, ведь милость Аллаха не только для меня, но и для всех на свете, милосердие Всевышнего всем живущим на земле. Ладно, поехали... - ответил Бахром, поднявшись со стула и выходя из кухни.
     - Зачем же люди тогда зло творят? Войны на земле... значит Аллах это позволяет? - спросил Валерка, сам не зная, зачем ему это надо.
     Но кажется, парню и правда стало интересно, почему на свете столько противоречий, зла и добра.
     - Люди забывают про Аллаха, он и даёт нам испытания и учит нас терпению. Ведь люди и вспоминают-то о Боге, только когда им плохо, разве нет? Просят, помоги! А надо помнить о Боге ежесекундно! Люди сами виноваты в том, что происходит, не надо пять пальцев в рот совать, подавиться можно. Благодари за то, что Аллах уже дал тебе и получишь желаемое. Но людям же вечно мало, хотят большего. Шайтана слушать не надо! - деловито говорил Бахром, проходя в прихожую и надевая ботинки, следом куртку и шапку.
     Казалось, парню нравилось это нравоучение. Валерка понимал его, а Бахрому нравилось, что он его слушает, зная, что это благо перед Всевышним, если хоть один человек, после его слов, уверует в Него. Валерка тоже надел ботинки и куртку, взял с полки меховую шапку и открыл входную дверь.
     - Спасибо, что дал кров, хлеб и соль, друг и прости, если что-то было не так, - сказал Бахром, выходя из квартиры.
     Валерка вышел следом за ним.
     - О чём это ты? Ты мой друг, гость в моём доме, я рад, что встретил тебя, - ответил Валерка.
     Они вышли на улицу, снега осталось немного, вчера, в солнечный день, почти весь растаял, вокруг была грязь.
     - Сегодня вроде теплее, трудно в холод весь день стоять на улице, как там отец... - сказал Валерка, подходя к машине и открывая дверцу.
     - Но у нас так принято, три дня люди приходят в дом ушедшего в вечность, чтобы почитать молитву по нему. Поехали, время почти три часа, а сейчас рано темнеет, - ответил Бахром.
     - Я побуду с отцом не больше часа и уеду, меня Наргиза ждёт, пусть машина нагреется, - ответил Валерка, повернув ключ зажигания.
     - Не знаю, какой женой она тебе будет, но жена - это не только постель, друг, а эта девочка очень красивая, даже слишком красивая. У нас говорят, красивая жена - чужая жена, - сказал Бахром, не глядя на Валерку.
     - Не понял, о чём это ты? - Валерка и правда не понял его слова.
     - Друг скажет правду в лицо, какая бы она ни была, Валерка. Ты только не обижайся... но жена из этой девочки никакая, я так думаю. Нет... она готовить умеет, убираться умеет... любить, наверное, умеет, хороша ведь в постели, верно? - зачем-то спросил Бахром, наконец внимательно посмотрев на Валерку.
     - Я не распространяюсь об этом ни с кем, не хочу говорить на эту тему, - хмуря красивые брови, ответил Валерка.
     - Да нет, я не об этом... ты не понял. Я уважаю тебя, ты знаешь... ты настоящий мужик! Ты больше узбек, чем русский, просто не хочу, чтобы ты ошибся, понимаешь? Не для тебя эта девушка, ты, конечно, сам знаешь, как лучше для тебя, но я неплохо разбираюсь в девушках. Ладно, поехали уже, - кивнув головой, глядя через лобовое стекло на дорогу впереди себя, сказал Бахром.
     Валерка выехал между домами и проехав к дороге, выехал на проезжую часть. Он ничего не ответил Бахрому, но его слова не давали ему покоя. Сейчас, когда он почувствовал, что Наргиза ему дорога, Бахром говорит про неё такие вещи.
     Доехав до центра Луначарского, Валерка свернул направо, проехал до второй правительственной клиники, там он повернул налево и подъехал к дому Закира Искандаровича. Машин было много меньше, у открытых ворот сидели мужчины, среди них Валерка увидел отца, Пулата и Мурада с их детьми, ребята приехали со школы, Пулат, видимо, тоже только что приехал, рядом с ними сидел и Шухрат, который все эти три дня не покидал Закира Искандаровича.
     Валерка с Бахромом подошли ближе и со всеми поздоровались, протянув две руки и пожимая мужчинам не одну, а сразу две руки, как полагалось. Затем все сели на скамью, на курпачу и Бахром сам стал читать молитвы из Корана, напевно, красивым голосом, так как муллы на месте не было, видимо, отошёл в дом погреться, что делали по очереди и все мужчины. Валерке нравилось слушать, как красиво, с напевом читают молитвы, сам бы он так не смог, думал   он, слушая других. Бахром дочитал молитву, попросил Всевышнего принять в свой рай усопшую, просил простить её грехи... попросил благо и здоровье для всех.
     - Простит ли Аллах грехи Нурхон? Хотя... с её болезнью... наверное не ведала, что творит... - подумал Валерка.
     Все мужчины, после слова Аминь, обвели ладонями лица.
     - Папа, как ты? Как себя чувствуешь? К Станиславу Владимировичу наверное и не ходил? - сидя рядом с Закиром Искандаровичем, спросил Валерка.
     - Сегодня последний день посидим и утром пойду, тут же рядом. Как экзамены сдал? - спросил в ответ Закир .
     - Сдал на отлично, у меня всё хорошо, не переживай. Вы как, Пулат Мансурович? - повернув голову, спросил Валерка.
     - Спасибо, здоров, как видишь. Рад тебя видеть, - ответил Пулат.
     - Взаимно. Как ты, Шухрат? Как поживаешь? - спросил Валерка, взглянув на парня.
     - Хорошо, как видишь. Вижу и у тебя неплохо, - ответил Шухрат.
     К Мураду Валерка обращаться не стал, хотя у узбеков полагалось, из уважения, у всех спросить самочувствие и даже о здоровье близких. Мурад чувствовал холодный взгляд Валерки, да и сам он ненавидел его, из-за него произошли все беды и почему этого не сознают Пулат и тесть, Мурад не понимал. Столько всего произошло, Мунира умерла, тёща... Мархамат в тюрьме... Мурад отвернулся от них и встав, ушёл в дом. После Нового года, он поедет к жене на свидание, несмотря на работу и должность, он тосковал по Мархамат. Валерка и Бахром посидели около часа, людей приходило меньше, первые два дня было очень много народу. Валерка и Бахром поднялись.
     - Уже уходишь, сынок? - спросил Закир Искандарович, тут же встав со скамьи.
     - Поеду я, папа, прихожу сюда только ради тебя, ты и сам это знаешь, - ответил Валерка.
     - Я Шухрату сказал, чтобы он продукты тебе завёз, вечером ты дома будешь? - спросил Закир Искандарович.
     - Ну... да, если он приедет... но мы же решили, что я сам... - начал говорить Валерка.
     - Конечно сам, сынок, но после окончания института. Тебе надо хорошо питаться, а я твой отец и это не обсуждается. И ещё... мы с тобой говорили об этом... я ещё не уволился, меняй паспорт и возьми мою фамилию, сынок, моё отчество... ну кто тебе этот Николай? Ладно, фамилию матери взял, но всё же, ты мой единственный сын, хочу, чтобы ты носил мою фамилию. Договорились? Прямо завтра с утра поезжай в паспортный стол и напиши заявление на имя начальника паспортного стола, а я договорюсь, чтобы не тянули с этим и препятствий не создавали, - сказал Закир Искандарович, держа сына за локоть, поверх куртки.
     - Хорошо, папа, я и сам думал об этом. Утром схожу в паспортный стол и сделаю всё, как ты говоришь, - ответил Валерка.
     Лицо Закира Искандаровича просветлело, он улыбнулся и кивнул головой.
     - Идите, ребята, завтра встретимся, может я сам к тебе подъеду. Вот и с оформлением этого дома нужно закончить и я перееду в свой дом, чужое мне всё тут. Жаль, вместе с тобой не могу жить, - с грустью сказал Закир Искандарович.
     - Мы поговорим и об этом, папа, я пойду, Бахрому в сервис успеть надо, пока не закрыли, береги себя. И знай, ты всегда можешь переехать ко мне, это ведь и твоя квартира, - приблизившись к лицу Закира Искандаровича, произнёс Валерка, почти в самое ухо отца.
     - Здесь не место для таких разговоров, сынок, да и не время. Береги себя и ты, - ответил Закир Искандарович.
     Валерка с Бахромом прошли к машине и сев в неё, уехали.
     - Не расстраивайтесь, Закир Искандарович. Он молод и горяч, рос без Вас, поэтому принимать от Вас всё и так сразу, он не может. Но со временем всё образуется, - сказал Пулат, повернувшись к тестю, которого очень уважал.
     И вовсе не за то, что имеет такую должность, этого Пулат сам добивался, хотя конечно, в его годы стать генералом без поддержки сверху, непросто. Тогда Закир Искандарович позвонил кому надо, поговорил с кем надо и служебная лестница от лейтенанта до генерала, оказалась не столь и длинной. Правда о том, что Закир Искандарович имеет отношение к этому, не говорили, а Пулат и сам знал.
     - Он гордый, ты взгляд его видел? Сам в молодости таким был... всё хотел сделать сам... но в жизни не все бывает просто. Отец Нурхон, он всем руководил и моей жизнью тоже. По карьерной лестнице продвигал, да так быстро, что стыдно сказать. А я, видимо, считал себя обязанным и пошел ему навстречу, когда он не попросил, понимаешь, а потребовал, чтобы я женился на его дочери, кстати зная, что у неё есть ребёнок и под сердцем второй, а я женюсь впервые. Может хотел скрыть позор, кто теперь знает? Но и его понять можно, жена шизофреничка и он знал последствия этой болезни, о которых я ничего не знал. И я согласился, хотя любил мать моего сына. Вот ведь жизнь... прошла сквозь пальцы, теперь вот одна радость - Валерка, ребёнок, родившийся от любимой женщины, но выросший без меня, - с горечью говорил Закир Искандарович, когда почти все разошлись и мальчики ушли в дом.
     - Вот и я за своих детей боюсь, Закир Искандарович. А вдруг и у них однажды эта болезнь проявится?- ответил Пулат, глядя себе под ноги.
     - Ты прости меня, сынок, я должен был сказать тебе об этом, - взглянув на зятя, ответил Закир Искандарович.
     - Не вините себя, отец, я любил Муниру, иначе, отказался бы жениться на ней и все должности не были бы мне оправданием, - сказал Пулат, положив руку в чёрной, кожаной перчатке, на руку тестя.
     - Моё к тебе уважение, Пулат, бесконечно. Ты настоящий мужчина, знаю, должность тебя не удержит. Но Муниры больше нет, мне страшно подумать, что будет, когда Мархамат выйдет из тюрьмы... часто об этом думаю, это её первое заключение, в смысле, первая ходка, как говорят в криминальном мире и отсидит она половину срока, выйдет по УДО. А дальше что? Она ведь ненавидит Валерку, да и меня тоже. У неё паранойя мести и ненависти. А Мурад... даже жаль его, он ведь исполнит любое её приказание. А вдруг будет опять покушение на моего сына, Пулат? - спросил Закир Искандарович, схватив руку Пулата.
     - Вечереет... давайте уже в дом зайдём, мне и на работу ехать надо, дела отложил, чтобы сюда в последний день приехать. Ребята? Заносите всё в дом, курпачи, скамьи и со стола всё уберите, стол в летнюю кухню занесите, сладости в дом. Шухрат, присмотри за мальчиками, помоги им, - давал распоряжения Пулат своему сыну и сыну Мурада.
     Ребята, которые уже вышли из дома, быстро сложили курпачи и унесли в дом. Закир Искандарович и Пулат прошли к дому и зашли на кухню. Там мужчины сели за стол и закурили.
     - Я не знаю, что Вам сказать... Мархамат всегда была своевольной и жестокой, а Мурад слабый и беспринципный, от него всего можно ожидать, - сказал Пулат.
     - Скажи... может нужно проследить за Мурадом? Мне бы так спокойнее было, ты видел, с какой ненавистью он смотрит на моего сына? - спросил Закир Искандарович.
     - Сам я не могу приставить к нему человека, Вы же понимаете, у меня каждый сотрудник выполняет свои обязанности по уставу, а это личное. Но Вы можете попросить... например, своего водителя, проследить за ним. Шухрат, парень толковый, язык за зубами держать умеет, - ответил Пулат.
     - Ты прав... хороший парень, мне он тоже нравится. Я на работу ездил, в общем... отставку мне не дают, говорят, я пока там нужен. Просили до пенсии поработать, я согласился. Завтра с утра выхожу на работу и Шухрат при мне будет, но у меня есть своя машина, попрошу его охранять Валерку, а если Мурад посмеет навредить моему сыну, сам его удавлю, ни на кого не посмотрю, - сказал Закир Искандарович, докуривая сигарету.
     - Мы всё занесли, Закир Искандарович. Есть ещё поручения? - спросил Шухрат, войдя на кухню.
     - Нужно всем поесть, посмотри, что в той чашке? Если нужно разогреть, помоги, видишь, женщин нет, соседки ушли, - ответил Закир Искандарович.
      - В чашке манты, ещё тёплые, но лучше разогреть, я быстро, - ответил Шухрат, подняв чашку с полированного пола и ставя на стол.
     - Хорошо, позовёшь нас, как будет готово, - вставая из-за стола вместе с Пулатом, сказал Закир Искандарович, выходя из кухни.
     Валерка спросил у Бахрома, где находится сервис и поехал в сторону улицы Циалковского.
     - Вон там останови, - попросил Бахром, когда они проезжали по улице.
     - Может тебя подождать? - спросил Валерка, останавливая машину возле небольшого сервиса.
     - Нет, друг, спасибо тебе за всё. Надеюсь, ещё увидимся, - ответил Бахром.
     - Ты знаешь, где я живу, буду рад видеть тебя, можешь приехать ко мне в любое время, - ответил Валерка.
     - Я приеду, спасибо... а вот ты когда в Самарканд приедешь, в гости ко мне? Я бы тебе свой город показал, красивый город, старинный. Регистан бы показал, приезжай, скоро у тебя каникулы, - сказал Бахром, открыв дверцу машины, собираясь выйти.
     - Может и приеду, никуда из Ташкента не выезжал. Посмотрим, теперь ты после праздников приедешь? - спросил Валерка.
     - Да, числа пятого, может шестого, - ответил Бахром.
     - Вот и приезжай ко мне, сорвусь и поедем в Самарканд. С наступающим Новым годом тебя, друг, счастливо тебе, - сказал Валерка.
     - И тебя с Новым годом. Пока! - ответил Бахром, выйдя из машины и махнув на прощанье рукой.
     Валерка поехал в сторону Урды, он непременно хотел увидеть Наргизу, он уже тосковал по ней и развернувшись, он проехал до улицы Шастри и выехал в сторону Ташсельмаш, проехав мимо ТашМИ, вспомнив, что тут учится Шурочка, которую он давно не видел. Валерка проехал до сквера и свернул к ОДО, дальше, свернув налево, он поехал по улице Навои. Доехав до Урды, он свернул к дому Наргизы, на берегу реки Анхор. На звонок, дверь открыла Наргиза и увидев за порогом Валерку, кинулась ему на шею.
     - Наконец ты пришёл, я соскучилась по тебе! - прижимаясь губами к его крепкой шее, воскликнула она.
     - Я тоже. Ты одна дома? - спросил Валерка, отпуская Наргизу из своих объятий.
     - Бабушка дома, проходи на кухню, кормить тебя буду, - потянув его за руку и увлекая за собой, закрывая входную дверь, сказала Наргиза.
     - Неудобно... ладно, поздороваюсь с Бэллой Максимовной, давно её не видел. А родителей нет? - спросил Валерка, входя на кухню.
     Бэлла Максимовна вытаскивала из духовки пирог с мясом, аромат от которого разносился по всей кухне.
     - Нет, но скоро должны прийти с работы. Садись, - ответила Наргиза, кивая на стул.
     - Здравствуйте, уважаемая Бэлла Максимовна! Как поживаете? - спросил Валерка, не спеша садиться.
     - Аааа... Валера! Здравствуй, дорогой! Как видишь, жива и здорова. И ты вроде хорошо выглядишь, мой руки и садись за стол, - ответила Бэлла Максимовна, внимательно разглядывая Валерку.
     - Живите долго! Спасибо... - ответил Валерка, уходя в ванную комнату.
     Вернувшись, он сел за стол, перед ним поставили отрезанный кусок пирога и чашку с горячим чаем. Наргиза, улыбаясь, смотрела на него.
     - Ешь, пока горячий, остывший пирог не такой вкусный, - сказала она и сама откусывая кусочек пирога.
     - Как поживаешь, сынок? Никак не довелось нам с тобой побеседовать. Но вижу, взгляд у тебя грустный и сосредоточенный. Ладно, Вы ешьте, ешьте... - сев напротив ребят, сказала старушка.
     Валерка почти доел пирог, когда раздался резкий звонок в дверь, Валерка невольно вздрогнул и напрягся.
     - Расслабься, это наверное родители... - вставая из-за стола, выбегая из кухни, сказала Наргиза.
     - Мне наверное, лучше уйти... - пробормотал Валерка.
     Знакомство с родителями Наргизы, в его планы совсем не входило. Их никогда не бывало дома, когда он приходил, с чего это вдруг сегодня, они пришли так рано... Валерка взглянул на стену, где висели часы, они показывали половину седьмого.
     - Вроде и не рано... - прошептал Валерка, поднимаясь из-за стола.
     На кухню зашли родители Наргизы и с любопытством остановились в дверях, с интересом глядя на Валерку.
     - Здрасьте... - волнуясь, произнёс он, стоя перед ними, словно школьник перед учителями.
     Перед ним стояли довольно молодые, красивые, мужчина узбек и женщина еврейка, миловидная, с яркой внешностью. Интеллигентные люди, их умные взгляды, смущали его. Эта пара была очень красивая и Валерка заметил, что Наргиза чем-то похожа и на отца, и на мать.
     - Здравствуйте, молодой человек, - протянув руку, сказал её отец, а мама, глядя на него, улыбнулась очаровательной улыбкой, напомнив ему Наргизу.