Моему другу дайверу,
ученому, музыканту и автору
хороших песен В.Ушивцеву, посвящаю…
Кто не знает Кусто? Ну, Жака-Ива? Писателя, режиссера, фотографа и изобретателя. Того, который с друзьями-единомышленниками создал ещё во Вторую мировую войну акваланг (опускался, аж на 70 метров); строил подводные дома и месяцами, на глубине, жил в них; избороздил на своём легендарном «Калипсо» все моря и океаны нашей планеты?
Да, каждый знает!
А уж как я зачитывался его книжкой «В мире безмолвия» и мнил себя мореходом и исследователем солёной купели, что в первой части, в какой-то мере реализовалось, когда провёл целый месяц «на утлом судёнышке в бурном Каспии».
А сериал «Подводная одиссея команды Кусто»? Фантастический фильм. Поэтому, когда я услышал, что его команда, в середине лета 98-го, транзитом следует на Каспий через наш городок, страшно возбудился и начал названивать одному моему другу, в надежде на то, что он как-то поспешествует, хоть краем глаза, хоть чуть-чуть, посмотреть на знаменитых исследователей солёных (и не только) вод.
О друге - отдельный разговор.
С этим культуристом и силачом я познакомился ещё в пору нашей заоблачной юности – тогда был он известен среди «лабухов», как хороший музыкант и автор неплохих песен. И на студенческой сцене, каждый в своём ВИА, он технического, я – педагогического институтов, мы частенько конкурировали (ансамблями, конечно, а не личностями).
Володя, через несколько лет после описываемых событий, стал директором Каспийского филиала института океанологии Российской академии наук и известным в своих кругах учёным. Его, - редкий случай, хорошо знают и за рубежом. Классный аквалангист и специалист по подводной съёмке, он снял восемь замечательных фильмов о флоре и фауне Каспийского моря, и о сохранении биоресурсов этого уникального водоёма. Тогда же он был просто младшим научным сотрудником «КаспНИРХа», но уже подавал большие надежды.
Со звонком я не ошибся.
Со смехом Владимир рассказал мне что 1-го апреля ему позвонили из Москвы и рассказали о том, что его разыскивает какой-то Кульбанис из команды Кусто. Памятуя о Дне смеха и розыгрышах, на которые он и сам был горазд, морской биолог послал звонящих… аж, за три моря. Но оказалась – всё правда!
Однако сразу охладил мой пыл, рассказав, что пришёл с Черного моря не известный всему миру «Калипсо», а новая двухмачтовая (с необыкновенными экспериментальными турбо-парусами) яхта «Алсиона». «Калипсо» затонул ещё в январе 96-го года, после столкновения с баржей в Сингапурской гавани, верно прослужив команде и капитану аж 46 лет.
И!
Во-первых, команда была без Кусто (к этому времени капитан, вслед за любимым кораблём, уже покинул «лучший из миров»).
Во-вторых, они надолго в городе не задержались и уже ушли в дельту.
В третьих, на то у них были веские причины.
То есть, как сообщала местная пресса, - в первый же день пребывания на «гостеприимной» нашей земле какие-то оторвы, ночью, после официального приёма - в самом центре набережной у гостиницы Лотос, спёрли привязанную к яхте резиновую лодку „Зодиак“ с мотором (убытки составили, аж под 15 тысяч долларов). И хотя, на следующий день лодка была найдена на одном из участков реки Болды (есть у нас и такая), причём уже без мотора фирмы „Джонсонс“ стоимостью 8 тысяч долларов, - осадочек, что называется, остался!
К чести местных блюстителей порядка мотор нашли (я специально интересовался), правда на это ушло два года.
Как поведал мой друг, французы в течение трёх месяцев будут изучать экосистему Каспийского моря и состояние осетровых рыб, поскольку эта проблема «вызывает обоснованную тревогу мировых научных кругов». По плану экспедиции первой стоянкой „Алсионы“ будет дельта Волги, затем, как предполагалось, судно уйдёт в Баку (Азербайджан), а так же к берегам Ирана, Туркменистана и побережью Казахстана.
Володин статус в команде Кусто был обозначен как «водолаз и консультант по ведению подводных съёмок», однако жизнь показала (её неожиданные реалии мы тоже себе плохо представляем), что главным его делом стала работа административно-организационного порядка по проводке «Алсионы» из Чёрного в Каспийское море. Эту, малоисследованную часть путешествий известной команды, смело можно назвать «Невероятные приключения французов в России».
Судите сами. Нужно было доставить земно-воздушную (была ещё надводно-подводная) киношную группу французов из нашей Тмутаракани в город-герой Волгоград, где вот-вот должна была появиться «Алсиона».
Всего-то «делов».
Доехали с ветерком.
Но, корабля там не оказалось.
А, оказался он в Новороссийской бухте!
Володе пришлось нанимать автобус и везти четырех киношников и полтонны аппаратуры к Чёрному морю, к искомой бухте. У «незнакомого поселка, у безымянной высоты» Ростовской области местные гаишники «тормознули» машину и прямо в степь высадили всех пассажиров. У автобусного водилы оказалась просроченная лицензия на перевозку людей. Которую он «забыл» переоформить, позарившись на лёгкие деньги.
Видели б вы лица французов в степи.
Но наш новоявленный администратор с помощью несложных манипуляций с условно конвертируемой валютой (в народе называемые «хрусты», они же «грины») уладил вопрос с «смотрящими» за дорогой.
Французы повеселели.
А напрасно.
Несмотря на то, что путешествие по территории нашей страны патронировалось на самом высоком уровне - президентом РФ. В каком уж состоянии был Борис Николаевич не ведаю, но разрешение пробивной вдове Кусто Франсине Триплет (вторая жена) на прохождение «Алсионой» стратегического Волго-Донского канала (впервые иностранному судну!) было спущено прямо оттуда.
С самого верха.
Однако, французский корабль не мог выбрать якоря потому, что не имел банального: ни одной карты, по которой смог бы найти наш городок, затерявшийся в степи.
Карты же сверхсекретные!
Наивные европейцы сели на легендарный, ещё не украденный резиновый «Зодиак» и по бухте, от корабля к кораблю, от капитана к капитану, пошли попрошайничать карту (запретно-секретную!) Волго-Донского канала. И, всей компашкой, оказались в КПЗ пограничного отряда №2 за «нарушение порядка погранзоны, выразившегося в незаконном передвижении по строго охраняемой территории порта и акватории рейда Новороссийской бухты».
Здесь вам не тут!
Мы вас быстро привыкнем!!
Долго ли, коротко, но незадачливых поисковиков выпустили (не без участия Владимира) и «Альсиона» отправилась в беспримерный «степной» переход к Каспию. А мой друг, с администратором-водолазом команды Кусто Грегуаром Кульбанисом должны были через Москву, наш – возвращаться домой, их, - лететь в Ашхабад, договариваться о съёмках в Туркмении.
И тут, значит, такой нюанс.
В Новороссийске +36, а в Москве, только +11.
И дождь.
И ветер.
«И звёзд ночной полёт…»
Июль, короче.
Как и большинство европейцев, демократичный в одежде француз был в шортах, майке и сланцах. В Домодедово, глядя на сиреневого от холода Грегуара, Володя попытался пошутить: «Ты, как Наполеон под Москвой!». Внимательно оглядев русского с головы до ног, Кульбанис (почти как Леонид Каневский в «Следствие вели…») сурово отрезал: «Это совсем другая история».
Да-а…
Но это ещё не конец. Поскольку прилетели они поздно вечером, а вылет был только утром, путешественникам предложили незатейливый наш «сервис» (напомню, - на дворе конец 90-х!).
Аэропортовскую гостиницу-общагу для короткого пересыпу.
За немалые деньги.
Бабулька за рецепшеном потащила их пешком по замызганной лестнице на пятый этаж. Причем, в кромешной тьме, подсвечивала себе дорожку фонариком. На недоумённый вопрос француза, что со светом, наш, «не лыком шитый», ещё советский человек, объяснил, - комендантский час!
То есть, завхоз-комендант, бережет по ночам электроэнергию.
Перестройка, блин!
По прибытии к заветным «вратам», Грегуара изумило количество отверстий для ключа, в которые работница отечественного «стервиса» (это не опечатка) – поочерёдно засовывая свои «отмычки», пытаясь отворить дверь. Володя и это объяснил: на дворе криминальный беспредел и особо дорогих гостей прячут «за семью замками». Ну не объяснять же иностранцу, что ключи «гостеньки» часто теряли, и замки новые рядом врезали – дверь большая, места завались!
Не помню, как Володя объяснил отсутствие крышки и седла унитаза, а так же «барашка» на кране горячей воды. Но, «дорогой гость» прям-таки пришёл в экстаз, когда увидел, что одна из кроватей стоит не на ножках, а… на кирпичах!
Француз, правда определил, что источник русского юмора иссякает и решил развеселить соседа отличным французским анекдотом: «В самолёте, один из молодых людей-пассажиров решил закадрить стюардессу и погладил её ножку, туго обтянутую стрейчем униформы.
Нет!
Сказала она.
Только для пассажиров бизнес класса!».
Смешно.
Вдохновлённый услышанным, Володя рассказал свой анекдот: «В пожарную часть телефонный звонок – пожар! пожар!! горим!!!
- Дежурный: спокойнее, спокойнее, расскажите, как к вам добраться?
- Как-как, на большой красной машине, с водой!»
….
Что говорить – время тратить, - осталось только констатировать мысль Редъярда Киплинга: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток и им никогда не понять друг друга…».
Прилетев домой, Владимир узнал от начальства, что сможет помочь французским акванавтам только на Волге и в её дельте потому, что через неделю отбывает на конгресс морских биологов в немецкий славный город Аугсбург.
Так что, дорогой читатель, всё изложенное ниже вы узнаете эксклюзивно, т.е. почти из первых уст.