Большой секрет подводной команды Кусто

Евгений Дегтярёв
   Моему другу дайверу,
   ученому, музыканту и автору
   хороших песен  В.Ушивцеву,  посвящаю…             
               
           Кто не знает Кусто? Ну, Жака-Ива? Писателя, режиссера, фотографа и изобретателя. Того, который с друзьями-единомышленниками  создал ещё во Вторую мировую войну акваланг (опускался, аж на 70 метров);  строил подводные дома и месяцами, на глубине, жил в них; избороздил на своём легендарном «Калипсо» все моря и океаны нашей планеты?
      Да, каждый знает!
      А уж как я зачитывался его книжкой «В мире безмолвия» и мнил себя мореходом и исследователем солёной купели, что в первой части, в какой-то мере реализовалось, когда провёл целый месяц «на утлом судёнышке в бурном Каспии».
 
     А сериал «Подводная одиссея команды Кусто»? Фантастический фильм. Поэтому, когда я услышал, что его команда, в середине лета 98-го, транзитом следует на Каспий через наш городок, страшно возбудился и начал названивать одному моему другу, в надежде на то, что он  как-то поспешествует, хоть краем глаза, хоть чуть-чуть, посмотреть на знаменитых исследователей солёных (и не только) вод.
      О друге -  отдельный разговор.
      С этим культуристом и силачом я познакомился ещё в  пору нашей заоблачной юности – тогда был он  известен среди «лабухов», как хороший музыкант и автор неплохих песен. И на студенческой сцене, каждый в своём ВИА, он технического, я – педагогического институтов, мы частенько конкурировали (ансамблями, конечно, а не личностями).

     Володя, через несколько лет после описываемых событий, стал директором Каспийского филиала института океанологии Российской академии наук и известным в своих кругах учёным. Его, -  редкий случай, хорошо знают и  за рубежом. Классный аквалангист и специалист по подводной съёмке, он снял восемь замечательных фильмов о флоре и фауне Каспийского моря, и о сохранении  биоресурсов этого  уникального водоёма. Тогда же он был просто младшим научным сотрудником «КаспНИРХа», но уже подавал большие надежды.
     Со звонком я не ошибся.
 
     Со смехом Владимир рассказал мне что 1-го апреля ему позвонили из Москвы и рассказали о том, что его разыскивает какой-то Кульбанис из команды Кусто. Памятуя о Дне смеха и розыгрышах, на которые он и сам был горазд, морской биолог послал звонящих… аж, за три моря. Но оказалась – всё правда!
      Однако сразу  охладил мой пыл, рассказав, что пришёл с Черного моря не  известный всему миру «Калипсо», а новая двухмачтовая (с необыкновенными экспериментальными турбо-парусами) яхта «Алсиона». «Калипсо» затонул ещё в январе 96-го года, после столкновения с баржей в Сингапурской гавани, верно прослужив команде и капитану аж 46 лет.
     И!
     Во-первых, команда была без Кусто (к этому времени капитан, вслед за любимым кораблём, уже покинул «лучший из миров»).
     Во-вторых, они надолго в городе не задержались и уже ушли в дельту.
     В третьих, на  то  у них были  веские причины.      
               
             То есть, как сообщала местная пресса, - в первый же день пребывания на «гостеприимной»  нашей земле какие-то оторвы, ночью, после официального приёма - в самом центре набережной  у гостиницы Лотос,  спёрли привязанную к яхте резиновую лодку  „Зодиак“ с мотором (убытки составили, аж под  15 тысяч долларов).  И хотя, на следующий день лодка была найдена на одном из участков реки Болды (есть у нас и такая), причём уже без мотора фирмы „Джонсонс“ стоимостью 8 тысяч долларов, - осадочек, что называется, остался!
     К чести местных блюстителей порядка  мотор нашли (я специально интересовался), правда на это ушло два года.

    Как поведал мой друг, французы в течение трёх месяцев будут изучать  экосистему  Каспийского моря и состояние осетровых рыб, поскольку эта проблема «вызывает обоснованную тревогу мировых научных кругов». По плану экспедиции первой стоянкой „Алсионы“ будет дельта Волги, затем, как предполагалось,  судно уйдёт в Баку (Азербайджан), а так же к берегам Ирана, Туркменистана и побережью Казахстана.

     Володин статус в команде Кусто был обозначен как «водолаз и консультант по ведению подводных съёмок», однако жизнь показала  (её неожиданные реалии мы тоже себе плохо представляем), что главным его делом стала работа административно-организационного порядка по проводке «Алсионы» из Чёрного в Каспийское море. Эту, малоисследованную часть путешествий известной команды, смело можно назвать «Невероятные приключения французов в России».
 
     Судите сами. Нужно было доставить земно-воздушную (была ещё надводно-подводная) киношную группу французов из нашей Тмутаракани в город-герой Волгоград, где вот-вот должна была появиться «Алсиона».
     Всего-то «делов».
    Доехали с ветерком.
    Но, корабля там не оказалось.
    А, оказался он в Новороссийской бухте!
    Володе пришлось нанимать автобус и везти четырех киношников и полтонны аппаратуры к Чёрному морю, к искомой бухте. У «незнакомого поселка, у безымянной высоты» Ростовской области местные гаишники «тормознули» машину и прямо в степь высадили  всех пассажиров. У автобусного водилы оказалась просроченная лицензия на перевозку людей. Которую он «забыл» переоформить, позарившись на лёгкие деньги.
     Видели б вы лица французов в степи.
     Но наш новоявленный администратор с помощью несложных манипуляций с условно конвертируемой валютой (в народе называемые «хрусты», они же «грины») уладил вопрос с «смотрящими» за дорогой.
     Французы повеселели.
     А напрасно.

     Несмотря на то, что путешествие по территории нашей страны патронировалось на самом высоком уровне - президентом РФ. В каком уж состоянии был Борис Николаевич  не ведаю, но разрешение пробивной вдове Кусто Франсине Триплет (вторая жена) на прохождение «Алсионой»  стратегического Волго-Донского канала (впервые иностранному судну!) было спущено прямо оттуда.
     С самого верха.
     Однако, французский корабль не мог выбрать якоря потому, что не имел банального: ни одной карты, по которой смог бы найти наш городок, затерявшийся в степи.
     Карты же сверхсекретные!

     Наивные европейцы сели на легендарный, ещё не украденный резиновый «Зодиак» и по бухте, от корабля к кораблю, от капитана к капитану, пошли попрошайничать карту (запретно-секретную!) Волго-Донского канала. И,  всей компашкой,  оказались в КПЗ пограничного отряда №2 за «нарушение порядка погранзоны, выразившегося в незаконном передвижении по строго охраняемой территории порта и акватории рейда Новороссийской бухты».
     Здесь вам не тут!
     Мы вас быстро привыкнем!!
     Долго ли, коротко, но незадачливых поисковиков выпустили (не без участия Владимира) и «Альсиона» отправилась в беспримерный «степной» переход к Каспию. А мой друг, с администратором-водолазом команды Кусто Грегуаром Кульбанисом должны были через Москву, наш – возвращаться домой, их, - лететь в Ашхабад, договариваться о съёмках в Туркмении.
     И тут, значит, такой нюанс.
     В Новороссийске  +36, а в Москве, только +11.
     И дождь.
     И ветер.
     «И звёзд ночной полёт…»
     Июль, короче.

     Как и большинство европейцев, демократичный в одежде француз был в шортах, майке и сланцах. В Домодедово, глядя на сиреневого от холода Грегуара, Володя попытался пошутить:  «Ты, как Наполеон под Москвой!». Внимательно оглядев русского с головы до ног, Кульбанис (почти как Леонид Каневский в «Следствие вели…») сурово отрезал: «Это совсем другая история».
     Да-а…
     Но это ещё не конец. Поскольку прилетели они поздно вечером, а вылет был только утром, путешественникам предложили незатейливый наш «сервис» (напомню, - на дворе конец 90-х!).
     Аэропортовскую гостиницу-общагу для короткого пересыпу.
     За немалые деньги.
 
     Бабулька за рецепшеном потащила их пешком по замызганной лестнице на пятый этаж. Причем, в кромешной тьме, подсвечивала себе  дорожку фонариком. На недоумённый вопрос француза, что со светом, наш, «не лыком шитый», ещё советский человек, объяснил, - комендантский час!
    То есть, завхоз-комендант, бережет по ночам электроэнергию.
    Перестройка, блин!
    По прибытии к заветным «вратам», Грегуара изумило количество отверстий для ключа, в которые работница отечественного «стервиса» (это не опечатка) – поочерёдно засовывая свои «отмычки», пытаясь отворить дверь. Володя и это объяснил: на дворе криминальный беспредел и особо дорогих гостей прячут «за семью замками». Ну не объяснять же иностранцу, что ключи «гостеньки» часто теряли, и замки новые рядом врезали – дверь большая,  места завались!

     Не помню, как Володя объяснил отсутствие крышки и седла унитаза, а так же «барашка» на кране горячей воды. Но, «дорогой гость» прям-таки пришёл в экстаз, когда увидел, что одна из кроватей стоит не на ножках, а… на кирпичах!
     Француз, правда определил, что источник русского юмора иссякает и  решил развеселить  соседа отличным французским анекдотом: «В самолёте, один из молодых людей-пассажиров решил закадрить стюардессу и погладил её ножку, туго обтянутую стрейчем униформы.
      Нет!
     Сказала она.
     Только для пассажиров бизнес класса!».
     Смешно.
     Вдохновлённый услышанным, Володя рассказал свой  анекдот: «В пожарную часть телефонный звонок – пожар! пожар!! горим!!!
     - Дежурный: спокойнее, спокойнее, расскажите,  как к вам добраться?
     - Как-как, на большой красной машине, с водой!»
       ….
     Что говорить – время тратить, -  осталось только констатировать мысль Редъярда Киплинга: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток и им никогда не понять друг друга…».

     Прилетев домой,  Владимир узнал от начальства, что сможет помочь французским акванавтам только на Волге и в её дельте потому, что через неделю отбывает на конгресс морских биологов в немецкий славный город Аугсбург.
     Так что, дорогой читатель,  всё изложенное ниже вы  узнаете эксклюзивно, т.е.  почти из первых уст.