Хозяин морей. Продолжение

Евгений Дегтярёв
     Где же хозяин?
     Услышав сзади шорох, обернулся… из огромного одуванчика  кипенно-белой шевелюры волос и бороды на меня внимательно смотрели бледно-аквамариновые купели глаз. Когда то ярко-синие, теперь размытые водой и временем.
     А какие могут быть глаза у человека отдавшего жизнь морю?
     А личико доброе. Как печёное яблочко, обожжённое  солнцем и солью. Сухонькая фигурка. Под стать кораблику - ну, вот такой морской домовёнок! Поздоровались.  От железного пожатия руки-клешни образ домовенка растаял мгновенно…
     О чём говорили за три с лишним часа общения? Конечно об океане. Как тяжела дорога от детской мечты, до вот этого чайного застолья. Первая кругосветка – тоже в четыре года, и тоже на маленькой лодочке «микроше» (класс «микро» это яхты весом 500-600 кг. и не  менее 5.5 м. длиной).
      Звали её «Лена».

      В  июле 1992  года, накопив какие-то деньги (при нищенской, к тому же девальвированной зарплате), на полуголодном пайке Гвоздев под мотором «Салют» через наш городок, Волго-Донской канал, Дон и Азовское море дошел до Новороссийска в Чёрном море. И только после нескольких месяцев (как жил и чем кормился?) бесплодного ожидания, в середине декабря  покинул родной, но такой негостеприимный берег.
     Вы думаете трудности перехода задержали путешественника?
     Бюрократия и вымогательство взятки! 
     Ждал загранпаспорт. Пришлось отдать последние (НЗ-шные) сто долларов погранцу. Иначе океана не видать…
     Отвлекусь на минуту: у меня есть примеры другого порядка.
     Трагического.

     Многие в нашем городке знали этого человека и бизнесмена. Уже в серьёзных годах, серьёзно «заболел»  морем. Продал бизнес и квартиры. Начал строить большую стальную яхту «Анна». За неимением лучшего, с женой, и тремя  детьми   жил здесь же, на судне. Зимой и летом.
     И всё-таки построил!
     И дошёл до Азова!
     И стоял  в речушке, каком-то рукаве Дона, готовился к отходу в океан, но не успел. Наступила осень, речка обмелела, а хозяин корабля…  умер. Всем клубом собирали деньги на похороны.
     Гвоздев знал от чего бежал. Любой ценой. И  пошёл, практически без еды, современной навигации, средств связи и спасения. К нашему общенациональному стыду, (а есть ли пророки в своём отечестве?), этого человека мира с пропиской в Махачкале и собирал в дорогу весь мир.

     От марины к марине морское братство, удивляясь и восторгаясь  бесстрашию морехода,  бесплатно кормили и поили, помогали чинить лодку и паруса, экипировали современными средствами навигации, подарили аудио и видео системы, фото и видеоаппаратуру. Первопроходец же не просто шмыгал от острова к острову, от земли к земле (иногда месяцами без неё), но и составлял для соотечественников карту с подробным описанием лучших и удобнейших марин на планете.
       А вы знаете сколько яхт, кораблей, корабликов и других плавсредств  бороздят бесконечные просторы мирового океана, в принципе не имея постоянного порта прописки на земле?
     Да и не очень нуждаясь в ней.
     Здесь, в этой солёной купели рождаясь младенцами и уходя в неё глубокими стариками?
     По очень приблизительным подсчётам более ста пятидесяти тысяч семей и одиночек…

     Много чего было в этом плавании. Сколько раз мог погибнуть. Иногда, в Тихом океане,  переходы «без берега» длились по два месяца. Всё бы ничего, но за три недели не выпало ни капли дождя! А вода закончилась… Спасался редкой рыбкой, выуженной из-под лодки (при дрейфе, их там в тени «Саида» набиралась целая стайка) – надрезал её вдоль спинки и высасывал спасительную влагу.
     Однажды в прибрежных водах африканского побережья на лодку-одиночку напали сомалийские пираты. Притащили на берег, поставили путешественника у пальмы, а напротив – автоматчика. Сами  стали шумно обсуждать, как поступить с пленным. Стрелок был то ли обдолбанный какой-то дрянью, то ли жевал что-то, в общем, вместо глаз слюда и слюни по голому животу в два ручья.
     Стоял-стоял, потом передёрнул затвор.
     Выручил Гвоздева какой-то абориген: подскочил к палачу и выдернул магазин из автомата. Спасло россиянина и то, что неграмотные пираты никак не могли понять, что такое «раша» и, собственно, что она из себя представляет. Но, уяснив, что выкупа не будет – обобрали кругосветчика до нитки.

     В  буквальном смысле.
     Оставили старый парус, двадцать метров верёвки, пять килограммов риса,  двадцать литров воды и старые драные трусы, которыми путешественник «наводил марафет» - чистил и мыл своего «горбунка» перед пребытием в какую-либо марину. И оттолкнули от берега – плыви.
    Дай Бог им здоровья!
    Не убили.
    Не так было жалко добра, как материалов и фотокассет по путеводителю лучших мировых марин. На мой банальный вопрос, а было ли страшно, Гвоздев ответил: было. Не хотелось глупо умирать.
     До ближайшей марины в Красном море он шёл почти сорок суток. Замачивал горсть риса в воде, это была вся еда на день. Когда его прибило к причальной стенке, не смог самостоятельно встать: тащили под руки в лазарет. Потерял почти десять килограммов, но ведь живой! Эту кругосветку он закончил в 1996 году. И через три года, в  1999-ом ушёл во-вторую, в конце которой мы и «прихватили» знаменитого путешественника.

     Основная тема  долгого нашего разговора - одиночество в океане. Как справлялся с этим наш герой? Как вообще не сойти с ума одному на крошечной лодке  среди воды и ветра?
- А я и не был один, поведал путешественник.
- ?
- Со мной всегда были…  существа из других миров.
- ?
- Они пришли из воды, но мне кажется, что они прилетели…
-?
- Общались мы телепатически, они много рассказали о вселенной и нашей планете, чего я не знал…
     Минут пять открыв рты, мы слушали это повествование, пока не «въехали», что Мастер шутит.
     Развлекается.

     Но я перевёл-таки разговор на серьёзное: невозможно пережить столь многое не уверовав в Бога – единственную надежду на спасение в экстремальных ситуациях, коих в океане – целый океан. Видишь ли, было отвечено, у Бога все «рабы». Я никогда рабом не был и не буду…
     Мы сердечно прощались с Гвоздевым не как чужие люди. Мы просто не могли уже быть таковыми.

     19 сентября 2008 года Евгений Александрович Гвоздев вышел в последнюю кругосветку. Именно в этот день 29 лет назад начинающий яхтсмен первый раз пошёл в одиночное плавание по Каспию. И тогда, и сейчас яхта называлась Гетан. Название было образовано  из первых букв имён членов семьи: Гвоздевы Евгений, жена Татьяна, сын Александр и дочь Наталья.
     10 декабря информационные ленты мировых СМИ оповестили о гибели известного русского путешественника в Средиземном море недалеко от побережья Италии.
Вот что было написано в письме родным Гвоздева Консульским департаментом  МИД РФ:
     « Сообщаем, что 10 декабря 2008 г. в  г. Остия (район Рима, прилегающий к морю) обнаружены обломки лодки «Getan II» и тело моряка с документами на имя Е. Гвоздева… В телефонном разговое с лейтенантом карабинеров Марчелло Далессио были выяснены детали произошедшего. По словам итальянца… от морских властей порта Остия поступило  сообщение о том, что с 1 декабря 2008 года лодка «Getan II» с экипажем, состоящим из одного человека перестала выходить на связь. 2 декабря… на пляже указанного города был обнаружен труп неизвестного мужчины пожилого возраста. 4 декабря … в двух километрах от этого места найдены обломки лодки «Getan II»… 
     Результаты судебно-медицинской экспертизы дают основания полагать, что смерть наступила… в результате черепно-мозговой травмы, которая могла быть получена от удара сломанной мачты… По свидетельствам карабинеров, в указанный период на море был шторм….  Сын Гвоздева Александр рассказал, что отец…  непосредственно перед потерей связи успел сообщить о кораблекрушении и о том, что получил травму головы от сломанной мачты…».
     Примечательно, что письмо родственникам и коллегам Е.А.Гвоздева по объединению «Российский крейсерский флот» было подписано тогда Врио Директора Консульского департамента Андреем Карловым, позднее нашим послом в Турции, убитым в конце 2016 года.    
   
 Очень жалею теперь, что имея домашний и сотовый телефон, робея, ни разу не позвонил Евгению Александровичу в Махачкалу. Так же, как и ушедшему до него «в мир иной» любимейшему моему прозаику-маринисту Виктору Викторовичу Конецкому в Петербург.
 
     Закончить короткое  повествование хотел бы  словами самого В.В.Конецкого, которые, как мне кажется, объясняют смысл жизни нашего героя: «Море соединяет континенты и людей, море – такое же серьёзное понятие, как земля, смерть, жизнь и любовь. Я привык думать о море как о разумном существе…   Ведь оно живое. Иногда я даже разговаривал с ним…     Оно умеет заглядывать в душу, это мокрое солёное существо, которое двигается вслед, которое не знает, что такое покой, которое никогда не может удобно улечься в жёсткое ложе своих берегов. Вот почему с глубоким,  торжественным почтением снимаешь фуражку, прочитав в газете: «Во время шторма в районе Азорских островов погиб французский мореплаватель Рене Лекомб, который в одиночку пытался переплыть в небольшой лодке Атлантический океан… погиб на 68 день своего путешествия».
     В чём смысл его гибели? Человек всегда хотел доказать себе и всей природе свою великую роль и особую миссию…
     Человек не хочет уступать морю ни в чём.
     И оно знает это.
     И потому с ним надо держать ухо востро…».