Где же хозяин?
Услышав сзади шорох, обернулся… из огромного одуванчика кипенно-белой шевелюры волос и бороды на меня внимательно смотрели бледно-аквамариновые купели глаз. Когда то ярко-синие, теперь размытые водой и временем.
А какие могут быть глаза у человека отдавшего жизнь морю?
А личико доброе. Как печёное яблочко, обожжённое солнцем и солью. Сухонькая фигурка. Под стать кораблику - ну, вот такой морской домовёнок! Поздоровались. От железного пожатия руки-клешни образ домовенка растаял мгновенно…
О чём говорили за три с лишним часа общения? Конечно об океане. Как тяжела дорога от детской мечты, до вот этого чайного застолья. Первая кругосветка – тоже в четыре года, и тоже на маленькой лодочке «микроше» (класс «микро» это яхты весом 500-600 кг. и не менее 5.5 м. длиной).
Звали её «Лена».
В июле 1992 года, накопив какие-то деньги (при нищенской, к тому же девальвированной зарплате), на полуголодном пайке Гвоздев под мотором «Салют» через наш городок, Волго-Донской канал, Дон и Азовское море дошел до Новороссийска в Чёрном море. И только после нескольких месяцев (как жил и чем кормился?) бесплодного ожидания, в середине декабря покинул родной, но такой негостеприимный берег.
Вы думаете трудности перехода задержали путешественника?
Бюрократия и вымогательство взятки!
Ждал загранпаспорт. Пришлось отдать последние (НЗ-шные) сто долларов погранцу. Иначе океана не видать…
Отвлекусь на минуту: у меня есть примеры другого порядка.
Трагического.
Многие в нашем городке знали этого человека и бизнесмена. Уже в серьёзных годах, серьёзно «заболел» морем. Продал бизнес и квартиры. Начал строить большую стальную яхту «Анна». За неимением лучшего, с женой, и тремя детьми жил здесь же, на судне. Зимой и летом.
И всё-таки построил!
И дошёл до Азова!
И стоял в речушке, каком-то рукаве Дона, готовился к отходу в океан, но не успел. Наступила осень, речка обмелела, а хозяин корабля… умер. Всем клубом собирали деньги на похороны.
Гвоздев знал от чего бежал. Любой ценой. И пошёл, практически без еды, современной навигации, средств связи и спасения. К нашему общенациональному стыду, (а есть ли пророки в своём отечестве?), этого человека мира с пропиской в Махачкале и собирал в дорогу весь мир.
От марины к марине морское братство, удивляясь и восторгаясь бесстрашию морехода, бесплатно кормили и поили, помогали чинить лодку и паруса, экипировали современными средствами навигации, подарили аудио и видео системы, фото и видеоаппаратуру. Первопроходец же не просто шмыгал от острова к острову, от земли к земле (иногда месяцами без неё), но и составлял для соотечественников карту с подробным описанием лучших и удобнейших марин на планете.
А вы знаете сколько яхт, кораблей, корабликов и других плавсредств бороздят бесконечные просторы мирового океана, в принципе не имея постоянного порта прописки на земле?
Да и не очень нуждаясь в ней.
Здесь, в этой солёной купели рождаясь младенцами и уходя в неё глубокими стариками?
По очень приблизительным подсчётам более ста пятидесяти тысяч семей и одиночек…
Много чего было в этом плавании. Сколько раз мог погибнуть. Иногда, в Тихом океане, переходы «без берега» длились по два месяца. Всё бы ничего, но за три недели не выпало ни капли дождя! А вода закончилась… Спасался редкой рыбкой, выуженной из-под лодки (при дрейфе, их там в тени «Саида» набиралась целая стайка) – надрезал её вдоль спинки и высасывал спасительную влагу.
Однажды в прибрежных водах африканского побережья на лодку-одиночку напали сомалийские пираты. Притащили на берег, поставили путешественника у пальмы, а напротив – автоматчика. Сами стали шумно обсуждать, как поступить с пленным. Стрелок был то ли обдолбанный какой-то дрянью, то ли жевал что-то, в общем, вместо глаз слюда и слюни по голому животу в два ручья.
Стоял-стоял, потом передёрнул затвор.
Выручил Гвоздева какой-то абориген: подскочил к палачу и выдернул магазин из автомата. Спасло россиянина и то, что неграмотные пираты никак не могли понять, что такое «раша» и, собственно, что она из себя представляет. Но, уяснив, что выкупа не будет – обобрали кругосветчика до нитки.
В буквальном смысле.
Оставили старый парус, двадцать метров верёвки, пять килограммов риса, двадцать литров воды и старые драные трусы, которыми путешественник «наводил марафет» - чистил и мыл своего «горбунка» перед пребытием в какую-либо марину. И оттолкнули от берега – плыви.
Дай Бог им здоровья!
Не убили.
Не так было жалко добра, как материалов и фотокассет по путеводителю лучших мировых марин. На мой банальный вопрос, а было ли страшно, Гвоздев ответил: было. Не хотелось глупо умирать.
До ближайшей марины в Красном море он шёл почти сорок суток. Замачивал горсть риса в воде, это была вся еда на день. Когда его прибило к причальной стенке, не смог самостоятельно встать: тащили под руки в лазарет. Потерял почти десять килограммов, но ведь живой! Эту кругосветку он закончил в 1996 году. И через три года, в 1999-ом ушёл во-вторую, в конце которой мы и «прихватили» знаменитого путешественника.
Основная тема долгого нашего разговора - одиночество в океане. Как справлялся с этим наш герой? Как вообще не сойти с ума одному на крошечной лодке среди воды и ветра?
- А я и не был один, поведал путешественник.
- ?
- Со мной всегда были… существа из других миров.
- ?
- Они пришли из воды, но мне кажется, что они прилетели…
-?
- Общались мы телепатически, они много рассказали о вселенной и нашей планете, чего я не знал…
Минут пять открыв рты, мы слушали это повествование, пока не «въехали», что Мастер шутит.
Развлекается.
Но я перевёл-таки разговор на серьёзное: невозможно пережить столь многое не уверовав в Бога – единственную надежду на спасение в экстремальных ситуациях, коих в океане – целый океан. Видишь ли, было отвечено, у Бога все «рабы». Я никогда рабом не был и не буду…
Мы сердечно прощались с Гвоздевым не как чужие люди. Мы просто не могли уже быть таковыми.
19 сентября 2008 года Евгений Александрович Гвоздев вышел в последнюю кругосветку. Именно в этот день 29 лет назад начинающий яхтсмен первый раз пошёл в одиночное плавание по Каспию. И тогда, и сейчас яхта называлась Гетан. Название было образовано из первых букв имён членов семьи: Гвоздевы Евгений, жена Татьяна, сын Александр и дочь Наталья.
10 декабря информационные ленты мировых СМИ оповестили о гибели известного русского путешественника в Средиземном море недалеко от побережья Италии.
Вот что было написано в письме родным Гвоздева Консульским департаментом МИД РФ:
« Сообщаем, что 10 декабря 2008 г. в г. Остия (район Рима, прилегающий к морю) обнаружены обломки лодки «Getan II» и тело моряка с документами на имя Е. Гвоздева… В телефонном разговое с лейтенантом карабинеров Марчелло Далессио были выяснены детали произошедшего. По словам итальянца… от морских властей порта Остия поступило сообщение о том, что с 1 декабря 2008 года лодка «Getan II» с экипажем, состоящим из одного человека перестала выходить на связь. 2 декабря… на пляже указанного города был обнаружен труп неизвестного мужчины пожилого возраста. 4 декабря … в двух километрах от этого места найдены обломки лодки «Getan II»…
Результаты судебно-медицинской экспертизы дают основания полагать, что смерть наступила… в результате черепно-мозговой травмы, которая могла быть получена от удара сломанной мачты… По свидетельствам карабинеров, в указанный период на море был шторм…. Сын Гвоздева Александр рассказал, что отец… непосредственно перед потерей связи успел сообщить о кораблекрушении и о том, что получил травму головы от сломанной мачты…».
Примечательно, что письмо родственникам и коллегам Е.А.Гвоздева по объединению «Российский крейсерский флот» было подписано тогда Врио Директора Консульского департамента Андреем Карловым, позднее нашим послом в Турции, убитым в конце 2016 года.
Очень жалею теперь, что имея домашний и сотовый телефон, робея, ни разу не позвонил Евгению Александровичу в Махачкалу. Так же, как и ушедшему до него «в мир иной» любимейшему моему прозаику-маринисту Виктору Викторовичу Конецкому в Петербург.
Закончить короткое повествование хотел бы словами самого В.В.Конецкого, которые, как мне кажется, объясняют смысл жизни нашего героя: «Море соединяет континенты и людей, море – такое же серьёзное понятие, как земля, смерть, жизнь и любовь. Я привык думать о море как о разумном существе… Ведь оно живое. Иногда я даже разговаривал с ним… Оно умеет заглядывать в душу, это мокрое солёное существо, которое двигается вслед, которое не знает, что такое покой, которое никогда не может удобно улечься в жёсткое ложе своих берегов. Вот почему с глубоким, торжественным почтением снимаешь фуражку, прочитав в газете: «Во время шторма в районе Азорских островов погиб французский мореплаватель Рене Лекомб, который в одиночку пытался переплыть в небольшой лодке Атлантический океан… погиб на 68 день своего путешествия».
В чём смысл его гибели? Человек всегда хотел доказать себе и всей природе свою великую роль и особую миссию…
Человек не хочет уступать морю ни в чём.
И оно знает это.
И потому с ним надо держать ухо востро…».