Небывалое бывает
«…отвага в тяжелую минуту
битвы со стихией – вещь такая
же редкая как дружба. Или любовь».
Ж.И.Кусто
«Небывалое бывает» это «то, - чего не может быть», как говаривал известный персонаж бессмертной саги «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова. На самом деле, этими словами Петр Великий прокомментировал победу нашей пехоты над шведскими моряками под командованием вице-адмирала Нумберса в ночь со 2-го на 3-е мая 1703 года у Васильевского острова.
Чего в истории никогда не было!
В ту ночь царь Пётр и поручик-бомбардир Меньшиков с несколькими десятками солдат на 8-ми лодках захватили два неприятельских судна «одно было с десятью, а другое с четырнадцатью пушками», которые в составе вражеской эскадры пытались захватить устье Невы. Причем бой был жестокий: из 77-ми шведов в живых осталось только 19 человек. В честь этой победы, все участники боя и были награждены особою медалью с надписью «Небывалое бывает».
Свидетелем другого «небывалого», как и некоторые мои соотечественники стал и я. Однако обо всём по-порядку. С детства, признаюсь, не то, что боюсь, но как бы опасаюсь глубин морских. Как и высоты. На реке страхов таких не испытываю. А, вот на море… Такую «личную неприязнь испытываю, что просто кушать не могу» (см. худ. фильм «Мимино»). Хотя с детства, замирая от восторга, зачитывался книгами А.Беляева, Ж.Верна, Д.Лондона о морях и путешествиях. Потом, в зрелые уже годы, потрясённо, по дневникам и книгам, следил за перипетиями судьбы реальных первопроходцев Джошуа Слокама, Фёдора Конюхова, Евгения Гвоздева. Их приключения волновали меня «по-взрослому».
Обожаю (по телевизору!) завораживающую синеву океана.
Его простор и дали.
Как же легко дышится здесь!
Как хорошо душе, когда вокруг тебя на 360 градусов ровная линия горизонта, растворяющаяся в небесах.
Я проверил это на Каспии, Чёрном и Средиземном морях – всё точно так и есть.
И, в то же время, испытываю неодолимое желание сбежать на твердь земную. Пытаясь преодолеть в себе этот дуализм почти месяц провел в море на яхтах и, даже, книжку написал, где препарировал свои страхи и фобии.
Пока писал эти не Бог весть какие откровения, начал перечитывать, (для вдохновения), любимого моего писателя - мариниста В.В.Конецкого и нашёл у него очень похожие ощущения: «Любовь к морю – детское чувство. Она не мешает ненавидеть купание. И в этом большой смысл. Нас тянет в огромные пространства вод не потому. что мы водолюбивые существа. Мы можем утонуть даже в бочке дождевой воды. Мы любим не воду, а ощущение свободы, которое дарят моря. Наш плененный дух всегда мечтает о свободе, хотя мы редко даём себе в этом отчёт».
А насчёт боязни всякого рода, - то наши страхи, вычитал где-то в утешение себе, это естественное продолжение инстинкта самосохранения, свойственного большинству людей. Абсолютное бесстрашие – это не доблесть, а патология, при которой отсутствует этот самый защитный инстинкт самосохранения. Гениальный сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва – историк, философ и этнограф Лев Гумилёв дал определение этому феномену «бесстрашия» и назвал его «пассионарностью».
Пассионарии (вот эти «чумачечии» люди), к сожалению, недолго задерживаются в гостях на этом свете. Да и в целом, на земле - их, абсолютное меньшинство. Но именно они тянут, тащат за собой, подталкивают вперёд «гармоничных», у которых всё в порядке с основным инстинктом. Если кто не знает – основной инстинкт это инстинкт самосохранения, а не продолжения рода, как думают некоторые мои студенты. Так вот, «гармоничных» людей (т.е. - нас с вами, уважаемый читатель), большинство, среди людей, населяющих нашу планету. Но, надо отдать должное - если бы не пассионарии тут и там рискующие своей жизнью, кто открыл бы Америку? строил пирамиды? завоёвывал новые земли? осваивал глубины океана и космоса?
Ну вот, как жить после этого всем остальным, «гармоничным» людям?
Отвечу: смирить свою гордыню и особенно не выпендриваясь, следовать за «локомотивами цивилизации» и, по возможности, преодолевать своих демонов страха и ужасов, которые были, есть и будут.
Вся эта длинная прелюдия только лишь для того, чтобы поведать о коротком знакомстве с удивительным человеком, - отъявленным пассионарием и отважным путешественником – Евгением Александровичем Гвоздевым. Сегодня кое что появилось о нём в интернете. Не буду повторятся и остановлюсь только на важном и личном. Ведь особенно остро переживаешь судьбу необыкновенного человека, когда встречаешься с ним лично и понимаешь, что он был, жил рядом. В Махачкале. И географически, и душевно нас соединял Каспий, где он работал, любил парус и лодки и, до поры до времени, никак себя не проявлял.
Так, по мелочи.
Ну, ходил бывший механик теплохода по морю в одиночку на сверхмалых яхтах.
Ну, пересек Каспий «вдоль и поперёк» в любое время и любую погоду сорок четыре раза, преодолев в общей сложности около четырёх тысяч морских миль.
Ну, построил на балконе второго этажа своей «хрущобы» крохотную пластиковую (мыльницу) яхту «Саид», аж в 3 м. 70 см. длинною.
Ну, обошёл на ней за четыре года вокруг света.
Эка невидаль?
Небывалое было в том, что Евгений Александрович совершил этот переход дважды. И пошёл было в третий… И ещё в том, что первую кругосветку он начал в пятьдесят восемь лет, вторую - в шестьдесят пять, а в третью вышел, когда ему «стукнуло» - семьдесят четыре!
Гвоздев вообще был по природе рекордсменом:
во-первых, самым возрастным яхтсменом-кругосветчиком;
во-вторых, первым и единственным в мире, кто совершил кругосветное плавание на шверботе «Лена» (мелкосидящем одномачтовом парусном спортивном судне с выдвижным вертикальным килем-швертом);
в третьих, - первым российским яхтсменом-одиночкой, совершившим кругосветку, стартовав и финишировав в Российском порту;
в четвёртых, его лодка «Саид» (во-второй кругосветке) всего лишь на пять (!) сантиметров длиннее лодки Сержа Теста, тоже кругосветчика, который и попал в Книгу рекордов Гиннеса.
В конце августа 2003 года командор нашего яхт-клуба, которого за глаза все звали В.Б. (Валерий Борисович) или «адмирал» сообщил, что по дороге домой в Махачкалу после второй кругосветки у нашей клубной «марины» (стоянки яхт) на денёк остановился отдохнуть «тот самый Гвоздев». Валерий Борисович пообещал организовать встречу. Конечно. «энтузазисты» в моем лице с несколькими сотоварищами живо ответили на предложение. На вопрос, что принести с собой, нас проинформировали, - ничего не надо, но «живая легенда» не чурается сладенького. С огромным тортом мы рванули к марине на п/остров Пролетарский, где загорал известный путешественник.
Маленький белый поплавок на фоне огромного серого монолита причальной стенки - вот что такое знаменитый «Саид».
Покоритель стихий мирового океана.
Бог ты мой!
Скромно притулившийся к стенке малыш «Саид», по размерам представлял собой обыкновенную лодку 3.70 м. на 1.46 м. при высоте борта 85 см.
Сантиметров!
Вес 300 кг (из них – 110 кг. свинец фальшкиля).
Максимальное парусное вооружение 5.9 кв. м.
Водоизмещение 1100 кг. (водоизмещение океанской крейсерской яхты «Адмирал», в кают-компании которой мы чаёвничали с нашим героем в двадцать два раза больше). Автономность плавания - по запасам продовольствия и воды, (как оказалось) аж на 4 месяца!!
Во все глаза рассматривал кораблик: непостижимо, как можно на этом идти через океаны и моря? Получается, что когда путешественник загружался по полной и пытался сам разместиться среди запасов продовольствия и самых необходимых вещей, и парусов, - как ни крути, - только пол туловища умещалась в крохотной каютке. Так он и покорял моря и океаны: то верхняя половина тела под дождём, ветром, солнцем и солёной водой, которой всегда было много, то, - нижняя… Желтые, подслеповатые из потрескавшегося авиационного плекса иллюминаторы. Самопальная, «люминиевая», всего-то под два метра, мачта… Не яхта, а конёк – горбунок!