Прелести спинки и шейки. 2-я часть

Евгений Дегтярёв
     В младенчестве моем колючее слово «раки» ассоциировалось исключительно с амброзией сладости упакованной в ярко красную вощёную обёртку конфетки «Раковая шейка» с нарисованными странными существами, во множестве расползающимися по ней. 
     Чуть позже мимо промчались и канули в Лету какие-то «раки на хромой собаке».  И совсем уж в зрелом возрасте – около трёх лет - оставил в душе след  трагический эпос, связанный с приключениями  в чужой стороне некоего «греки», который утверждал себя через «реки» и «раки».
 
     Настоящая встреча «глаза – в глаза» произошла пяти лет отроду на первой в  жизни рыбалке, когда родители шутя напугали  меня до смерти, познакомив с живыми тридцатисантиметровым монстром. Не меньшее  впечатление оставил теракт дворового дружбана Вовки, который пару лет спустя в игрищах на лимане засунул мне малолетке здоровенного рака прямо в трусы. К счастью, тот пролетел сквозь штанину не успев испортить мне здоровье и судьбу.
     Так что первые впечатления были не очень.

     Чего не скажешь о юности, когда  отведал все сочные прелести спинки и раковой шейки. Удовольствие – доступное всякому и каждому. Тогда подаваемое и в элитных ресторанах и простых забегаловках. 
      Истинно народный деликатес!
      Поэтому, из уважения к возрасту, исключительным вкусовым ощущениям, а так же кулинарным изыскам, связанным с ними, я бы обращался к ракам по имени-отчеству: широкопалым атлетам и  узкопалым кокетам, ароматным речным и припахивающим тиной ильменным, просто зелёно-серым и эпатажно-голубым, пучеглазым добрякам и пучеусым злыдням.

     Если  по-простому - они vulgarius (обыкновенные), тип членистоногие, семейство ракообразные, отряд десятиногих. А не 73 000 их родственников и сотоварищей. Среди которых, между прочим, благородные омары и лангусты, полукровки крабы и креветки, ну, и другая безродная шантрапень типа криля.

     Ловить этих любителей  «заднего хода» непросто. Их добывают на удочку (долго),  раколовкой (муторно), бреднем (первое, второе плюс неприятности с милицией). Проще всего было взять маску и пошарить в их норках на крутых  отрогах подводных утёсов. Для чего необходима сноровка и некоторая смелость. Во-первых, норки бывают глубоки, можно и по плечо руку свою пацанскую засунуть. Во-вторых, не известно, что за монстр там сидит, в конце «тоннеля», может и хватануть.
     Да ещё и как!
 
     В пионерлагерях, широко разбросанных в счастливое моё детство по берегам Великой русской реки, я предпочитал совсем «ленивый» способ. С такими же бандерлогами, как и сам, медленно (чтобы не терять драгоценные силы в адовой  жаре) шли на кухонную помойку. Там вяло выбирали отрубленные куриные головы, неосчастливленные быть сваренными в ароматном бульоне с остальной частью тела. Когда весь лагерь пребывал в неге послеобеденной дрёмы, не торопясь нанизывали головешки на проволочное кольцо и, особо не напрягаясь,  забрасывали их на крышу хозяйственной пристройки на краю лагеря.
     Протушиться и провоняться на солнышке.
 
     Через сутки, когда рачий «закусон» был готов, экономя оставшуюся пассионарность, неспешной, но достойной иноходью  спускались к любимой реке и просачивались сквозь запретные «рогатки и препоны».  Прихватив попутно у местного сторожа сетку для ловли малька, растянутую на жёстком квадратном каркасе. В неё у самой середины, где был привязан  груз-кирпич, мы и укладывали несчастные головы, никак не упокоенные после жестокой смерти их владельцев.
      Положили, привязали и всё!
      Отдыхаем…
      К ужину ведро раков обеспечено. Правда, через какое-то время местные подводные угодья пустели, но мы перемещались за оставшимися в живых   вниз по реке до конца смены.

      А теперь о святом.
      О приготовлении.
      Всю свою жизнь я прожил на берегах прекрасных рек: Дуная, Одера, Дона и Волги. К моему удивлению, не все прибрежные жители разделяют гастрономические восторги от раков. Например, в немецкой кухне таких рецептов почти нет. Где-то на задворках их кулинарии нашёл: «опустите в кипящую подсоленную воду раков, откиньте на дуршлаг и дайте стечь воде. Отломайте клешни, очистите раковые шейки. Положите клешни и шейки в кастрюлю, добавьте масло, зелень петрушки и прогрейте».
     И это всё?
     Какое убожество…
 
     Интернет переполнен сумасшедшими рецептами и такими же рекомендациями  эстетов от кулинарии, типа: «если Вы хотите придать дополнительную нотку вкуса ракам, добавьте зелёное яблоко и сладкую грушу… овощной микс, с добавлением моркови, сладкого и горького  перцев и помидора… если предполагаете кушать раков с вином, добавьте в рассол один стакан вина»… И будет вам счастье! В раздумьях о горькой судьбе в чудном деревянном тереме с прорезями на уровне глаз и на уровне … сами знаете чего.

     Внимание!
     Описываю брутальный и простой нижневолжский рецепт приготовления раков. После рутинной очистки  достойных представителей семейства ракообразных  размещают в ёмкости с солёной купелью (на 10 кг. пучеглазых монстров почти килограмм соли) и оставляют на несколько часов (ночь). Варить их лучше на костре.
      Готовим отвар из воды с луком (порезанным и целиком), кореньями петрушки, лавровым листом и перцем горошек, куда обязательно бросаем пригоршню укропного семени. Запускается вся компашка отряда десятиногих (желательно большие и средние по размеру вместе)  в подсоленный отвар на 15 минут. Раки должны не столько вариться, сколько томиться.  Как только застыдились и покраснели, щедро наваливаем под крышку по три пучка сельдерея и укропа. Чуть обварили зелень и… обоняете?
     Уже накрывает.
     Накрывает!

     Пока доходит зелень рубим чесок. Много. Последний акт разыгрываемого действа – литр пива в котел, желательно простого, «Жигулёвского». Вынимаем травы, уже отдавшие свои прелести отвару, и на большие блюда раскладываем горкой побеждённых монстров, щедро пересыпая чесноком. Затем всю конструкцию плотно укутываем  мягкой из казана, уже ласковой зеленью для паровой баньки.
     И тогда…  людей, и природу, и весь мир обволакивает такой аромат, что только бокал прохладного пенного, всего в янтарных  пузырьках пива и возвращает вас в жизненные реалии и  горячие объятия  ракообразных и десятиногих.
     Будем здоровы!