Любовь и смерть Макса Кюсса, гл. 4

Юрий Козиоров
Глава 4. ОСТРОВ РУССКИЙ

     Когда Макс появился в квартире Кирилленко с очередной «композицией», Вера Яковлевна показалась ему очень расстроенной. Она попросила пройти в кабинет мужа, потому что Александр Александрович хочет с ним переговорить. Вера Яковлевна действительно была расстроена, так как накануне муж сказал: «Вера, ты, пожалуй, напрасно согласилась на это публичное посвящение. Я-то и в тебе уверен, и Макса Авельевича считаю порядочным человеком. Но знаешь ли, какие бывают люди, особенно в армии. Мало ли, что им придет в голову брякнуть, особенно во время застолья. Я, как ты понимаешь, не могу потерпеть малейших намеков или даже шуток на твой счет, шутники будут иметь вызов, но сделаться дуэлянтом в моем возрасте и при моем звании – это конец службы. Мне придется озаботиться, чтобы в деликатной форме ограничить ваши встречи».
     Максу же полковник сказал:
     – Макс Авельевич, я знаю что вы глубоко уважаете Веру Яковлевну, но для ее, да и для нашего с вами спокойствия, необходимо, чтобы на какое-то время вы оставили Владивосток. Я могу вам устроить перевод на остров Русский в 33-й Сибирский стрелковый полк. Это совсем рядом. Как вы на это смотрите?
     – Если вы находите, что это необходимо, то не могу возражать.
     – Договорились, – сказал полковник и, глядя на помрачневшее лицо Макса, добавил про себя. – Какое там «уважаете», влюблен по уши – за версту видно.
     На острове Русский, отделенном от Владивостока менее чем километровым проливом, было почти то же самое, что и во Владивостоке: неплохой оркестр, доброжелательное полковое начальство. Не было Веры Яковлевны. И новые «композиции», которые Макс не переставал сочинять, были проникнуты беспросветной и неизбывной грустью. Были написаны еще три вальса «Моя тайна», «Скорбь души» и «Разбитая жизнь». Последний вальс Макс посвятил коллеге – капельмейстеру Иосифу Щербинскому, заменившего его на посту капельмейстера 11-го полка. Вальс этот быстро приобрел популярность. Уже в 1910 г. он был записан на граммофонные пластинки, принесшие композитору славу и кое-какие деньги. Но Макс понял, что очень скучает по детям, о которых жена ему каждый раз подробно писала, и нужно ехать в Одессу.
     В последнем письме жена сообщала, что умер ее отец и его антикварный магазин она продает приказчику, потому что в торговом деле плохо понимает, а потом, пожалуй, может ехать к нему. На что Макс ответил, что магазин пусть продает, но к нему не едет, поскольку он сам собирается в Одессу к семье. Это решение несколько оживило Макса и танец «Дирижабль», написанный в 1911 году, выбившись из привычного трагического настроя его музыки, вдруг поразил всех своим темпераментом и веселым озорным ритмом. Этот танец стал салонным и в те годы невероятно модным. Ему специально обучались в танцклассах. Ноты были изданы в Петербурге, и на титульном листе изображен парящий дирижабль и дано указание: «танец исполняется лёгкими грациозными прыжками!»

В том же году Макс Авельевич подал начальству рапорт о переводе в Одессу по причине смерти тестя и необходимости устройства семейных и имущественных дел. Просьбу удовлетворили, и Макс возвратился в Одессу, причем возвратился опять же на службу военным капельмейстером – начальником музыкального взвода.
===============
На фото: Амурский залив, изображение на 2-м издании нот вальса "Амурские волны".

Глава 5.   http://proza.ru/2022/01/25/1634