О национальном позоре великороссов

Степан Станиславович Сказин
Начать эту статью я хочу словами выдающегося казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбаева (1845-1904):

«Странно отношусь я к своему народу. Не пойму, питаю к нему неприязнь или люблю?

Если б любил, то без малейшего сомнения одобрял бы его нравы и среди всех черт нашел хоть одну, достойную похвалы. Моя любовь не давала бы погаснуть вере, будто мои соплеменники обладают качествами, присущими великому народу. Но нет у меня этой веры. <…>

В юности у меня и в помыслах не было бросить свой народ и уехать куда-нибудь: я любил его и верил в него. Теперь я в совершенстве узнал казахов и не вижу впереди просвета…».

Значат ли эти слова, что Абай был ненавистником казахов?.. Разумеется, нет. Хотя бы потому, что никто не сделал для казахского народа так много, как Абай. Приведенные слова – это слова умного и честного человека, у которого душа болит за свой народ, прозябающий в суете и невежестве.

После этой цитаты Вы, дорогой читатель, возможно, отнесетесь ко мне непредвзято и не назовете меня русофобом.

Да и с чего бы мне быть русофобом?.. Я родился в России, никогда не покидал ее пределы надолго и весь целиком принадлежу русскому народу. Тем для меня больнее убеждаться: в мозг и сердце моего народа глубоко въелась отвратительная зараза, называемая национализмом.

Это величайший позор русского народа.

Помню, я учился в колледже. Так вот учительница черчения прямым текстом заявила на уроке: «Я националистка». И стала с возмущением описывать, как на прогулке в парке видела кавказской наружности женщину с «выводком» ребятишек. Тут же один из учеников – отъявленный хулиган – под одобрение класса поднялся с места: «Я тоже, тоже националист!..».

И национализм в колледже не был достоянием только чертежницы и пары хулиганов. Прилежные ученики, вежливые пай-мальчики, отличники и хорошисты так же рассуждали о том, что в России слишком много «черных». И кое-кто из этих приличных студентиков спрашивал меня: не знаю ли я, где можно приобрести газеты, в которых пишут, что всех «ч*рок» надо гнать из страны?.. На что я ответил: нет, где продаются такие газетенки – я не знаю; и вообще – я интернационалист и социалист.

Эти студентики давно выросли. Стали, наверное, инженерами, обзавелись семьями. И мне страшно подумать, что при этом вчерашние ученики колледжа сохранили волчью ненависть к той немаленькой части нашего общества, которую составляют условные «нерусские».

Вот Вам еще несколько зарисовок.

1. Метро. Переход с одной станции на другую. Плотный поток людей. В этом потоке – семья, которую, по внешним признакам, я назвал бы киргизской. Молодая женщина и муж, несущий на плечах дочку. Сквозь толпу к не трогающим никого киргизам продираются два полицая – с красными лицами, блестящими глазами и пошатывающиеся (однозначно: пьяные). С нечленораздельным воплем вцепляются в главу семейства и начинают тащить. Бедный киргиз успевает передать ребенка жене и махнуть: мол, идите. Чем закончился инцидент, я не видел: меня унесла толпа.

2. Очередь на КПП одного бюрократического учреждения. Сотрудницы учреждения выходят на улицу покурить. У одной из сотрудниц – темные волосы и смуглая кожа. Обмен репликами в толпе: «Не знал, что здесь нерусские работают» – «Эти ч*рки, наверное, и не понимают по-нашему». Что можно сказать про людей, которых «удивляет», что в учреждениях многонациональной страны могут работать «нерусские»?.. И для которых смуглый цвет кожи означает неумение говорить по-русски?..

3. Приходилось ли Вам искать жилье в аренду?.. Если приходилось – Вы не могли не заметить объявления: «Сдам квартиру. Строго славянам...» – «Требования к съемщикам: славянская внешность». По мнению отравленного националистическими предрассудками обывателя, который желает заработать на своих квадратных метрах, беспроблемный жилец – это непременно голубоглазый блондин с российским паспортом в кармане. То же самое и приеме на работу: точь-в-точь как при апартеиде, работодатель выдвигает соискателю условие, что тот должен быть пресловутой «славянской внешности», а в качестве «плюшек» обещает выплату зарплаты два раза в месяц и «дружный русский коллектив».

4. А вот что мне рассказал один хороший человек, недолгое время проработавший в охране крупного гипермаркета. Администрация гипермаркета отдала охранникам, дежурящим на выходе из торгового зала, распоряжение: за час каждый охранник должен остановить столько-то «узбеков, таджиков, кавказцев, азиатов» и проверить, не украли ли «нерусские» чего. Мой собеседник (говорю же: хороший человек) был возмущен: «Чем эти люди заслужили такое недоверие?.. Я должен останавливать и обыскивать парня только за то, что он узбек?».

5. И еще весьма показательный случай. Довелось мне работать оператором на телефоне в офисе одной компании. И однажды нам привезли новые стулья. Сисадмин и кто-то из отдела продаж взялись выгружать стулья из машины. А курившие неподалеку менеджеры стали хохотать, показывать пальцем: «Ха-ха-ха!.. Двое таджиков стулья таскают!..». Этот пример показывает презрение «белого воротничка» как к человеку другой национальности (таджику), так и к человеку, занятому грубым физическим трудом (рабочему, пролетарию). В глазах обросшего жирком клерка удел таджика – за гроши ворочать тяжести.

Я привел пять примеров. Но список можно на сколько угодно удлинить. Кто-то возмутится, скажет: у нас на самом деле демократия и права человека, а то, что перечислил товарищ Сказин – только отдельные мелкие «неприятности». Но факты остаются фактами. В России процветает махровый национализм. Он есть и на прокуренных кухнях, где обыватели перемывают косточки «х*чам» и «ж*дам». И в полицейских участках, где бодрые «стражи законности» вымогают последние деньги у задержанного гастарбайтера. И в административных учреждениях…

Кого и за что ненавидит русский националист (что бы не сказать: неонацист)?..

А этот господин навряд ли способен дать вразумительный ответ. Так как ненавидит всех сразу. Без разбору.

Он ненавидит таджиков. Мигрантов. Кавказцев. Мусульман. «Не-славян». «Азиатов». Все это разные – не всегда пересекающиеся – категории людей.  Но националистически настроенного обывателя этим не перешибешь. «Азиат», мусульманин, приезжий сливаются в воображении националиста в образ чужака. Врага. Непохожего.

Национализм очень удобен.

Начальник наорал?.. В подъезде лампочка перегорела?.. В лифте воняет мочой?.. С женой в постели получилось не очень?.. Охота на ком-то сорваться. И вот – пожалуйста – тебе подсовывают чужака, «неруся». Чуть ли не узаконенную грушу для битья. Костеря «нерусских», обыватель выпускает пар. Выдал тираду про то, что, мол «понаехали тут» – и на душе полегчало.

Осознает ли до конца обыватель-националист, что он становится в одну фалангу с бандитскими неонацистскими элементами?.. С такими отморозками, как небезызвестный иконописец Рыно, убивший на почве расовой ненависти десятки людей?.. С мразями, отнявшими жизнь у маленькой таджикской девочки?.. Обыватель хамит продавщице-мигрантке в супермаркете. А воинствующий бонхед проламывает ей голову битой. Два националиста солидаризуются друг с другом.

Повторим еще раз.

Обыватель, негодующий по поводу «понаехавших», пересыпающий свою речь словечками типа «ч*рки» и «х*чи» – солидаризуется с убийцами-бонхедами. Становится соучастником преступлений уголовников-расистов. Сколько ни тверди про «умеренный», «цивилизованный» национализм – обыватель почти подельник бандита.

Откуда растут уши националистического осла?.. Тут уместен древнеримский вопрос: кому это выгодно?.. Я приведу только пару соображений.

А. Жертвами националистов становятся не все люди нерусских национальностей, а только бедняки. Богатые «нерусские» достаточно защищены своим общественным положением, деньгами, связями. Националисты бьют по «нерусским» из угнетенных, эксплуатируемых классов – в первую очередь по рабочим-мигрантам, так называемым «гастарбайтерам». Напарываясь на ненависть «аборигенов», мигранты – и без того социально уязвимые – чувствуют себя еще более неуверенно. А значит, мигранту труднее отстаивать свои права перед работодателем. Чем тот бессовестно пользуется, заставляя мигранта соглашаться на меньшую зарплату, на худшие условия труда. Капитализм.

Б. Любому правительству выгодно, чтобы в воображении народа существовал ложный образ врага. Все очень просто. Власть имущие выигрывают от того, что население видит проблему не в коррумпированных чиновниках, не в алчных капиталистах, не в правительстве, повышающем возраст выхода на пенсию, не в инфляции и низких зарплатах – а в наплыве «черных», якобы укравших «наши рабочие места», в «исламо-фашизме» и т.д. Иными словами: привилегированные классы раскалывают общество по этно-религиозному признаку, сталкивая лбами христианина и мусульманина, русского и таджика, Ивана и Азима. Вспоминается еще одно древнеримское выражение: «Разделяй и властвуй».

Добавлю: для России национализм особенно опасен. Россия – многонациональная страна. Рядом с более чем сотней миллионов русских здесь проживают десятки миллионов «нацменов»: татар, украинцев, башкир и многих других. Так какой может быть результат, если в полиэтническом обществе взращивать в людях ненависть к «непохожим»?.. Национальная рознь – это бомба замедленного действия, подложенная под Россию.

При самом худшем сценарии Россия не только утратит унаследованные от советского времени связи с бывшими республиками СССР (Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном…), но и сама раздробится на множество мелких – враждующих друг с другом – «национальных государств», став некоей «северо-евразийской Африкой». К великой радости транснациональных корпораций, которым тем легче будет качать ресурсы из бывшей России…

ЗЫ. Примерно о том же самом на языке художественной прозы: