1. 17 Для чего нужна тибетская Книга мёртвых?

Лариса Болотова
                Для чего нужна тибетская «Книга мёртвых» Бардо Тёдол?

                Психологический комментарий доктора К.Г. Юнга:

 «Тибетская «Книга мёртвых» или Бардо Тёдол, является книгой наставлений для мёртвого или умирающего».

                Думаю, что это нужно всё-таки в первую очередь живым, так как мёртвый или умирающий уже не может читать. Хотя кто-то может читать её ему.

«Её предназначение, как и египетской «Книги мёртвых», - служить путеводителем для умершего во время его пребывания в состоянии Бардо, описанном символически как промежуточное состояние продолжительностью в сорок девять дней между смертью и новым рождением.

Сам текст распадается на три части. Первая часть, называемая Чикай Бардо, описывает происходящее в психике в процессе умирания.

Вторая часть, Хониид Бардо, рассматривает подобное сну состояние, состоящее из «кармических иллюзий», которое следует сразу же за наступлением смерти.

Третья часть, Сидпа Бардо, начинается с возникновением инстинкта нового рождения и продолжается в виде событий, предшествующих новому рождению.

Показательно, что самое сильное Проникновение и Озарение, а отсюда и самая большая возможность высвобождения нам пожалованы во время действительного умирания. Вскоре после того начинается «иллюзорность», которая в конечном счёте ведёт нас к перевоплощению (реинкарнации), огни озарения становятся  хотя слабее, но разнообразнее, а видения всё более устрашающими. Это спуск показывает отчуждение сознания от освобождающего света по мере того, как оно приближается к очередному физическому рождению.

 Цель наставления – обратить внимание в каждой очередной стадии обольщения и запутанной чертовщины на всегда присутствующую возможность освобождения и объяснить природу видений. Текст Бардо Тёдол читает лама возле тела умершего.

В отличие от Египетской «Книги мёртвых», которая побуждает нас к тому, чтобы сказать либо очень много, либо слишком мало, Бардо Тёдол предлагает членораздельную философию, обращённую к человеческим  существам, а не к богам или примитивным дикарям.

Не только «гневные», но и «миротворные» божества понимаются лишь как сансарические (вызванные иллюзиями, заблуждениями цепи рождений) отображения (проекции) человеческой психики …

«…Сообразив, что Опорожнённость, Отрешённость твоего разума и составляет высшую Просветлённость, и, понимая в то же время, что это – твоё собственное сознание, - ты пребудешь и удержишься в состоянии божественного разума Будды».

                Что здесь надо понимать под разумом?


«Метафизические утверждения или умозаключения, однако, являются заявлениями определённого состояния души, психики, а потому есть категории психологические.

Когда западный  человек слышит слово «психологический», для него это всегда звучит, как «лишь психологический». Для него «психе» (душа) что-то досадно малое, нестоящее, личное, субъективное и тому подобное в этом же духе.

Он предпочитает поэтому использовать слово «разум» вместо «душа», хотя в этом случае он с удовольствием допускает, что метафизические истины, которые и впрямь могут быть весьма субъективными, формулируются «разумом», разумеется, «вселенским разумом» или даже – в случае нужды – самим «абсолютом»».

                О чём речь? Кто прав?

«Хотя именно душа благодаря присущей её божественной творческой силе изрекает метафизические суждения и утверждает различия между метафизическими сущностями. Не только душа обуславливает свою метафизическую реальность, она сама ЕСТЬ эта реальность.

Бардо Тёдол и открывается этой великой психологической правдой. Эта книга – не молитвенник за упокой, набор инструкций для умершего, путеводитель по переменчивым явлениям царства Бардо, через существование, которое длится в течение 49 дней от наступления смерти до следующего рождения.

Если мы на миг пренебрежём вневременностью души – что Восток принимает за саморазумеющуюся истину, - мы, читатели Бардо Тёдол, без особого труда сможем поместить себя в положение умершего и внимательно обдумать наставление, содержащееся во вступительной части…

«О благородно рождённый (такой-то и такой-то), слушай! Ты сейчас испытываешь Блеск Предвечного Света Просветлённой Яви. Пойми это. Твоё теперешнее сознание, по своей природе отрешённое, небытное, опорожнённое, не сформированное, не заполненное чем-нибудь – картинками или впечатлениями, - воспринимает само себя. Оно и есть настоящая Реальность. Благодать».

Твой собственный ум, который теперь небытен, не наполнен, опорожнен, хотя и не пуст или безпамятен, но лишь представлен сам себе, незамутнённый, сияющий, счастливый – это и есть само сознание, Благодатный Будда».

                Имеем сознание, не знающее никаких  жизней? Чистый листок?

                Получается, что все чувства и мысли формируются не в мозге, раз он остался в физическом мире, а  в потустороннем. Он как компьютер (железо), в который загружается программа.

                Затрагивает ли Бардо Тёдол сферу мыслей и чувств или только чувств человека? Скорей всего, первое, так как мысли и чувства неотделимы. Можно ли отделить мысли    от чувств?

«Это описание Дхарма Кайи, состояния совершенного озарения, или, как следовало бы выразить то же самое на нашем языке: творческой почвой всех метафизических суждений является сознание – невидимое, непостижимое проявление самой души (духовности). Небытность является состоянием (трансцендентным), превосходящим все суждения и утверждения. Полнота его отдельных проявлений всё ещё гнездится подспудно (латентно) в нашей душе».

                Здесь сознание – это  проявление духа?

Текст тибетской книги продолжает:

«Твое сознание, сияющее, небытное и неразделённое с Великим Блеском Предвечности, не имеет Рождения и не знает смерти. Оно само и есть этот Вечный Свет – Будда Амитаба».

Такая душа, или как тут сказано, наше собственное сознание, определено не маленькая, но само сверкающее Божество, Божественность.

Однако если мы сумеем справиться с собой настолько, что удержимся от нашей главной ошибки – всегда хотеть что-нибудь СДЕЛАТЬ с достающимся нам и приспособить  его к практическому употреблению, - мы, по всей вероятности, сумеем извлечь для себя важный урок из этих наставлений».

                Из книги «Тайна смерти» составитель М. Ошуркова (стр. 70).

Данная статья представлена на сайте Яндекс.Дзен, ссылка на канал Болотова Лариса или Booklife2015 дана в конце моей страницы. Приятного всем прочтения.