У каждого своя судьба

Александр Дробноход
   
   Так пришлось, что в этом году зима выдалась суровой, неприютной.  Каждую ночь трещали сильные морозы, безжалостно повреждая слабые всходы озимой пшеницы укрытые тёплым снежным одеялом.  Даже стволы деревьев порою не выдерживали, то там, то здесь был слышен треск стволов, как бы расколотых  ударом колуна.   Не щадила зима и животных. Часто охотники находили погибших от мороза зайцев, птиц. Вода в пруду была покрыта толстым слоем белого с голубым отливом  льда.   Рыба задыхалась, уходила в камыши, но там и оставалась, скованная ночным морозом.

   Управившись по хозяйству, Ксения Петровна, задержалась у сарая.  Глядя  на восходящее солнце, отражающее своими лучами, она подумала: «Какое  не живое тепло излучает наше светило!  Но ничего весна не за горами. Выглянет ласково, с душой,  по-доброму положит своё тепло на холодную ледяную земельку, отогреет её тело, превратит  снежное одеяло в решето, оживёт всё, появятся на полях колышущиеся на ветру ростки озимой пшеницы, придав  полю свой собственный только ему присущий окрас.

  Руки, ноги от холода начали застывать, Ксения Петровна решила не испытывать судьбу, пошла по натоптанной дорожке в дом.  Надо же такие морозы, даже дверь скрипит от мороза как не смазанная  телега. Освободив обувку от снега, она сняла и поставила валенки около печки.  Ксения подошла  чуть ли не на цыпочках  к кровати дочери.  Та спала крепким сном. -Какая же красивая у меня дочь!

От шума случайно зацепленного ногой стула, дочь Лена проснулась.  Открыв глаза, поздоровалась:
-  Доброе утро мамочка! Здоровья тебе милая, - подтягиваясь  пожелала маме Лена.
-  И тебе доченька, не хворать, -  ответила мама на пожелания.  Беда, дочка!   
- Что так? - спросила дочь.
- У сарая угол просел, задняя стенка отошла, а делать-то некому, мужской руки в доме не хватает, - пожаловалась Ксения дочери.
  Ей так хотела сказать дочери, что пора бы и призадуматься о  замужестве, но она промолчала.  Лена подошла к матери, нежно взяла за плечи, спросила почти шёпотом  -  Мамочка, ты наверное спишь и видишь меня замужем. 
Та  пролила  слезу,  но ответила честно. - Да доченька, где-то в глубине сердца эта мысль меня не покидала , но видно так богу угодно, быть нам вдвоём.
-Почему ты так думаешь, мама!  Неужели ты считаешь, что я не достойна, быть замужем  по каким-то причинам.  Признаюсь, что есть такой объект, на который я не перестаю оказывать внимание. Он вроде бы и рад, но... А я ведь ещё с 8 класса, как у нас принято говорить "втюрилась".   Жить без него не могу. 
- Ну, если гора не идет Магомету, так пусть Магомет идёт к ней.  Надо менять ситуацию. Найди предлог, чтобы он пришёл к нам в дом.
- Да это можно, - сказал Лена, не быть же в девках до старости. Надо что-то придумать.
-Это хорошо! -сказала мать, а как  он к тебе относится?

 -Со слов Катьки Ивановой я поняла, что он в меня влюблён, - сказала Лена. - Я и сама замечала, что при встрече он немел, то бледнел, то краснел.  Его чрезмерная стеснительность не даёт возможности объясниться. А ведь он умный, без меня весёлый, шутник,  рукастый, как его отец Дмитрий Иванович, за что ни возьмется, сделает  так, что не придерёшься.
-Так это ты говоришь о Славике  Сидоренко, да? - удивленными глазами смотрела на Лену Ксения Петровна, задавая  вопрос.  Для меня он казался незаметным, ничем не выделяющимся  среди ребят, которых  я хорошо знаю.  Если пойдёт в отца по мастеровитости, то это хорошо.
- Почему это если? – недовольная  высказываемым  мамой, ответила Лена. Это так и есть! Своими глазам, не понаслышке видела как он, выполнял работу связанную с плотницким делом.  На линейке директор называл его мастером, строителем.  А ты говоришь незаметный, -гордо  произнесла Лена.
-Ну, вот и хорошо! Сам бог велел пригласить его в дом, для ремонта сарая. Завалится ведь, не дождавшись весны,-  рассуждала Ксения Петровна. Лена в душе составила план действий, но так, чтобы Славик не заметил некую навязчивость.

    В один из выходных дней, Ксения Петровна решила пойти к Дмитрию Ивановичу, договориться насчёт ремонта.  У калитки её встретил Славик, со словами:
 -Каким ветром вас тётя Ксения занесло к нам? - улыбаясь спросил Слава,от неожиданности он оторопел.
- Да вот пришла к твоему отцу с великой просьбой помочь мне с ремонтом сарая. Конечно не вовремя, при таком морозе, но дело неотлагательное, ибо наше хозяйство останется под открытым небом, - с печалью в голосе объяснила она. 
- А его нет дома!- ответил Слава.
- Ну что же теперь нам делать?
- Не убивайтесь  так, давайте я посмотрю, может и помогу вам решить эту проблему.
- Ну если сможешь, то пойдем посмотришь, оценишь ситуацию, что для этого требуется.   Прибыли во двор, Славик окинул взглядом объект, улыбаясь, сказал, стоит ли переживать из-за этого пустячного  дела. Окинув взглядом двор, он сразу же увидел всё то, что ему нужно для ремонта.
- Я скоро вернусь! - сказал Славик и ушёл домой. Вернулся вскоре, на санках стоял  маленький строгальный станок и другие  инструменты, необходимые для работы. Славик, орудуя гвоздодером, отрывал доску за доской. Поменял угловой столбик, внизу и вверху соединив опорные рейки. Глядя на скелет, Славик  сказал- Вот теперь проседать не будет,  да и  задняя стенка станет на своё место. 

   Ксения Петровна стоя рядом наблюдала, как  руки молодого человека орудовали чётко, не суетясь, приколачивая доску за доской. Буквально через час ремонт был окончен.
- Ну, тётя Ксения, принимай работу.
От радости в слезах, она подошла к Славику, обняла, поцеловала, заикаясь еле выговорила:-Спасибо тебе, сынок за работу! Вот теперь мы спокойно  будем встречать весну. Ну пойдём в дом, чайком побалуемся, погреешься. 
В доме Славику сразу бросилась в глаза чистота, вся кухонная утварь занимала свои места , в доме ничего лишнего.
- Ой какие же вы молодцы! - сказал он.
- А чего ты имеешь в виду?
-Чистота и порядок в доме мне по душе!
-А кому у нас сорить то, наводить беспорядки?   Нас двое я да дочь Лена.
-А..а...а Славик нерешительно  спросил- а где же Лена?  Имя Лена он произнёс как-то по-особенному выделяющие и тут же замолчал в смущении. Ксения Петровна как человек повидавший в своей жизни всё, сразу же заметила, что он интересуется Леной.
- Ты садись за стол, садись.

   Слава уселся, как ему показалось на самое удобное место, ожидая чайный  прибор. В считанные минуты стол был накрыт.  На столе стояли тарелочки с печеньем и  с нарезанными дольками лимона.
- Пей сынок, не стесняйся, согрей душу душистым чайком.
Чай оказался с пылу, сильно горячим. Слава налил чай в блюдце и начал с прихлебом опустошать посуду.

    В коридоре скрипнула дверь, из нее холодный воздух повалил в дом, отдавая морозной свежестью.  В дом вошла раскрасневшаяся от мороза Лена. Увидев за столом сидящего Славика, она остановилась у порога.
-А кто это к нам пришёл? Что привело тебя, Славик, в наш дом? - спокойно спросила Лена.
- Да вот... тётя Ксения попросила... Он замолчал.

 А в груди  у Лены ёкнуло, что же успела придумать мама?  Она и не подумала о сарае,  а-о её личном. Видя замешательство обоих, Ксения Петровна  решила разъяснить в чём дело. Выслушав мать, Лена села на стул, вымолвив - а я-то думала... Это хорошо спасибо Славик тебе за помощь.
-Да чего уж там! Как всё это объясняется просто, вы попросили, я сделал.
Лена сняла пальто, налила чаю, села рядом со Славиком. Глядя на него своими влюблёнными глазами сказала
-Спасибо что зашёл, мне давно хотелось с тобой встретиться, поговорить.
- Правда? - просил Славик.
- Такими делами не шутят! - спокойно сказал Алёна, глаза её сияли от радости. В душе Лена гордилась собой за проявленный смелый поступок.

    Ксения Петровна оценив обстановку заторопилась уйти в другую комнату, но передумав сообщила, что она забыла о встрече с соседкой.  Направив хитрый взгляд   то на дочь, то  на Славика, она попросила прощения,- но с вашего позволения я должна покинуть дом.

   Петровна спешно ушла к соседке, оставив дочь один на один со Славиком. По дороге к соседке Петровна молилась, просила Бога о помощи "Господи слёзно прошу тебя, помоги молодым разобраться в их отношениях!" А в доме соседки заняла место у окна дающего возможность наблюдать за её двором. Сердце билось с повышенной частотой ударов, тело дрожало как от холода. Наконец-то,через два  часа  закончилось её мучительное ожидание. Но увидев выходивших Лену и Славика весёлых, смеющихся, Петровна успокоилась - Слава Богу, видимо всё наладилось-сказала она.

   Проводив Славика до калитки распрощавшись мило, они расстались. Лена вернулась в дом. Ксении Петровне уже не сиделось у соседки, мысли её были заняты другим и она заторопилась домой. Дочь встретила так будто десяток лет они не виделись, обняла крепко мать, целуя  объявила:- Мамочка, милая, всё случилось так, как мне хотелось.
-Ну слава богу!-радостно ответила мать.

  Всю зиму они бегали друг к другу. Жить друг без друга  не могли, что заставило принять обоюдное решение-Свадьбе их быть! Свадьба оказалась более чем скромный, без шума, без драки, Петровна лишившись дочери, бегала к ним каждый день, а то и по несколько раз в день. Семья Сидоренко жила дружно. Любовь, забота, взаимопонимание не покидали этот дом.

   К каждому празднику дом был полон гостей- родителей, соседей, ну и других родственников. Особенно частым гостем была тетя Люба, смиренная с какими то странностями в ее характере. Все смеялись над нею, но она не обращала на это внимания, обиды с её стороны  никто не замечал. Она и сама  было выдавала такие шутки, что не каждый был способен так изобразить.
Весна... У каждого работы невпроворот, посадка, прополка, полив, а для неё это пустой звон - бросила всё и уехала отдыхать. Муж Николай Васильевич не останавливал её, знал прекрасно - бесполезно. Солнце появившиеся на горизонте, ласкало тело своим теплом. Цвели вишни, груши, яблоня, бульдонеж, наделяя ароматом свойственным только им. Птицы давали концерт, каждый по-своему сценарию, даже петух своим горластым  голосом постарался в это утро, пропел чего-то  выговаривая каждый слог своей песни. Ку-ка-ре-ку!

   Где-то к 8 часам в дом Сидоренко и явилась тётя Люба, с небольшим узелком подвешенным на палке, перекинутой через плечо. Спустив узелок на землю, она села на лавку: -Наконец-то я добралась до вас! Запарилась, преодолевая эти восемнадцать километров.

  Встретила её Лена, вышедшая из дома.
-Заходите, заходите, тётя Люба.  С прибытием вас! Заодно и позавтракаем.
-Это можно! С утра во рту и маковой росинки не было!-сказала она.
В доме с распростёртыми руками её встретила мать Славика, Ирина Петровна. 
-С приездом сестрёнка! Поприветствовала она сидя за столом, пока Ирина и Елена бегали, накрывая стол, гостья внимательно  разглядывала сестру.  Но не выдержав, сказала - Что-то ты сестра не в меру растолстела! Видно много кушаешь.
-А ты себя-то в зеркало видела?-с обидой спросила Ирина.
-А что я, что я? - ты посмотри на меня я стройная и полнота в меру.

  Прошла ночь, настало утро.  Ирина Петровна поднялась с постели рано, так как всю ночь ей не давали покоя слова, сказанные сестрой, подходила то и дело к зеркалу разглядывая свое отражение. Окинув взглядом комнату, где спала Любовь Петровна, заметила висевшее на стуле платье сестры. Взяла, одела и ахнула. Подошла к сестре, толкнув её руку. Та проснулась и увидела стоящую перед ней Ирину в своем платье.
- Ну как я смотрюсь твоём платье?- спросила Ирина. Платье весело на ней как, на вешалке.
- Боже мой, - взмолилась баба Люба,-что ты наделала,-да неужели же я такая толстая?
Это оказалось для нее последней каплей. Она отвернула взгляд к стенке, заплакала. Рыдая она сообщила, что жизнь у неё пошла по наклонной. Все беды посещают её дом.
- А что случилось, сестра?- с беспокойством в голосе спросила Ирина.
- Муж Николай ушёл к другой, а я осталась одна.
- Как одна , а дети?
- Дети? Детям я была нужна пока они были маленькими. Лёшка старший не вылазит из тюрьмы. Как он говорит "да я уже как-то там основательно прижился! Тюрьма-мой дом родной". Помолчав добавила,а младший Толик породнился с бутылкой. Работать не хотел, воровал, пил, неделю назад похоронила.  Прости что не сообщила.
- Беда-то какая!-всплеснув руками, сказала Ирина.-Ну и как думаешь жить?
- Не знаю сестра, как и сказать! Мне бы хотелось пожить у вас. Роднее вас у меня нет никого.
- Ну вот соберутся все, на совместном совете и решим.

  К обеду вернусь все домочадцы. Погода в этот день баловала, так что после обеда Славик предложил сделать снимок на память всей компанией. Но Любовь Петровна была неумолима -Фотографироваться не буду, я сильно толстая - парировала она. Может  сможешь сделать меня худой?- обратилась она к Славику.
Тот недолго думая сказал - тётя Люба, в этом нет проблем.
-  Ты правду говоришь или шутишь? -допыталась она. 
- Да я смогу! -с твёрдой уверенностью заявил Славик.
- А как? -поинтересовалась она.
- Это просто! Посажу вас на недельку в глубокий подвал, поставлю вам ведро воды и сухарики, уверяю, что через неделю выйдете оттуда тонкой и звонкой! Смеялись все до упаду.

 После обеда Ирина Петровна сообщила своим о цели приезда её сестры. Все кроме Лены промолчали.
-А куда мы её? -в сердцах сказала Лена.
- Можно поселить её в детскую комнату. Произошла за все прожитые годы первая ссора.

- Угомонись дочка!-просила баба Люба Лену. Несчастья начинаются с малого и кончаются, как у меня. А как мы любили друг друга. Вина расставания на моей совести, видите ли хотелось быть главной и вот результат. Она замолчала.
Опустил голову она сказала: -да уверяю я вас, что душа моя замерла, в ней как говорится и птицы не поют.
- А где же ваша любовь? - спросила Лена.
-Любовь? Любовь, Леночка, как-то внезапно умерла, оставив в сердце лёд - с грустью ответила Петровна. Ушел Николай к другой, не поняв моих умоляющий слов. Баба Люба продолжала выносить свою боль из груди.- Уверяю вас, что обиды на него нет!-  призналась она,- осталась лишь горечь слёз моих, да несбыточных надежд, как неоконченный полёт птицы, да радость былых  наших встреч.

   Баба Люба заплакала. Лена не выдержав, обняла её отдавая  ей теплоту своего сердца. Чёрные тучи, нависшей над ними принесли дождь. Моросящий дождик вернул бабе Любе тоску, разбередил её и без того расстроенную, как струнный инструмент, душу. Подняв руки к небесам, баба Люба слёзно просила: - Дождик давай поплачем вместе, выльем всю мою печаль, чтобы могла воскреснуть моя остывшая душа. Как мне хочется, чтобы солнышко взошло, вернулось то, что уже давно потеряно, чтобы душа моя снова запела. Господи! Я хочу туда, где было моё детство, где мама пекла мне вкусные пироги. Ведь жили мы тогда просто и по средствам, где соседи больше чем родные, где тебя любят и поймут, туда где мама молодая, а папа для меня авторитет. Где жили от зарплаты до зарплаты. Ах, если бы  смогло вернуться, как много можно изменить и постелив соломки, не споткнуться и просто  по-другому жизнь прожить!

  Лена снова обняла бабу Любу, сказав: -я и не думала что вы такая фантазёрка? Мне казалось, что ваша жизнь согласно вашему непредсказуемому характеру проходила бусорно, сама по себе, в направление попутного ветра.
- Да Леночка, жизнь была у меня бурная, пропитана любовью, надеждой, мечтой.  Но судьба-злодейка распорядилась по-своему. Неудачи одна за другой, смерти родных воспитали во мне некоторые плохие черты характера, отрицательно влияли на жизненные ситуации. Лишилась всего: мужа, детей, да и родственникам я им как-то без надобности.

   Баба Люба замолчала, глядя в глаза лене сказала:- Пора и честь знать! Погостила надо двигаться дальше. А куда же вы? - спросила вслед уходящей бабе Любе.
- Куда глаза глядят,- вздохнув ответила она.
Лене очень жаль стало старуху.  Подбежав к ней Лена расставила руки в стороны, как бы перегораживая путь, попросила вернуться к ней домой.

- А что тебе домашние тебе скажут? - спросила баба Люба.
- Что скажут, то и скажут,- неуверенным голосом произнесла Лена.
 Она не могла знать, как встретят её домочадцы, бабулю с её причудами. На душе у Лены лежал огромный камень. Возвратившийся домой Лену и бабу Любу встретили с холодком, но с вопросом -что так?- попросили Лену объяснить.
- Да вот так вышло! Ну куда её денешь? Ей не к кому голову преклонить, кружку воды никто не подаст, если заболеет. Лена просящим взглядом обошла всех и спросила:
-Ну что милые, пусть живёт у нас?
Все замолчали, после чего как договорились хором ответили -пусть живет, ведь она наша кровь. Так баба Люба и осталась в семье Сидоренко. Помогала по хозяйству.Прожила в семье 7 лет. На восемьдесят седьмом году баба Люба покинула этот мир. Похоронили её  с умершей год назад родной сестрой Ксенией Петровной.

 А  семье Сидоренко Славе  и Елене похвала за их добрые сердца, внимание и заботу к пожилым людям.





      Дробноход А.Я.          с.Лопанка