Об устройстве ума

Евгений Бриммерберг
Евгений Бриммерберг
12.2021 - 01.2022
ОБ УСТРОЙСТВЕ УМА.

О коллективном помешательстве разумного человечества.
1.
В жизни надо к чему-то стремиться, она должна иметь смысл и цель. Бытие же не имеет ни смысла, ни цели, оно есть одно и то же и есть идея. Так что человек может присутствовать в этом мире или от имени бытия, или от имени жизни. В первом случае он сын божий, во втором - творение. Сын божий приходит в мир для того, чтобы вернуть ниспадающему во времена творению первобытную свежесть, чтобы вернуть его к началу, истоку замысла. То есть для того, чтобы внедрить в него идею бытия, того неизменного, в отношении к чему жизнь должна иметь ясный смысл и содержание. В земной истории сын божий чувствует себя миссионером, он должен вынести свое одиночество в бытии одного и того же. Он не может уповать на разнообразие жизни: идея бытия, которой он обречен преподнести в жертву свою жизнь, есть событие, в которое вовлечены взоры всего человечества. Для человечества, которым является творение, он - мессия, то есть спаситель, возвращающий к замыслу божию. Само же благословение, которым является сын божий, должно пройти жизненный путь до конца с верой в бытие, которым является Бог и который посредством своего сына благословляет творение. Ведь это человечество нарекло благословение сыном божьим. Благословение есть вера в идею бытия, которое является творцом сущего и есть Бог для всего живого. Поскольку могущество благословения превыше всякого вмешательства в земную историю, которой является быль жизни, достаточно лишь пребывать в благословляющем творение виде, чтобы пробудить в творении любовь к бытию. Любовь к бытию есть вера в Бога, поэтому на вопрос о том, что есть вера в Бога, следует только один ответ: любовь к бытию. Нельзя любить жизнь, поскольку она нуждается в спасении и спасается в любви к бытию или в вере в Бога. Нельзя любить Бога, поскольку можно любить лишь то, что есть, бытие, а Бог лишь упование, надежда на любовь, благословляющая творение вера. Дух же святым называется потому, что он есть единственная сила, в которой укрепляется любовь к бытию и вера в Бога. В силе непреклонного духа благословляющий претерпевает свою жизнь от начала до конца.

2.
Дух дважды предвзят. В какой сущности бытия он обозначен? Кто его носитель, кто его субъект? Его жизнь есть претерпевание пришествия. Он должен вынести бытие и донести его до момента истины в послесмертном преображении. Откуда берется вера в послесмертное преображение и в чем оно заключается? Благословенный дух, который обращен к спасению человечества, не является гарантией преображения. Но сам факт бытия свидетельствует о вере в живое воскрешение, поскольку бытие и есть исходящее из Бога благословение. Жизнь благословенного духа протекает в бытии сознания, которое есть жертва творения, поскольку оно обречено умереть в бессмертном. Поэтому благословенно лишь то, что сознает свою жертву и является средством спасения падшего во времена творения. Во временах творение достигает не только ничто, но и ясного сознания необходимости бытия, в ничто которого сознание себя обрело. Необходимость бытия есть результат падения, тогда как само бытие есть начало творения. Поэтому возвращение к началу творения из ничто бытия есть предназначение благословенного духа. Благословенный дух есть субъект бытия, тогда как дух святой есть помысел из ничто к бытию. Дух святой принадлежит падшему человечеству, тогда как дух благословенный есть субъект воскресшего в вере в Бога  бытия. Ведь бытие может только или воскреснуть в вере в Бога, или пасть в ничто. Вера же в Бога есть любовь к бытию, поскольку только в этой любви идея сотворенного в бытии творца и может существовать. Так что девиз падшего человечества: во имя Отца, Сына и Святого Духа есть не что иное, как призыв к воскрешению в бытии творения, чистоте первозданного откровения, есть память о призыве к спасению, благословенный дух которой оставил свой след в духе святом.

3.
Рассмотрим вопрос радикально. Святым называется дух, который нисходит с небес. Небесами называется не то, что мы видим над собой, а немыслимая для восприятия сфера, которая называется Бог. Так что святой дух имеет божественное происхождение и нисходит от Бога. На земле он воплощается, наполняется земным материалом, поскольку не может снизойти дальше, чем земля. Насытившись плотью, он становится человеком, то есть обретает тот образ, который предпослал ему Бог прежде его появления на земле. Дух воплощается до приобретения в этом воплощении свойственного ему образа. Образ человеку предопределен воплотившимся в нем духом, поэтому говорят, что человек создан по образу и подобию Бога. Ведь Бог предопределил судьбу снизошедшего до образа человека духа, так что человек не что иное, как образ воплощенного в нем духа, который и называется творением, поскольку в нем человек обретает свое бытие. Человеческое бытие есть жизнь, поскольку это бытие длится во времени и претерпевает свою судьбу в действиях разумной воли, испытывая творение в сознании его свершения. Так что человек сотворен духом, сошедшим с небес, и это есть буквальное понимание той глубокой мысли, которая скрывается за этим утверждением. Разгадать эту мысль и свойственно философии, поскольку только философия взялась за решение этой задачи и только ей она по силам.

4.
Бог есть абсолютная конкретность абстракции. Поэтому без него невозможно довести до конца ни одно из мысленных положений. И даже такая живая субстанция как дух, или такая идеальная как бытие - не могут существовать без него. Он последнее определение всякого сущего, без которого это сущее превращается в бесконечное понятие, которое растягивается на времена и вопрошается непрерывно. Поэтому и говорят, что поиск истины бесконечен. Ведь истина не дана только в отсутствии Бога. В присутствии Бога она есть сама ясность бытия, его дух и субъект творения.

5.
Истинное мышление не опирается на предопределяющую веру. Оно снимает какие-либо ограничения с разумных положений, доводя их до пределов божественного откровения. Например, если я утверждаю, что человек создан по образу Бога, то ничто не мешает мне сказать, что Бог создал себя в образе человека. Это доведенное до предела божественного откровения разумное положение истинного мышления. Если я утверждаю, что человек создан по образу Бога, то я не знаю образ человека, потому что образ Бога мне не дан в откровении. Если же я утверждаю, что Бог создал себя в человеческом образе, то я имею образ Бога в себе самом, но поскольку образ Бога мне не известен, я имею не свой образ в образе сотворившего себя во мне Бога, а его образ во внешнем мне образе не меня. Если же Бог сотворил себя в моем образе, то я знаю не Бога, а себя в его образе, но поскольку Бог не имеет образа, а лишь сотворил себя в образе меня, то я не знаю и себя. Ведь он не сотворил меня в своем образе, а сотворил себя. Но Бог, сотворивший себя в моем образе, не имеет образа, и поскольку он сотворил меня по своему образу, то не имею образа и я. Так что истинное мышление в пределах божественного откровения достигает разумного знания, и это знание столь же неопределенно, как и сам факт творения. Но это только подтверждает его истинность. Ведь истина не предустановлена в мышлении, а всего лишь устанавливается в разумном знании.

6.
Бог есть реальность мышления в человеческом образе. Мысль о Боге и есть сама реальность, поскольку только в этой мысли обретается свет Бытия. Необходима воля, чтобы мыслить Бога. Воля к мышлению и есть замысел Творения, в котором образ Бога все явственнее выступает в чертах человека. Так что Бог не дотворил себя в человеке и этим самым обрек его на смерть. Лишь до конца сотворенное истинно и бессмертно. Реальность же мышления лишь освещает путь к Богу в дальнейшем и безнадежном удалении от него. Так что человек смертное существо по воле Бога, а не по собственной вере в бессмертие творения.

7.
Поскольку Бог постигается только бесчувственным разумом и есть абсолютная идея мышления, вечность не имеет к нему никакого отношения. Вечность есть понятие чувственной интуиции, бесчувственное чувство, которое положено вне своего положения. Просвещение вечности есть мир, свойственный жизни, но не свойственный ей. Так что вечность во тьме светится только своим отсутствием, присутствие же ее не явлено, а лишь предполагается в бесконечном становлении и уничтожении сущего. Но никакой вечности в этой вечности нет: ведь вечность скрыта навсегда от себя даже в скрытом виде. Так что форма, в которой ничто обретает вид бытия, и есть вечность. А поскольку бытие есть лишь священное откровение разума, а вечность в своем ничто лишена вещей, есть лишь человек, мыслящий свое разумное откровение, и поэтому он есть вечность.

8.
Бытие как откровение духа есть ничто, бытие же как священное откровение разума есть сущность. Сущность потому и священна в своем бытии, поскольку она есть единственная достоверность разума. Разумное мышление было бы невозможно, если бы сущность не являлась в очевидно отличном от ничто бытии. Существенное бытие есть единственная достоверность мира, а мир есть объект разума, так что ничто не может покушаться на прочность этого творения: оно неприкосновенно, то есть, священно. Тот, кто хочет уничтожить мир, может уничтожить только свое безумие: разум мира не подлежит сомнению. Само понятие сущность принадлежит разуму, вне разумного понимания нет ничего устойчивого и вообще являющегося: ведь всякое явление - это лишь доказательство существования разума. Так что лишь в пределах разума возможно восприятие мира, его же красота приводит разум в состояние максимальной ясности. Так что красота - это состояние максимальной ясности разума. Именно в этом состоянии священное откровение мирового бытия становится реальностью.

9.
Только при наличии разума возможно мышление: я должен понимать то, что я мыслю. Поэтому и Бог относится к области разума: только разумный человек может постичь Бога, ведь Бог не является чем-то недоступным мышлению, напротив, он есть наивысший объект разума, в котором разум находит свою причину и обнаруживает всю полноту своего применения. Так что невозможно мыслить мир, не доведя свой разум до совершеннейшей красоты.

10.
К божественным событиям относятся существование вселенной, сам факт восприятия мира человеком, его разум и способность мыслить себя в этом мире разумным образом. Человеческие же события ничего не меняют в божественном устройстве мира. Так что если искусство претендует на какое-либо соприкосновение с божественным замыслом, оно должно иметь возможность вмешиваться в божественный ход событий, чтобы постичь истину, которая и раскрывается в провидении искусством божественного замысла. Чем же располагает искусство для достижения этой цели? Только интуитивным мышлением. Именно оно допускает проникновение в предопределенный ход событий, который установлен разумным мышлением, божественного прозрения, которое помимо воли и участия снисходит в воспринимающую душу, чтобы она увидела свое собственное устройство, а не только то, чем она является. Разумное мышление приводит к установлению реальных форм: какова в них доля человеческого участия и божественного провидения неизвестно, поскольку истина этого свершения дана лишь наполовину. Ее можно принять только как неопровержимый факт случившегося события, которое нельзя повернуть вспять. На этом основании делается недоказуемое заключение о его истинности. Но нет никакой необходимости в этом событии, поскольку истина его не доказана. Так что оно приписывается или случайности, или божественной воле. В любом случае этого недостаточно, чтобы довольствоваться тем, что произошло: я не могу быть свободным участником становления этой истины, она произошла без меня и помимо меня, хотя и вовлекла меня в процесс ее возникновения. Лишь в интуитивном мышлении, в котором я ни за что не отвечаю, но являюсь самой ответственностью того, что произошло, я могу быть уверен, что истина полностью открыла себя, не став при этом ничем, что могло бы скрыть ее.

11.
Это ничто, в бытии которого дух грезит своим существованием, называется разум. Так что бытие есть сущность разума и никакого бытия вне разума нет. Ничто как предмет интуитивного мышления полагается вне разума как цель познания, в котором обретается истина духовного откровения. Эта истина есть реальность сознания, в котором предмет бытия есть мировая вещь. Только в сфере разума творится мир. Природа лишь отвечает взаимностью на появление мирового совершенства. Разумное достояние мира есть человек, познающий свою сущность в идее бытия. Определенность разумной конкретности человека есть его личность. Личность есть единственное право, которым обладает творение в сознании бытия. Бытие сознается как личное достояние разума, а реальность мирового устройства только в той мере признается человеком, в какой она разумна. И хотя интуитивное мышление и устанавливает новые принципы реальности, они недействительны до тех пор, пока реальность не покорится им.

12.
Бог есть над ничто сущее бытие. Что это значит? Это значит, что я не в противоположности нахожу свое сознание, а в единоположенности нахожу бытие своего сознания, то есть, самосознание. Самосознание достигается только в бытии единоположного. В противоположном я достигаю сознания реальности, в котором нет самосознания, поскольку единоположное не является реальным. Поэтому реальное понятие Бога невозможно. Единоположенное существо сознания есть бытие, в котором я нахожу самосознание, а мыслящее самосознание есть предел творения, то есть - видение Бога. Я вижу Бога не потому, что он есть, а потому что сознаю себя в самосознании, а когда я мыслю то, что я сознаю и самосознанием чего я являюсь, то я называю это Богом. Потому что к этому веществу сводятся все мои помыслы, как бы я ни старался фиксировать их на чем-то конкретном и небожественном, реальность чего является очевидным свидетельством жизни, я не могу удовлетвориться увиденным и помысленным: мышление влечет меня дальше и заставляет видеть то, к чему сводится вся моя видимость. В этой видимости я вижу только то, что видит себя, а это и есть самосознание или бытие Бога.

13.
Само движение человека во времени и желание это движение зафиксировать есть произведение искусства. Все поглощает смерть. И Бога, и вечность, и жизнь. Нет ничего, что осталось бы в небытии. Или в том, чего нет. Бессильны композиции, возвещающие торжество разума, беспомощны мысли, которые не выражают собой ничего, кроме потребности двигаться дальше. Так что нет никакого искусства, которое остановило бы смерть, изумив изображением вечного. Лишь то, что опережает смерть, есть жизнь. И всякое ее выражение продлевает время, которое не может умереть. Поэтому живопись есть прижизненное становление времени в образе немеркнущего бытия.

14. О стратегии художественной личности.
Комплекс самобытности, который называется сущностью, устанавливается в феномено-временной последовательности, в логике страстей, а не смыслов. Личность этого комплекса контролируется сознанием, иначе сущность распалась бы и стала иррациональной стихией или интенцией. Эта интенция часто используется художниками для того, чтобы выбрать стратегию будущего искусства. Так что сущность не является чем-то постоянным, она существует в изменчивом образе, текучесть которого во времени определяется смыслом бытия. Потеря смысла приводит к интенциональному проектированию будущего, которое часто уходит за пределы привычной видимости и вызывает удивление у тех, кто привык считать себя неизменным, то есть - реальным. Реальностью же называется время существенного постоянства. Такое время есть сознание бытия или реальность. Постоянство своей сущности реальность намечает в боге: ведь только в боге сущность абсолютно неизменна, поэтому идея бога естественна для реальности, для оправдания ее существования в неизменном виде, то есть - в виде вечности. Идея вечного доминирует в сознании реального бытия, процессы происходят на фоне неизменности существования вечного. Такое понятие реальности свойственно каждому человеку, даже тому, сущность которого претерпевает постоянные изменения. Но постоянство этой сущности не обращено к богу, не закрепляется в вечности, а устанавливается в феномено-временном процессе. Сознание человеческой личности непрерывно обновляется, и это есть непременное условие протекания того, что называется жизнью и что человек испытывает с радостью, поскольку не может оглянуться назад. Вера же в бога хотя и придает уверенность в вечности творения, лишает возможности полноценной жизни, которая заключается в непрерывном обновлении сознания личности. Интенции, которые способствуют этому, бывают столь далеки от реальности, что человек считает, будто он совершил революцию в мировоззрении. Так и есть. Очистительное миропонимание требует изменения реальности, которая сопротивляется до тех пор, пока не отойдет в вечность и не уступит дорогу тем, кто ушел вперед.

15. О разуме.
Формируется некое разумное постоянство в сознании личности. Это разумное постоянство и есть идея бытия. Идея бытия чего? И вот тут начинается познание мирового разума. Ведь разум существует на протяжении всех времен сознания личности. Но в каждом времени сущность его бытия различна. Сущность бытия разума и есть то, что называется истиной. Идеально понятая истина и является мировым временем. Это мировое время сводится к понятию единого существа, идея бытия которого в сознании личности есть вечное постоянство или бог. Так человек в процессе познания приходит к понятию бога. Но идея бога есть лишь крайность, предел познания, которое совершается в установлении разумной сущности, современное выражение которой заключено в понятии интерфлексивного сознания личности.

16. О чувственной интуиции.
В разуме постоянная и переменная сущности соединяются. Поэтому только посредством разума можно проникнуть в божественное и божественное привнести в изменчивое. Что это значит? Если цель разума - истина, то изменчивое в ней должно быть столь же постоянно, как постоянство - изменчиво. Так и происходит. Истина постоянно преображается на познавательном пути разума. Но разум есть единственное хранилище истины. Ни человек, ни бог не заменят его. Жизнь протекает в пределах истины и истинна от начала до конца. Поэтому она чувственна, а не только разумна. Ведь только истинное обладает самочувствием, чтобы посредством чувств обнаруживать себя в окружающем мире. Поэтому чувство есть критерий истинности или ложности разумного положения. Разум не может чувствовать ложное, а не ложное не может не чувствовать. Так что наличие чувственного мира есть реальность разумной истины. Интуицией, следовательно, называется чувственное положение истины прежде ее разумного понимания.

17. О возникновении идеи истины.
Поскольку образ существенного постоянства в становлении сознания бытия личности постоянно меняется, возникает вопрос о вечности этого образа: каков это образ на самом деле не только в настоящей реальности, но и в вечном, постоянном положении. Каков вид этого постоянства в постоянстве? Это и есть вопрос истины. К ответу на него стремится познающий разум, полагая путь к нему бесконечным и не вписывающимся в пределы жизни. Лишь в вечности можно найти ответ на этот вопрос. Но вечность выходит за пределы жизни, поэтому и истина выходит за пределы разумного понимания. Так что она является целью разума, который сам в себе полагает идею своей конечной цели.

18. О истинном бессмертии.
Поскольку бог единственное активное постоянство, истина заключена в нем. Поэтому бог - конечная цель разума. Но достичь этой цели разум может только при условии сохранения жизни на вечные времена. Сознание бытия личности должно достичь полноты истины. Только в этом случае разумная жизнь достигнет божественного постоянства. Поэтому и полагается область бессмертия, в которую не может проникнуть жизнь, как некое предположение, в котором истина может существовать даже после смерти личного сознания. Поскольку такая истина не имеет разумного бытия, она считается бессознательной. Но идея этого бессознательного существования истины вне какого-либо бытия присутствует в сознании личности, разумное бытие которой стремится в бессмертие до тех пор, пока жизнь не иссякнет и идея истины не померкнет. Так что смерть поглощает все. Идея смертного сознания личности присуща разуму в той же мере, в какой он видит свое истинное предназначение в опровержении ее. Так что сила разума заключается не в том, чтобы достичь истины, а в том, чтобы опровергнуть невозможность ее достижения. В процессе становления существенного бытия сознания личности разум крепнет, так что мысль о смерти кажется ему беспомощной. Это всего лишь потеря разума, но человек, потерявший разум, умереть не может: он уже умер.

19. Художник.
Конечно же, я художник бессильного высокомерия. Для истины хорошо, а для меня плохо, что я променял столкновение с обществом на ничтожность бытия. Я стою перед ними, и мне нечего им сказать. Они ждут, а я ничего, кроме ненужности, в них не вижу. Общение с ними возможно только телесное. От нежной любви до грубого столкновения. Искусство разделяет. Лишь плохое искусство соединяет, поскольку художник должен быть плохим, как и те, к кому он обращается. В обществе тотального вырождения человеческих качеств не к кому обратиться, кроме как к себе подобному, которому тоже не к кому обратиться. Так что художественная жизнь протекает вне внимания общества и не служит ему. Это и есть роковая печаль художника: он не только одинок, но и прав в своем одиночестве. Ведь именно ничтожность бытия предъявляет ему общество в своем лице. Так что он наибольший реалист в своих изысканиях смысла искусства. Он упирается в ничтожность бытия и в будущем, и в настоящем. Стремясь избавить себя от нее, он отчуждает себя от всех форм общественного существования. Создавая красоту из ничего, он в наименьшей степени считает это следствием отрицания общества: общественная жизнь влечет его, но с горечью он сознает, что не бывать ей в его сознании. Ведь в ней нет красоты, присущей искусству, она разрывает на части тело истины, ввергая ее в ложь и безобразие. Так что художнику приходится быть подальше от того, что ему так хочется любить, чтобы не запятнать свою совесть пошлостью суждений, ложной любовью и неискренностью отношений. Художник чистое существо, его душу испачкать нельзя, но и избавить ее от нищеты отношений тоже невозможно. Он умрет одиноким, но торжествующим в сознании того, что он испытал истинную жизнь на всем пути становления истины.

20. О пространстве разума.
Обращаясь в никуда и в ни во что, мысль, конечно же, обращается к разуму. Разум автономен и аристократичен. Он не выносит плебейства мысли, поэтому лишь истинная мысль принадлежит ему. Он отторгает все, что насильно пытается приручить его. Он дик и свободен. Он правит человечеством, а не человечество - им. Человечество на него лишь посягает - неумело, отвратительно и прискорбно. Так что радость появляется тогда, когда в разумном признании души открывается истина. Поход истины к безбрежным временам вечности еще не закончен: он еще только проясняется в разумном становлении бытия, которое формирует сознание личности. Что есть личность? Личность есть самообретенное существо феномено-временного становления. Личность обретает в сознании свою сущность, бытие которой есть разум. Некуда больше войти человеку, кроме разумного бытия, восприятие которого и есть его сознание, а живое ощущение времени - личность.

21. О разумной абстракции.
Способ обращения к людям вообще является религиозным. Обращение к разуму есть способ научный. Религиозным путем можно донести только конкретную истину. Научная истина абстрактна. Религиозная истина должна обладать антропоморфными чертами, должна быть воплощена в человеке, по образу которого человек верит в себя. Абстрактная истина освобождает человека от самого себя, поэтому столкновение религии и науки неизбежно: религия стремится сохранить человека, наука стремится избавить его от самого себя. В абстрактном мышлении уже нет ничего человеческого, человек превращается в чистую мысль, в сознание себя, а не является собой в этом сознании. Он есть лишь идея того, что он мыслит. Религиозный человек мыслит то, во что он верит. Но это мышление бессознательно, то есть он сознает только внешний аспект того, о чем идет речь. Он лишь представляет то, разумное постижение чего ему неведомо. Так что художник, поскольку он человек разумный, а не религиозный, не может обратиться к людям: он лишь знает то, что понимает, тогда как люди верят в то, чего не знают. Поэтому абстрактное произведение есть наивысшее достижение человеческой мысли, ведь в нем разум утверждает свою истину не посредством слепой веры в неизвестное, а ясного сознания бытия понятия.

22. Об осмыслении сознания.
Разум есть активное понятие. Интуиция, полагающая образ прежде его смысла, и есть выражение этой активности. Предмет знания появляется прежде, чем понятие может его осмыслить. Такие образы называются абстрактными. Абстракция - это феномен личности, понятие которого еще не установлено разумом. Лишь ассоциативная связь воображений позволяет утверждать, что абстрактный предмет мышления принадлежит истине и управляет процессом становления ее бытия. Истина, бытие которой еще не установлено в абстрактном выражении мышления, дает о себе знать в сознании личности как стремление разума к достижению всеобъемлющего понятия. Разум не только должен быть, но он должен и сознаваться, должен быть понятием самосознания личности. Если эта личность не имеет разумного сознания, то и само бытие разума утрачивает свое самосознание и перестает быть.
Сознание как разумная субстанция бытия есть сущность эволюции личности. Пределы сознания устанавливаются мышлением: лишь мышление знает начало и конец сущего, полагая их во времени и располагая в вечности. Так что вечность и время есть границы сознания и в пределах этого сознания сияет своим понятием весь разум бытия.

23. Сознание.
Сознание есть способность разумного восприятия. Это состояние личности, которое определяется понятием сущности. Ведь именно в сущности устанавливается идея бытия, а сознание бытия есть основное определение личности. Именно осознанное бытие есть ее достояние, именно в нем она находит подтверждение своему самосознанию. Самосознание личности определяется мерой осознанного бытия, поэтому мерой называется тот интервал существенного становления, в котором личность претерпевает свой осознанный образ. Этой существенной мерой устанавливают границу разума, в которой он может иметь свое понятие. То, что выходит за пределы этой меры, есть интуиция, полагающая абстрактный образ будущего разумного понимания. Абстракция возникает в результате преодоления существенной меры, в которой разум обретает свое понятие. Границы разума определяют  сознанием бытия, в которых личность обретает свою меру. Так что каждая личность может судить только в пределах своей меры: обо всем остальном она или догадывается, или принимает его на веру. Поэтому опасны суждения ограниченных своей мерой людей о том, чего они не понимают.

24. Абстракция.
Нет ничего конкретнее абстрактной красоты. Ведь в ней сосредоточен минимум усилий в максимальном выражении. В ней учтено все, что только может быть прекрасным, тогда как в том, что традиционно называют конкретным, многое упущено и скрыто, не будучи явным. Конкретная форма замкнутого в своей ограниченности бытия, то есть разумная ипостась сознания, скрывает в себе сущность, раскрывающуюся в духовном откровении. Но дух этой сущности все равно является в противоположности, он не исчерпывает себя в изображении или явлении своего смысла. Поэтому необходима деформация, чтобы разумный смысл раскрыл себя в более общем сознании бытия, которое по отношению к этой деформации является абстракцией. Без абстракции не существовали бы не только традиционные конкретные формы, которые превратились бы в конгломерат бессмысленных значений, а и сама возможность их образования была бы утрачена. Например, бог является предельной абстракцией, достигая в ней абсолютно конкретного выражения. Так же и философия как мысль, изучающая себя, абстрактна только до тех пор, пока не обретает истинное понятие. В понятии истины она конкретна, но абстрактна по отношению к сознанию обывателя. Так что обывательский бунт против абстрактного мировоззрения основан не на здравом смысле, а на невежестве, от проявления которого обыватель не может воздержаться, поскольку верит в силу своей личности, имея скудное сознание.

25. Жизнь.
В чем сущность прозябания, спрашиваю я себя? В ожидании времени? Но это стоящее время и есть само время. Своей светлой чистотой оно напоминает о тоске мира, о радости бытия, о красоте жизни. И пусть в этот момент все это в стороне. Никуда оно не уйдет и не покинет меня. Уйти может только женщина, на то она и конкретное существо со своими запросами и надеждами. Я же человек безнадежный и рад этому. Зачем обременять себя теми, кто хочет жить? Которые верят в свою конечность как в бесконечность. Нет, мир не так примитивен, чтобы наслаждаться своим счастьем. Желанно счастье, но отвратительно. Отвратительно своим снобизмом, ограниченностью интересов, вульгарностью поведения. Ведь именно счастливый человек изрыгает зло мира, несчастный дышит состраданием и милосердием. Но в абстрактной красоте мира все люди хороши, ведь видится в них только то, что сотворил высший разум, а низменная душа их не принимается во внимание. Поэтому и следует художнику держаться подальше от тех, кто хочет уподобить его себе. В этом нет нужды. Истинное проживет без вмешательства человеческого. Слишком развратно оно, чтобы требовать от истины признания. Слишком самодовольно оно в своем грубом бесчестии и лакейском высокомерии. Лишь холодные трупы их, покрывающие планету, искупают иррациональную доблесть их бытия. Награжденные скудным пайком вечности, они в безмолвии покидают жизнь, сотрясая души своей задумчивостью и бессильным вопросом о так и не понятой жизни. Хвала вам, мертвецы жизни. Вы честно прошли ее путь, заблуждаясь и не смея упрекнуть себя в этом. Мы не могли быть другими. Жизнь искромсала нас, мы в ответ устанавливали ее красоту.

26. О феноменологии.
Что такое феноменология? Это пустота бытия, в которой складывается его сущность. Поверхность этой пустоты, которая растянута во времени и образует его связность, и есть феномен, который усматривается прежде возникновения его сознания. Разум должен быть благодарен этой способности провидения, которую усваивает человек в процессе своего развития и полагает в воображении еще не происшедшего события. Это значит, что сущность феноменального сознания заключает в себе все понятие исцеленного от своей пустоты времени. Наличие феноменального времени есть вообще идея бытия. Событием же называется идея времен, которые полагают феномены различной степени сложности. Ведь времена переплетаются в сознании различных личностей, так что событие их присутствия и есть пространство восприятия. Конечно, кроме феноменального акта восприятия этого пространства, никакого пространства нет. Даже пустого. Ведь пространство есть замкнутая протяженность феноменального развития, есть феномен сознания в его замкнутости. Даже открытое пространство является замкнутым, поскольку полагает начало свое в сознании. Так что ничто не мешает в пустоте замкнутой в пространстве протяженности увидеть весь путь феноменального развития сознания, который заключается в установлении объектов разума в понятии феноменальных сущностей.

27. О бессмертном духе абстракции.
К чему сводятся претензии обывателя к абстрактному мышлению? Им хочется, чтобы мыслил обычный, смертный человек, субъект, а не бессмертный дух. Абстракция есть область бессмертного духа, человек же в мышлении хочет заменить собой этот бессмертный дух. Поэтому требуют, чтобы мышление имело человеческую природу, а не божественную - то есть, ту, в которой достигается единство понятия разнообразных истин. Бессмертный дух есть сущность абстракции, рассуждать он не умеет, но мыслить - его призвание. Он мыслит. Так что тот, кто воображает, что он мыслит, оставаясь человеком, заблуждается: человек не может мыслить, мыслит бессмертный дух. Поэтому смешон "Мыслитель" Родена, ведь в очертаниях этого тела нет признаков бессмертного духа.  Мышление может быть только абстрактным: те личности, которые хотят низвести его до своей конкретности, лишь вступают в противоречие друг с другом, поскольку их мысль не содержит полноты истины.

28. Душа.
Но чего хочет душа, стоящая перед смертью? Что надо ей в этом мире тоски и одиночества, который только она украшает своим присутствием? Где в этом  мертвом мире ее пристанище? Ведь жила она когда-то своей страстью, этим посмешищем в веках бездействия. Ничего ей не надо. Она прекрасна. Она изливает потоки любви на окружающий мир, и он тает от благоговения перед ней. Пусть же душа стоит вечно перед своей загадкой, пусть исполнится ее предназначение: она святая личность бытия, кумир его сознания. Не быть ей трупным пятном вечности, она всегда свет времени, пропитанный ароматом творения и смыслом бытия.

29. Субъект и душа.
Чем отличается субъект от души? Субъект есть сознание души, душа есть бытие субъекта. В этом различии они тождественны и есть идея глубочайшего самоутверждения, в котором творение достигает самосознания и любви к самому себе. Ведь только в душе идеального субъекта возможна любовь и страсть бытия. Так что это проявление жизни есть предрасположение всякой логики и безрассудного внимания к откровению. Откровения еще не достаточно, чтобы ничтожное бытие, полнота ничтожного смысла, который и есть бытие в откровении как зародившаяся и нераскрытая истина, обнаружило признаки души, а бездушное откровение есть лишь идея застрявшего на созерцании своего бытия Бога. Так что творение происходит только с обнаружением души в субъекте. Это и есть полнота истины в начальный момент ее зарождения. Субъективная истина есть душа, тогда как объективная истина есть субъект этой души, то есть, бытие сознания личности в момент первоначального откровения. Так что сознается субъект в откровении истины, а не ничто бытия, предшествующее появлению истины. Истина влечет за собой жизнь, а не просто видимость идеи. Появление души в сознании бытия истины в откровении означает начало свершившегося творения, ибо ничего, кроме души в ее субъективном выражении, сотворено быть не может.

30. Творение.
Так что проясняется окончательно, в отношении к чему обретает смысл понятие творения. Сотворена была только душа, все остальное есть действительное следствие этого творения. Душа соприкасается с Богом в откровении своего субъективного бытия посредством истины сознания.

31. Я.
Я есть сознание душой своей личности. Только душа может сказать: я есть. Личность души есть ее бытие, которое собрано в я. Я есть абсолютная конкретность бытия в сознании. Нет ничего более отчетливого, чем я, поскольку оно принадлежит себе и собой является. Всякое мы есть сверхличностное сознание бытия. На чем оно основано? У него нет никакого внутричеловеческого основания. Люди не могут быть мы. Только я присуще каждому из них. Поэтому мы полагается на что-то сверхчеловеческое, на некое основание, которое называется бог, поскольку оно выносит из сферы видимости человеческого я и не принадлежит ему. Бог поэтому не может быть персонифицирован: человеку для существования достаточно его я, мы же не может обойтись без Бога. Поэтому народы, которые не имеют общественного самосознания, так любят причислять себя к атеистическим: атеист  - это тот, кто довольствуется своим я в ущерб мы или в безразличии к нему. Так что мало атеистов среди разумных людей, лишь слабоумные эгоисты кичатся своим атеизмом. Душа испытывает естественное влечение к другой душе, не замыкаясь в своем я, хотя и не стремясь покинуть его. Так что люди естественно стремятся к Богу, ведь Бог есть единство их душ, объединенных мышлением.

32. Творчество.
Мышление начинается там, где появляется сверхчеловеческое мы. Нет никакого индивидуального мышления: только если человек стал общечеловеческой коллизией, появляется мышление, поскольку это единственный способ взаимопонимания. Ведь в междучеловечности нет я, поэтому должно быть сверхличное становление понятия или идея. Идея есть способ мышления, в котором устанавливается общечеловеческое понятие. Идеализм поэтому есть следствие и причина цивилизации: ведь только идеализм гарантирует сохранность осмысленного общества. Поэтому мышление требует отказа от личностного сознания и формирует ту личность, сознание которой готово воспринимать общечеловеческие ценности. Общечеловеческие ценности не вечны: они принадлежат людям, а не богам, хотя божественное содержание этих ценностей определяет судьбу человека. Культура, как и религия, лишь способ поддержания несовершенного человечества в состоянии веры в мышление, в наличие общечеловеческих ценностей. Мыслящий человек не нуждается ни в культуре, ни в религии: он свободен и жив во времени. В то время, как культурные и религиозные люди спешат в вечность, свободный человек живет в вечных временах, которые не знают иной вечности, чем их собственное феноменальное сознание. Область мышления - это единственная область, которая оперирует чистыми понятиями или идеями. Поэтому творчество есть создание идей, управляющих мышлением.

33. Дух.
Сущность мышления есть дух. Нет ничего, что связывало бы одну личность с другой в сознании бытия: идеи, которые полагает личность в мышлении, действительны только при наличии духа, который является пространством сознания сверхчеловеческого бытия. Сверхчеловеческое лицо духа, которое обозначается в идее, образует идеальное мышление как способность разума находить свое основание в интуитивном явлении жизни. Интуиция, которая вовлекает разум в мышление, свидетельствует о становлении истины в вообразимом времени. Только воображение позволяет мышлению достигать истинных высот, иначе оно рухнуло бы в бездну рассудка, мнений и пустых соблазнов. Дух есть среда осмысленных идей. Дух как движущая сила разумного сознания стремится к мышлению до такой степени, что на время покидает разум, вознося его к его подлинным предметам. Разумная подлинность, которая достигается в интуитивном мышлении и возносится до значения истины, есть гордость ума, которому принадлежит весь мир, даже если этот мир хочет его уничтожить. Так что дух есть истина, полагаемая мышлением в сверхчеловеческом сознании бытия. Истина же есть идеальное воплощение духа, в котором человек стремится вознестись к богу, не имея ни малейшей надежды перестать быть человеком.

34. Истинный дух.
Как далеко отступила ничтожность бытия в мышлении истины. Дух человека, воспитавшего себя к сверхчеловеческому сознанию бытия, и есть реальность творения, в котором осуществленный замысел поражает своим размахом и совершенством. Человеку нечего добавить к тому, что есть. Истина его мысли заключается в сознании наличия в нем духа, который обозревает мыслимое и свою сохраненную в нем индивидуальность, жаждущую жизни. Эта жажда жизни проявляется прежде всего в стремлении объять красоту, которая тайно присутствует в душе и призывает истину. Истина только тогда есть истина духа, когда тайна ее души стала любовью к жизни.

35. Определение духа.
Подиннное определение духа таково: дух есть тотальная рефлексия мышления. Что это значит? Это значит, что человек призван отменить свою человеческую отмененность, чтобы в мышлении сверхчеловеческой интуиции вновь обрести себя. Этот сверхчеловек есть человек, не знающий своей меры, поскольку он высечен из истины и есть предмет ее искусства.

36. Дух искусства.
Мышление реальности и дух истинного прозрения или искусство составляют божественную картину мира. Искусство есть итог идеальной рефлексии сознания в духовном выражении. Дух устанавливает себя в истине посредством искусства. Искусство создает идею мышления, которое вглядывается в реальность посредством присущей ему красоты. Красота есть инструмент духа, с помощью которого дух устанавливает подлинное мышление реальности. Лишь та реальность полноценна, которая установлена идеальным духом, а дух есть мышление красоты творения, в котором раскрывается замысел бытия. Ведь бытие не только конечный результат истины, но и признак наличия сознания, в котором жизнь устанвливает свои приоритеты по отношению к бездействующему богу. Бытие есть граница истины, феномен ее сотворенности. В бытии нет никаких признаков творения, но оно четко отделяет истину от ничто и пробуждает жизнь к временному течению вечности. Мыслящий дух есть человек. В сознании себя он достигает совершенства, к которому он был предопределен. Мыслящий дух есть причина и основание становления истины в искусстве. Не творец творит мир, а мыслящий дух создает его красоту и видимость. Разум лишь фиксирует произведенное духом изменение и устанавливает его здравую сущность. Мысль всегда впереди разума, а дух всегда вечен по отношению ко времени человека.

37. Человек.
В духе мышление есть осознанный комплекс бытия истины, в котором она получает определенное выражение. Мышление оперирует комплексами сознаний, в которых понятие обретает четкое выражение. Нет такого мышления, в котором логика последовательно выражала бы ту или иную мысль. Эта рассудочная логика не имеет отношения к мышлению. Мышление есть комплекс знаний, в которых дух достигает своих границ и в которых рефлексия понятий образует сущность бытия. Сущность есть духовная рефлексия понятий в пределах мышления идеальной истины. Поэтому дух мыслит и мыслится: ведь его сущность прозрачна для видимости и он есть человек в его живом выражении. Поэтому человек есть рефлексия духа в мышлении истины, некое всеобъемлющее существо, полагаемое им самим собой в своей противоположности. Так человек становится объектом видимости самого себя и узнает о том, что он есть.

38. О понятии творения.
Нельзя пользоваться современным состоянием общества для объяснения задуманной цели истории. Расхождение между замыслом и реальностью столь велико, что возникает вопрос: а был ли и есть ли замысел? Да, есть, поскольку мышление восстает против существующего положения дел и устанавливает иной порядок, чем тот, который вынуждает жить человека неприемлемым для него способом. Мышление вызывает конфликт между истиной и реальностью, между долгом и инфантильным мракобесием, которое то прячется, то откровенно попирает здравый смысл. Так что мышление призвано к установлению истины в духе человеческих заблуждений. Ведь дух, оставленный наедине с собой, есть всего лишь реминисценция рефлексий, потерявших свой смысл и значение в новом утверждении разума и осмысленной феноменологии сознания. Дух нуждается в разуме и мышлении: без них он лишь вера в свое бытие, запачканная отчаянием. Разумно осмысленный дух поэтому есть сущность творения.

39. Дух откровения.
Тотальная рефлексия мышления, в которой сознание обретает сущность своего бытия, есть дух творения. Дух есть состояние личности, в котором она познает жизнь. Духовной интеграцией идей жизнь исчерпывается. В своем ясном значении она есть бог или разум мирового совершенства. Чувственное воплощение духа есть мыслимый человек. Реальное пространство его существования, в котором исчерпывается его духовная принадлежность, есть конечность его бытия. В конечной определенности своего бытия человек есть реальное существо, которое забывает о сроках своей жизни, духовной предопределенности и причастности к божественному замыслу. Задача философии - восстановить эти потери. Человека необходимо вернуть к его первоначальному состоянию, которое есть откровение духа божьего. Так мышление приходит к понятию божественного откровения. Дух божий, который есть основа человеческого мышления, есть то, что поспешнее всего отвергает человек. Он наивен и невежественен. Ему простительно. Он не ведает, что творит тот, кто творит. Эта его безмятежность жизни лишь на время отвлекает его от сознания бытия в откровении божественного духа. Наивысшее призывает его, низость гложет его ум, требуя вдохновенного вмешательства. Вдохновение есть обращение внимания на присутствие божественного откровения в мировом совершенстве. Так что человек, как бы далеко он не пал в забытии бога, все-таки нуждается в познании истины, которая и ведет его к нему. В мышлении он достигает духа божественного откровения. Он говорит, что дух божий снизошел на него. Но это лишь иллюзия. Лишь мышление может придать смысл этому выражению. Только мышление ниспосылает дух божественного откровения в разумную сущность человека.

40. Понятие бога.
Назначение искусства в том, чтобы вывести дух за пределы истины и обосновать творение за пределами совершенного творца. Вопрос, следовательно, таков: будет ли творение, обоснованное в искусстве, совершеннее совершенства творца? Если за пределы совершенного творца выйти невозможно, то и искусство не нужно. Но нужно ли выходить за пределы? Вопрос так не стоит. Если не нужно или невозможно выйти за пределы совершенства, то творение невозможно и его не было. Тогда и есть ли бог - вопрос бессмысленный. Бог есть только в том случае, если он может выйти за пределы своего совершенства. В противном случае - он сокровенное ничто, а не бытие. Но если бог есть, то должно быть и то, что его превосходит, иначе творения не было, он ничего не сотворил и его нет. Что превосходит бога? Факт бытия, в котором его нет. Самоотречение. Принесение богом в жертву самого себя есть доказательство превосходства творения над творцом. Так что бог доказал, что он есть и что он сотворил большее совершенство, чем он сам.

41. Следствие понятия бога.
Но поскольку в христианской религии бог пожертвовал не собой, а своим сыном, доказательство его существования не может считаться окончательным. Лишь полностью безбожный мир может доказать или опровергнуть существование бога. Опровергнуть он его не может, поскольку мир этот существует и, следовательно, подтверждает существование бога. Доказывается существование бога отсутствием доказательства его существования. В этом отсутствии доказательства заключено доказательство того, что бог сотворил нечто более совершенное, чем он сам, в чем полностью исчез, перестал быть и, следовательно, недоступен для доказательства. Так бог доказал, что он есть.

42.
Не лучше ли все оставить в прошлом и не стремиться в будущее? Поставить себя перед беспросветным настоящим? Так велит уставшая воля, видя бесперспективность своего дальнейшего применения. Так велят исторические примеры личностей, тщета великих дел которых развеяла в прах их надежды. Но уверенность твердит, что нельзя избавиться от того, что есть, надо лишь превратить его в нечто более совершенное. И вот это глупое убеждение определяет весь состав ума человеческого. И я стал жертвой этого заблуждения. И не жалею об этом. Буду жить дальше даже в ничтожности отрешения. Построю в этой ничтожности мироздание, превыше уже существующего. Дам ему имя и прекрасный его облик будет мне утешением.

43. Культура.
Искусство есть оригинал, подлинник творения, слепок его тайных сил. Искусство есть процесс истинного духа, истинный дух устанавливается в искусстве. Современное искусство отличается от классического как подлинность от истины. Истина есть тайная, сокровенная субстанция, раскрывающая себя по мере развития цивилизации. Подлинность есть явное откровение замысла творения, есть его явление в феномене бытия, воспринимаемое сознанием и принимаемое разумом. Духовное бытие истины есть культура. Культура не может быть до конца подлинной, поскольку в феномене бытия истины содержится неведомая сущность творца. В сверхкультурном феномене подлинности сущность творца развернута во времени, субстанция ее ликвидирована и смотрится вместе с сознанием в момент своего завершающегося начинания.

44. Истина и подлинность.
Уже не на основе интуитивной логики, а на основе знаний можно сказать, что подлинное искусство отличается от истинного. В истинном искусстве всегда присутствует неопознанная сущность в духовном откровении. Она складывается веками, а является в одно мгновение, вечность которого и называется произведением. Подлинное искусство фиксирует лишь факт наличия, установленный в момент творения, который и является идеей сущности, не самой сущностью, поскольку в ней нет истины, а ее началом или идеей. Идея не заключает в себе истины, а является очевидностью того, что в истинном названии не нуждается. Название и значение идеального произвольно и в этом произволе единственно подлинно, поскольку факт сознания его бытия произошел и сознание не может быть иным, чем оно стало и что оно есть. Подлинное искусство не является истиной в духовном откровении, оно есть ясное сознание бытия в свершившемся мире. Оно устанавливает мировую сущность в феномене прозрения. Истинное же искусство не знает своих границ в духовном откровении, оно ограничено лишь идеей бога, который и есть подлинность истины.

45. Культура духа.
Культура есть область, в которой дух устанавливает свои ценности. В реальности нет никаких ценностей. В реальности человек обращает против себя свой собственный опыт. Поэтому реальность противоположна человеку. В ней господствует необходимость и нет места для свободы. Свободна лишь культура, в которой дух владеет собой. Культура есть собственность духа. Поэтому она почитается, становится традицией и непременным условием коллективного и индивидуального существования. Культура вообще ретроградное явление. С точки зрения культуры дух уже свершил свою миссию, поэтому культура консервативна, а дух в ней почитается до такой степени, что в религиозном сознании объявляется святым. Это факт, с которого начато предпринятое исследование. Наличие религиозного святого духа положено в основу культуры, так что есть фетиш, который не позволяет пасть человеку, есть путеводная проповедь, в которой человек обращен к Богу. Ведь именно освященной истиной откровения человек подбирается к Богу, даже если этот человек беспросветно глуп. Но что есть дух? Это возвращение к первоначальной истине откровения, чистота помысла и вера в бытие. Дух есть твердь идеи, в которой творец осуществляет свой замысел. Пронизывая культуру, он сообщает ей истину откровения, в которой Бог призывает человека к познанию и творению себя в его образе.

46. Основание и творение.
Человек основал лишь тот мир, который сотворил бог. Творение мира есть сокровенная истина, основание его есть откровенная подлинность. В основании мира видна сокровенная подлинность истины, но истинная подлинность спрятана в творении. Рефлексия духа, которая возводит мир к разумному основанию, есть истина человеческого творения. В этой истине человек ищет свою подлинность, ориентируясь на наличие подлинности бога. Ведь только бог является подлинным существом, тогда как все остальное всего лишь истинное творение. Так что требуется величайшая гениальность ума, чтобы отнестись с доверием к возможности достижения истиной ее подлинности. Но именно эта подлинность стала предметом искусства, оттеснив истину: ведь истина только в подлинности являет себя. Поэтому необходимость основания мира для явления подлинности истинного творения очевидна: лишь заключающий в себе бесконечную рефлексию разумных оснований мир способен выстоять перед лицом бога и стать человеком.

47. Откровение имени.
Мышление подлинности основания мира и есть идея бытия. Истина творения раскрывается как ничто, поскольку она не доступна для восприятия. Подлинность выступает как вдохновение, истинная гениальность, поскольку только истинная гениальность способна обнаружить подлинность. Что такое истинная гениальность? Это способность сокровенное довести до откровения. Первый акт творения был гениальным, поскольку сокровенное выступило в откровении как подлинность. Подлинное основание мира в истинном откровении гениального творения называется Бог. Бог впервые открыл свое имя и стал им. В этом имени он до сих пор пребывает в веках, просвещая свое существо посредством мировой рефлексии разумных оснований в духе.

48. О ничто.
Но что скрывается за ничто? Ничто - это лишь невидимая видимость творения. За ничто скрывается творческий опыт человечества. В его бытии он же открывается и сохраняется. Первоначальное ничто бытия обрело статус духа. Именно дух, поскольку он беспределен и ни в чем не обозначен, есть бытие. Бытие единственное значение духа, а дух - смысл, истина и подлинность бытия. В духе разворачиваются события, обозначенные мировым разумом, дух исполняет волю, предназначенную для творения. Воля, которая есть суть духа, предопределяет сознание бытия, обозначает бытие в сознании. Это бытие безвозвратно покинуло ничто, хотя и стоит перед ним. Ничто есть суть божественных отношений, скрытых в истине духа. Это новое определение ничто придает ему силу творения, из которой произрастает мир бытия и разумное отношение к действительности. Интуитивная логика по-прежнему продвигает мысль вперед, творческая интуиция неотвратима, сверхсознательное ведет человечество в надлежащую истину подлинного произведения.

49. Материя.
Дух в своем бытии есть материя. Это и есть абсолютное ничто или абсолютная идея. Материя не имеет определений и не может быть чем-то. Она исполняет ничто собой и ничем, кроме себя быть не может. А поскольку она не может быть ничем, она ничто. Абсолютная идея ничтожности бытия в материи духа здесь доминирует в сознании настолько, что не оставляет места для сознания этого сознания. Поэтому материя есть самосознание и откровение личности. Материя хотя и является бытием самосознания, самосознает не собой, а отличным от себя, тем, в сознании чего она присутствует в качестве бытия. Это осознанное я материи в противоположность оно ее бытия есть самочувствие личности этого я. Я чувствую себя в сознании бытия материи духовного ничто. Это чистое восприятие себя в самосознании бытия материи есть нашедший себя дух, узнавший свою конкретность в абстрактном бытии материи.

50.
Абсолютной идеей является полностью извлеченное из ничто бытие. Это бытие есть дух в себе, знающий себя в истине и подлинности. Подлинность духа есть развертывающаяся во времени феноменология творения, истина есть установление существа этой подлинности, вечность которого вырисовывается из временной феноменологии. Наставление существа для воспринимающего сознания происходит одновременно с укреплением бытия духа, которое все более интенсивно исчерпывает свое ничто в процессе жизни. Жизненный дух есть картина самого себя в непрерывном изменении своих свойств и образов. Дух изменчив в своей подвижности, но воля, которая управляет им, постоянна в своем я. Я есть причина воли, которая движет духом, я же есть следствие установленной духом истины в своей подлинности.

51. Абсолютная идея.
Но возможно ли, чтобы ничто исчерпало себя в бытии? В духе ничто дано во всем своем величии. Бытие лишь малая часть его и эта часть есть человек, его дух и мышление. Истина никогда не достигнет подлинности бытия, бытие есть лишь то, что перестает быть ничто. Но ничто этого переставшего быть ничто бытия в самом бытии продолжает быть ничто, ведь нельзя помыслить, чтобы одно и то же было не тем же самым. Поэтому и абсолютная идея невозможна, возможна лишь идея абсолютной идеи. Что было бы, если бы все ничто стало в бытии чем-то? Это абсолютное все и было бы ничто, то же самое, чем оно и было, только оно было ничем, а теперь стало всем тем, чем не было. Но это одно и то же. Так что ничто есть бытие только в части самого себя, а не во всем себе и не всем собой. Но абсолютная идея этого ничтожного бытия обрела бы сознание своей сотворенности, если бы ничто чем-то стало и перестало быть собой. Оно уже не могло бы отличаться от себя и, следовательно, продолжало бы быть ничто. Но в части самого себя оно есть вещь и эта вещь есть бытие этого ничто. Что такое абсолютная идея? Это бытие ничто, которое перестало быть ничто и есть бытие. Но поскольку все ничто перешло в бытие, бытие от ничто отличить невозможно и оно остается ничто. Следовательно, помимо бытия для бытия должно быть что-то, что не бытие и что поэтому бытие есть. Это надбытие бытия есть идея абсолютной идеи, то есть, некое положение, которое исходит и не из бытия, и не из ничто. Должно быть реально сущее, противоположное мыслимому, что немыслимо и что поэтому есть. Немыслимо ничто, но его нет, поскольку в бытии оно продолжает оставаться ничто. Должно быть не ничто, отрицающее ничто нечто, из которого и происходит независимое от бытия нечто конкретное. Это конкретная вещь, ограниченное со всех сторон собой сущее, непроницаемое для мысли. Оно есть в себе сущая материя, которая не принадлежит идее и ею быть не может. Это неидеальное есть материя, а поскольку она есть и не вписывается в абсолютную идею, игнорирует ее, делает абсолютную идею невозможной. Так что истина не может установить подлинность бытия, определив вечность. Поэтому только во времени проистекает искусство и существо человека.

52. Вера.
Но абсолютная идея необходима, поэтому устанавливается вопреки своей невозможности и есть вера. То, что выходит за пределы идеального мышления, есть вера. Поэтому должна быть граница идеального мышления, с которой начинается вера. Эта граница и есть абсолютная идея. Это предельно выраженная мысль, которая не может превзойти себя, открывает простор первоначального откровения, творческую радость, источающую свет бытия. Творится свет, в котором зарождается жизнь, былое же сворачивается в небытие и исчезает.

53. Оность.
Вера выходит за пределы идеи и мышления. В чем суть веры? Я верю в то, что я жив. В этом суть веры. Я верю в то, что жизнь имеет смысл. Если у меня нет веры, я считаю жизнь бессмысленной. Поэтому для поддержания веры необходимо мышление. Оно и есть смысл веры. Пока я мыслю, я верю в то, что я жив. При отсутствии мышления бытие обрушивается в ничто и жизнь прекращается. Эта переставшая дышать жизнью жизнь есть бездуховность. Что такое бездуховность? Это торжество реальности, поражающее своей материей ее самосознание и самочувствие. Самость становится оностью. Оность есть самоотчужденная личность, есть безвыходная ситуация бытия, в котором даже ничто нет места. Небыль торжествует и есть материальное беспристрастие к творению. Быль задернута шторами небытия и темнит отсутствием мысли. Небытие воссоединяется со злом, сокрушая истину и избывая подлинность. Кураж действительности продолжается, но эта действительность омерзительна, поскольку движется адскими силами и не имеет надежды на спасение. Апокалипсис сознания настолько очевиден, что никакое добро не в силах противостоять ему. Наступает затмение жизни, в котором человеку делать нечего.

54.
Вера в жизнь есть абсолютная идея. Воля заключается в том, чтобы поддерживать эту веру, утверждать добро, на котором держится мышление этой веры. Бытие не является предметом веры, оно есть мыслимая идея, реальность которой осуществляется в жизни. Но поскольку жизнь есть предмет веры, то и бытие ее идеи в мышлении принадлежит вере. Хотя мышление и независимо от веры, вера в жизнь полагает его для укрепления своего основания. Ведь только свободное мышление может обосновать веру, придав ей статус жизни и воли к ней. Вера в жизнь не нуждается в отличном от жизни предмете веры, поэтому Бог есть результат познания, а не веры. Верить в Бога невозможно, это то же самое, что предать жизнь, изменив вере.

55.
Можно сказать, что абсолютная идея - это пограничная ситуация, в которой бытие трансформируется в веру. Вера проживается, а не мыслится. То время, когда абсолютная идея понималась как порог знаний, как мышление Бога, исчерпало себя. В мышлении Бога нет ничего, что не напоминало бы о том, что его нет. Поэтому он есть, ведь бытие есть недостаток ничто. В мышлении Бог есть именно потому, что бытия его нет в ничто. Осмысленная вера есть жизнь. Странно полагать жизнь реальностью чего-либо: в реальности нет веры, а есть только достоверность, есть факт наличия чего-либо. Жизнь не может быть противоположностью себе, поэтому она не может быть реальностью, то есть, фактом своего наличия. Факт исключает веру, а жизнь вне веры немыслима. Осмысленная вера, которая уходит от своей реальности или оставляет ее позади, есть живое ощущение вечности, непрерывно присутствующее во времени, есть вечная надежда обрести то, чем жизнь не является. Жизнь в сознании своего бытия есть потеря своей вечности, только в вере она восстанавливает свою вечность и является собой. Поэтому вера есть непременное условие возможности жизни, без веры жизнь есть действительность, в которой взаимная рефлексия поглощает сознание бытия личности.
Принадлежит ли воля мышлению или она принадлежит вере? Жизнь показывает, что без всякой воли она есть следствие осмысленной веры. Она может протекать в сознании бытия Бога, в созерцании его вечного присутствия, отрекаясь от себя, а может выражаться в действительном отношении к сущему и являть собой образец мышления, продиктованного волей. Уместно ли в границах неопределенности рассуждать о том, что не определено? Такие рассуждения преждевременны, ведь они не являются предметом интуитивной логики, поскольку логическая интуиция их не обозначила. Феноменология вновь вступает в свои права, она должна привести к тому, что еще не свершилось в процессе познания творческого замысла. В данный момент время еще не свершилось для того, чтобы стало собой то, что должно стать.

56. Абсолютный дух.
Мыслящая себя жизнь есть человек. Очевидно, что он преодолел абсолютную идею, иначе он не обрел бы веру и не был бы мной. Я есть - еще не достаточно, чтобы быть живым. Ведь только в качестве веры человек жив. Он может быть и ничто в я есть. А ничто не имеет веры, оно материя, не ставшая ничем, хотя и пребывающая во всем. Но во что я верю для того, чтобы жить? Чем оправдана моя жизнь? Преодоленная в вере абсолютная идея  есть просто жизнь, а еще не я. У нее нет того, во что она верит. Жизнь может верить только в то, что привело ее к вере. На пути к вере истинно только подлинное, а подлинное есть истинное откровение. В истинном откровении устанавливается вера и протекает жизнь. Это истинное откровение есть абсолютный дух. Подлинность есть вера абсолютного духа. Человек как единство веры и мышления еще разделен сознанием абсолютной идеи, он еще противоположен себе в своем бытии. Он и жив, и есть. А это не одно и то же. Он хочет жить, но он есть. Он жив, но его нет. Поэтому единство, преодолевающее противоречие, должно быть установлено в абсолютном духе. В состав абсолютного духа входят мировой дух и дух религиозной веры. Мировой дух ограничен сознанием бытия абсолютной идеи. Религиозный дух начинается с живого воплощения веры. Ведь именно вера позволяет существовать мировому духу в согласии с жизнью. Мировой дух вообще есть существо творения, тогда как духовная вера есть признак жизни и сама жизнь. Духовная вера, следовательно, есть существо человека, определенное в понятии мирового духа. Этим преодолевается противоречие между верой и мышлением.

57.
Смыслы - это солнечные кристаллы, пронзающие ум, это ангелы, проникающие в душу. Свет бытия состоит из смыслов.

58. Свет бытия.
Свет бытия, который жжет душу, скрываясь в истинной подлинности, открывает себя в абсолютном духе. Это пространство непоколебимой веры, которая возникла из сумрака ничто и объявила себя в незыблемом превосходстве творения. Сама идея творения иссякла, исчерпала себя в свете бытия. Она достигла своей подлинности и явленности. Явлен может быть только свет бытия в абсолютном духе, остальное сущности, скрывающие материю, смертное вещество человека. Свет бытия вечен и бессмертен, именно в нем душа обретает бессмертие, а дух - твердость. Твердость духа есть абсолютное достояние истины. Только бессмертное может жить и есть живое. Сумрак ничто, из которого произошел человек, уже не предстоит перед ним как исчезновение света бытия: бытие даже в сумраке ничто есть свет.

59. Интуитивная красота.
В чем сущность веры? В том, что человеческий опыт, приведший к понятию абсолютного духа, есть истина. Эта истина в абсолютном духе является живой душой, самосознанием я, в котором эта жизнь сбывается. Но каким образом этот человеческий опыт стал истиной абсолютного духа? Ведь мышление не готово к тому, чтобы без каких-либо разумных оснований достичь этой цели в вере. Там, где мышление не мыслит, не имея разумного предмета для мышления и где его цель, следовательно, не обозначена, вступает в действие интуитивная логика красоты. То, что прекрасно, то истинно. Даже если нет никаких разумных объяснений появлению восхитительного предмета, он есть проявление истины в сознании бытия. Человек под воздействием красоты интуитивно излагает и выражает истину, которая обретает смысл в процессе привыкания к свершившемуся событию. Событие истины произошло посредством интуитивного движения красоты как чувственного единства, ослепляющего разум, но дающее ему возможность поэтому двигаться дальше. Ослепленный красотой разум есть главная движущая сила интуиции. Ведь если бы разум не был ослеплен красотой, он продолжал бы настаивать на логическом следствии из имеющейся причины. Он не смог бы сотворить истинное свершение, он всего лишь открыл бы то, что следует из предшествующего. Поэтому красота есть единственная сила, помогающая истине свершать свой путь вопреки разумному недомыслию.

60.
Поскольку за пределами абсолютного духа ничего нет, нет и бога как метафизической сущности в сумраке ничто. Если Бог и есть, то его следует искать в свете бытия, в искусстве, выражающем торжество истины в красоте ее подлинности. Истинная подлинность прекрасна. Предназначение искусства в том, чтобы выражать истину в ее прекрасной подлинности. Ложное искусство не знает красоты, оно всего лишь безобразный фарс, держащийся на упадке человеческой культуры мышления и недостойном его отношении к истине. Но человек ли тот, кто ложное искусство принимает за искусство? Ведь только свет бытия абсолютного духа является средой искусства в качестве достигшей своей подлинности истины. Достигло ли искусство своей истины в противодействии заблуждениям человечества? Да, достигло. Искусство открыло свет бытия в красоте абсолютного духа, оживило душу узором жизни, который сплело ей мышление в поклонении прекрасному совершенству.

61. Бог.
Красота мира в свете бытия абсолютного духа - вот сущность искусства. Человек вновь ищет сущность познания в открывшемся ему мире, снова, движимый истиной, приходит к заключенному в абсолютном духе свету бытия, и так без конца. Но это познание свершает уже другой человек. Я его уже свершил. Мне достаточно того света бытия, который я обрел. Восторг от совершенства мира движет мной. Чем было бы бытие в сумраке ничто? Оно не было бы собой. Его бы не было. Только в свете мирового совершенства оно обретает себя. И этот бесконечный процесс вечного становления, в котором участвует все живое, а материя этого живого спит в сущности творения, есть универсум, в котором исчезновение и возникновение происходят вечно. Но это выходит за пределы веры. Как и Бог не может быть предметом веры. Он сверх веры. Ни положение, ни отрицание не применимы к нему. Это не тот Бог, в которого верят люди, которому поклоняются и который в Святом Духе, по их представлению, снисходит в их умы и души. Это еще не Бог. Бог за пределами веры. Поэтому он даже не не является. Это легкое прикосновение универсума, свет бытия которого распределен на все мыслимые времена и в которых он не погаснет никогда, даже если жизнь исчезнет. Это и есть выходящее за пределы веры понятие Бога. Поэтому нет ничего просветленнее духа, в котором мыслится мир бытия и обретается красота жизни. Бог есть лишь смирение человека перед фактом приятия света бытия в окончательном совершенстве истины. Подлинность творения установлена, свет его бытия освободил человека от познания, в котором он познал себя.