Распутин в романе Мастер и Маргарита

Илья Уверский
Предлагаю на время отвлечься от темы Анны Андерсен и клиента психиатрической больницы, царевича Алексея, упомянутого Э.Радзинским (не путать со Стравинским) и переключиться на неожиданную пропажу Распутина (Степа Лиходеев), с которой не могут разобраться Римский (Романов) и его собеседник (глава "Вести из Ялты).

Дело в том, что Лиходеев вдруг таинственно исчез. По некоторым данным он устроил небольшой пикничок в загородном ресторане. По другим данным он уехал в Ялту. Расследованием хулиганств Лиходеева занимается Варенуха, который решил разоблачить банду "нечистой силы".

Вот его доклад по возвращению к Римскому (Романову). Это отрывок из главы "Слава петуху!" (в соответствии с Евангелием крик петуха указывает на отречение Петра, а в соответствии с Пушкиным, петух указывает на отречение от вредного старика-колдуна, который предупреждал об опасности).

***

  "— Ага...  Ага... Ну ладно, ладно... — не  проговорил, а как бы пропел Римский.  Глаза  его  засветились  желтеньким  светом.  В  голове  сложилась праздничная  картина  снятия  Степы  с  работы.  Освобождение!  Долгожданное освобождение финдиректора от этого бедствия в лице Лиходеева! А может Степан Богданович добьется чего-нибудь и похуже снятия... — Подробности! — сказал Римский, стукнув пресс-папье по столу.

     И Варенуха начал рассказывать подробности.  Лишь только он явился туда, куда  был  отправлен  финдиректором,  его  немедленно  приняли  и  выслушали внимательнейшим  образом. Никто,  конечно, и  мысли не допустил о  том,  что Степа может  быть  в  Ялте.  Все  сейчас  же  согласились  с  предположением Варенухи, что Лиходеев, конечно, в пушкинской "Ялте".

     —  Где  же   он  сейчас?  —   перебил  администратора   взволнованный финдиректор.

     — Ну, где  ж ему быть, — ответил, криво ухмыльнувшись, администратор, — натурально, в вытрезвителе.

     — Ну, ну! Ай, спасибо!

     А Варенуха  продолжал свое повествование. И чем  больше он повествовал, тем ярче  перед  финдиректором разворачивалась длиннейшая цепь  Лиходеевских хамств  и  безобразий,  и  всякое последующее  звено  в  этой цепи было хуже предыдущего.  Чего стоила хотя бы пьяная пляска в обнимку с телеграфистом на лужайке перед пушкинским  телеграфом под  звуки  какой-то  праздношатающейся гармоники! Гонка  за  какими-то  гражданками,  визжащими  от  ужаса! Попытка подраться с буфетчиком в самой "Ялте"!  Разбрасывание зеленого лука  по полу той же  "Ялты".  Разбитие восьми  бутылок белого сухого "Ай-Даниля". Поломка счетчика  у  шофера  такси,  не  пожелавшего  подать  Степе  машину.  Угроза арестовать граждан, пытавшихся прекратить Степины паскудства. Словом, темный ужас.

     Степа был широко известен в театральных кругах Москвы, и все знали, что человек этот — не  подарочек. Но все-таки то, что рассказывал администратор про  него,  даже  и  для  Степы  было  чересчур.  Да,  чересчур. Даже  очень чересчур...

     Колючие глаза Римского  через стол  врезались  в лицо администратора, и чем дальше тот говорил, тем мрачнее  становились эти глаза. Чем жизненнее  и красочнее становились те  гнусные подробности, которыми уснащал свою повесть администратор...  тем менее верил рассказчику финдиректор. Когда же Варенуха сообщил,  что Степа распоясался  до того,  что пытался оказать сопротивление тем,  кто приехал за ним, чтобы вернуть его в Москву, финдиректор уже твердо знал, что все, что рассказывает ему вернувшийся в полночь администратор, все — ложь! Ложь от первого до последнего слова.

     Варенуха  не ездил в Пушкино, и самого Степы в Пушкине тоже не было. Не было  пьяного телеграфиста,  не было разбитого стекла в трактире,  Степу  не вязали веревками... — ничего этого не было.

     Лишь только финдиректор утвердился в мысли, что администратор ему лжет, страх пополз по  его  телу,  начиная с ног,  и  дважды опять-таки почудилось финдиректору,  что  потянуло  по  полу  гнилой  малярийной  сыростью.  Ни на мгновение  не  сводя глаз с  администратора,  как-то странно  корчившегося в кресле,  все  время  стремящегося не выходить из-под голубой тени настольной лампы,  как-то  удивительно  прикрывавшегося якобы от  мешающего  ему  света лампочки газетой,  — финдиректор  думал только об одном, что же  значит все это?  Зачем так нагло лжет ему в  пустынном и молчащем здании слишком поздно вернувшийся к  нему  администратор?"

***

Я не буду пересказывать всем известный эпизод про похождения Распутина в Московском ресторане, тем более что Николай Второй им все равно не поверил. Но что же на самом деле случилось с Лиходеевым (т.е. Распутиным)?

Посмотрим главу "Нехорошая квартирка". Обратите внимание на разбитую голову Лиходеева, неспособность открыть глаз и неразъясненную барышню. Обратите внимание на тошноту от отравления, и какой-то навязчивый патефон. Напомню, что в ту ночь этот патефон гонял кругами одну и ту же мелодию.

"Если бы в следующее утро Степе  Лиходееву  сказали бы так: "Степа! Тебя расстреляют, если  ты сию  минуту не встанешь!" —  Степа ответил бы томным, чуть слышным  голосом: "Расстреливайте, делайте со мною, что хотите, но я не встану".

     Не то что встать, — ему казалось, что он не может открыть глаз, потому что, если он  только  это сделает,  сверкнет  молния  и  голову его  тут  же разнесет на  куски.  В  этой голове  гудел  тяжелый колокол, между  глазными яблоками и закрытыми веками  проплывали  коричневые пятна с  огненно-зеленым ободком, и в довершение  всего тошнило,  причем  казалось,  что  тошнота эта связана со звуками какого-то назойливого патефона.

     Степа  старался что-то припомнить, но припоминалось только одно — что, кажется,  вчера и  неизвестно где  он стоял  с  салфеткой  в руке  и пытался поцеловать какую-то даму,  причем обещал ей, что  на другой день, и ровно  в полдень,  придет к ней  в гости. Дама от этого отказывалась,  говоря:  "Нет, нет,  меня не будет дома!" — а Степа упорно  настаивал на  своем: "А я  вот возьму да и приду!"

     Ни  какая это  была дама,  ни который сейчас час,  ни  какое  число, ни какого месяца — Степа решительно не  знал и, что хуже всего, не мог понять, где он находится.  Он постарался выяснить хотя бы  последнее  и  для  этого разлепил слипшиеся веки левого глаза. В полутьме что-то тускло  отсвечивало. Степа наконец узнал трюмо и понял, что он лежит навзничь у себя  на кровати, то есть на  бывшей ювелиршиной кровати,  в  спальне.  Тут  ему так ударило в голову, что он закрыл глаз и застонал".

***

Что же вспомнил Лиходеев после того, как опохмелился, оказавшись на том свете? Давайте посмотрим. Обратите внимание на огромную черную дыру в его голове, а также на воющую собаку.

"И  вот проклятая  зелень  перед глазами растаяла,  стали выговариваться слова,  и, главное, Степа кое-что  припомнил. Именно, что дело вчера было на Сходне, на даче у автора скетчей Хустова, куда  этот  Хустов и возил Степу в таксомоторе. Припомнилось даже, как нанимали этот таксомотор у "Метрополя", был еще при  этом какой-то актер не актер... с  патефоном в чемоданчике. Да, да, да, это было на даче! Еще, помнится, выли собаки от этого патефона. Вот только дама, которую Степа хотел поцеловать, осталась неразъясненной... черт ее знает, кто она... кажется, в радио служит, а может быть, и нет.

     Вчерашний день, таким образом, помаленьку высветлялся,  но Степу сейчас гораздо  более  интересовал день  сегодняшний  и,  в частности,  появление в спальне  неизвестного,  да еще с  закуской и водкой. Вот что недурно было бы разъяснить!

     — Ну, что же, теперь, я надеюсь, вы вспомнили мою фамилию?

     Но Степа только стыдливо улыбнулся и развел руками.

     — Однако! Я чувствую, что после водки вы  пили портвейн! Помилуйте, да разве это можно делать!

     —  Я хочу  вас попросить, чтоб это осталось между нами, — заискивающе сказал Степа.

     — О, конечно,  конечно!  Но за  Хустова я,  само собой  разумеется, не ручаюсь.

     — А вы разве знаете Хустова?

     —  Вчера  в  кабинете  у  вас  видел  этого  индивидуума  мельком,  но достаточно одного  беглого  взгляда  на его лицо, чтобы  понять,  что он  — сволочь, склочник, приспособленец и подхалим.

     "Совершенно верно!" — подумал Степа, пораженный таким верным, точным и кратким определением Хустова.

     Да, вчерашний день лепился из кусочков, но все-таки тревога не покидала директора  Варьете.  Дело в том, что в  этом вчерашнем дне зияла преогромная черная дыра".