Эрих Фромм. Душа человека

Надежда Деева
 "Мы нигде не находим, что ослушание первочеловеков - это грех. Напротив, создаётся впечатление, что это было предусмотрено Промыслом Божьим", - пишет Фромм.  "А ничего, что ослушание первочеловеков - это не просто грех, а первородный грех?", - вопрошаю я, слушая аудиокнигу.
Вношу ясность далее. Наследственную силу греха нельзя отрицать уже потому, что все люди стали смертны, после первородного греха, а не какая-то часть из них. Теперь о синдроме распада: разрушать ради разрушения, ненавидеть ради ненависти. Это как раз таки показатель нечеловеческого в человеке, ибо человек - это прежде всего поле битвы духа Злобы и духа Любви. Человеческая жизнь - это битва духов. Хотим мы этого или нет, знаем мы об этом или нет, догадываемся мы об этом или нет. Утверждение, что человек движется либо к живому, либо к мёртвому, к добру или к злу, правильное, ибо это происходит, как осознанно, так и неосознанно. Весь вопрос, сам ли он это выбирает, благодаря своей наследственности и сущности, или его выбирают силы Добра и Зла, тоже исходя из того, что он из себя изначально представляет?
Комментирую далее. Эрих Фромм в плане проявления агрессии не делает разницы между оборонительной войной и захватнической войной, полагая, что людей можно убедить в чем угодно, в том числе и в мнимой опасности со стороны потенциального агрессора, и таким образом заставить и защищаться, и нападать. Но дело в том, что защита и нападение - это разные вещи, это не одно и то же! И если для Фромма это не имеет значения, потому что и в том, и в другом случае происходят убийства и разрушения, то для  других людей национально-освободительная борьба - это святое. Фромм считает, что и там, и там ненависть, и значит, разницы нет. Но и у БОГА гнев праведный. И у БОГА есть такое оружие как возмездие. Давайте рассмотрим подробнее, ибо этот вопрос не давал покоя даже такому мыслителю, как Лев Толстой, являются ли грешниками воины, защитники своей Родины, которым приходится убивать, несмотря на заповедь "не убий". Святой Сергий Радонежский благословил русские войска во главе с Дмитрием Донским на битву с Мамаем ради освобождения от ордынского ига. Святой благословил! Всё! Больше ничего выяснять не нужно. Это означает, что воля Бога - победа русских. Он даже отправил на битву двух своих монахов. Когда речь идёт о защите своего Отечества, речь идёт о праведном гневе, а не о ненависти. Освобождение от ига земли русской - это правое дело. И это не проявление агрессии. Агрессия в данном случае у ордынцев, это у них ненависть ко всему русскому. Воины Дмитрия Донского - это герои и перед людьми, и перед Небом, хотя они вынуждены были убивать. Но и Архангел Михаил - Воин! И он сражался с противниками БОГА, и побеждал их. Значит, в чем суть? Суть в том, кто прав! Прав ли тот, кто нападает на чужие земли, убивая? Прав ли тот, кто освобождает свои земли, убивая? Возьмём болезнь. Есть больные клетки и здоровые. Больные по отношению к здоровым совершают акт агрессии. Здоровым, для того, чтобы их победить, нужно больные клетки убить, уничтожить, иначе никак. Пассивность здесь равносильна гибели, ибо больные клетки активны. Вот и всё. Борьба всегда идёт за жизнь, но ценой смерти.