Время собирать камни

Ольга Пинаева
                Время собирать камни.
                рассказ
                Основан на реальных событиях.
                Автор Пинаева О.А.

                Бабье лето решило заглянуть на Байкал, попрощаться. Тёплыми лучами согрело солнышко холодную землю, весело заискрилось, заиграло на изумрудных волнах.  Осень -  время прощания с тёплыми деньками перед суровой зимой, а осень жизни - напоминание нам, что зима смерти не за горами, а за плечами.
               После воскресной службы Иван Васильевич пригласил священника прогуляться к озеру, полюбоваться яркими красками, на которые не поскупилась увядающая красавица осень. Перед ними везли на колясочке старичка, он раньше руководил разрушением церкви, но после того, как ослеп, одумался и покаялся. Иван Васильевич задумчиво сказал:
- Батюшка, так как я журналист, то по роду своей деятельности бывал в разных уголках нашей страны и собирал сведения об осквернениях церкви. Все, кто в этом участвовал, понесли наказание, и их дети в том числе.  Некоторые случаи возмездия поразили меня.
Например, под Псковом в 30-е годы руководство решило сбросить с храма крест. Никто не соглашался на такое кощунство, кроме пьяницы из соседней деревни. За бутылку водки он залез на купол и прокричал, кривляясь: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» Атеист сбросил крест, получил награду и довольный отправился в свою деревню, которая находилась в нескольких километрах за небольшим лесочком. В селение он вернулся только через три дня, при этом лаял и кусался. Мужики были вынуждены посадить его на цепь. Вскоре приехали чекисты и увезли несчастного.
В селе Селявны Воронежской области крушили Никольскую церковь. Председатель сельсовета с двумя активистами ломали иконы, тушили об них окурки. На глазах односельчан богохульники паясничали: «Бог, если ты существуешь, убей нас!» В продолжение месяца фигляры погибли: у председателя произошёл сердечный приступ, и он умер прямо в церкви, которую уничтожал, у первого помощника затянуло руку в молотилку, а второй попал под дрезину, и его разрезало пополам.
           Отец Николай, почему Бог наказывает не каждого грешника? Люди лгут, воруют, прелюбодействуют, совершают тысячи мерзких дел, будучи уверенными в своей неприкосновенности, при этом не отрицая существование Господа?
- Отвечу словами святителя Тихона Задонского: «Несчастен тот, кто этого наказания избегает! Велико Божие милосердие к тем, которых здесь наказывает, да там помилует! Убегай или не убегай, человек: надо или здесь, или там терпеть. Наши временные наказания показывают, что будут и вечные для неисправных и ожесточенных грешников: будет геенна, червь неусыпающий, скрежет зубов, тьма кромешная, беззаконных мучающая.
Всякая скорбь не случайно бывает, но скорбь нам посылается от Бога и есть Его отеческое наказание. Иной скажет: «Я такую или такую-то беду принимаю от людей». Правда, что люди, диаволом научаемые, наводят нам беды и скорби, но попущением Божиим. Люди и диавол ничего не могут нам сделать, если им Бог не попустит. Попускает же в наше наказание, и сколько им попускает Бог, столько они нам и досаждают и озлобляют. Помни в скорби своей утешительное слово: если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами, помня, благодари Его, что и от тебя отеческой Своей любви и милости не отнимает. Держи в памяти всегда, что гораздо лучше всякое наказание здесь терпеть от руки Господней и вовеки в будущей жизни утешаться, нежели здесь без наказания быть, а по смерти вечный Божий гнев терпеть, которого никак не избегнут ненаказанные и неисправные грешники».
- Многие полагают, что не будет ни наказания, ни мучения?
- Некоторые грехолюбцы считают, что для острастки людям угрожал Бог геенной,  как будто бы невозможно, чтобы Он, будучи милосердным, наказал кого-нибудь, в особенности того, кто Его не знает. В Евангелии от Матфея Иисус Христос говорит грешникам: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный». А святитель Иоанн Златоуст вопрошал: «Кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную и устроил гибель всего нашего рода? Кто ниспослал те молнии и громы на землю Содомскую? Кто повелел земле раскрыть уста и поглотить соумышленников Корея и Дафана? Кто во время пророчества Исайи умертвил в одну ночь сто восемьдесят пять тысяч? А каждодневных несчастий, которые мы, согрешая, переносим, разве не видишь? Какой был бы смысл, если бы одни наказывались, а другие не наказывались? Подумай, что будет, когда будем там сжигаемы с разбойниками вселенной, когда и сами не будем видеть, и нас не увидят, но среди такого множества будем полагать, что мы находимся одни. Ведь мрак и темнота не допустят нас распознать своих ближних, и каждый будет считать, что он один это терпит, потому что хотя это и так называемый огонь, но он сумрачен и не имеющий света. В особенности же для нас страшно и ужасно, что он сильно жжет и не угасает, а света не имеет. Если же мрак только сам по себе так угнетает и смущает наши души, то что же будет, когда к мраку присоединятся такие страдания и жжения? Не думай, в самом деле, что если геенна называется огнем, то она похожа на обыкновенный огонь, который, что захватит, сожжет и перестанет, а тот однажды захваченное постоянно жжет и никогда не перестает. Потому-то он и зовется неугасаемым: ему желательно облекать грешников нетлением, чтобы иметь постоянный источник этого мучения».
- Некоторые неверующие смеются: «Ты веришь в Бога и страдаешь, а я не верю и живу лучше тебя, без печалей и скорбей».
- Апостол Павел пишет: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) советует отвечать хулителям имени Божия: «Тебя Господь не наказывает, потому что не любит. Ты не сын Ему, а чужой. К тебе относятся страшные слова, которые читаем в последней главе Откровения св. Иоанна Богослова: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его».
-  Отец Николай, есть ли грех, который при покаянии не простил бы Господь?
- Иоанн Златоуст в своих трудах объясняет, что покаяние есть врачевство, истребляющее грех; оно есть дар небесный, чудесная сила, благодатью побеждающая силу законов, почему оно ни блудника не отвергает, ни прелюбодея не отгоняет, ни пьяницы не отвращается, ни идолослужителем не гнушается, ни поносителя не отметает, ни хулителя не гонит, ни гордеца, но всех переменяет.
Грехи служат причиной всех несчастий; за грехи насылаются печали, за грехи беспокойства, за грехи войны, за грехи болезни и все тяжкие страдания, какие только с нами ни случаются. Спаситель, желая показать, что грех служит причиной всех человеческих бедствий, обращаясь к расслабленному (парализованному) говорит ему: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании; исцеление приходит через покаяние. Помните слова Господа: «Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию».
- Вы знаете, - взволнованно произнес журналист, -  я приехал сюда недавно, мои родные до сих пор живут в Нижегородской области. С самого детства я жил под влиянием чуда, произошедшего с помещиком из села Бритвино Лукояновского уезда, у которого мой прадедушка был дворовым. Тяжёлая болезнь приковала Николая Александровича Мотовилова к постели. Более трёх лет обращался он к лучшим врачам, но никто не смог облегчить его страданий. Парализация тела с обездвижением распухших ног привела к появлению язв от пролежней на спине и боках, причиняя нестерпимые бесконечные боли. Осознав, что никто кроме Господа не сможет ему помочь, Николай Александрович поехал к Серафиму Саровскому, в Саровскую пустынь. 9 сентября 1831 года четверо слуг, одним из которых был мой прадед, принесли барина в пустыньку возле речки Саровки, где святой беседовал с народом, положили под огромную сосну. На просьбу страдающего исцелить его, Отец Серафим возразил:
- Да ведь я не доктор. К докторам надобно обращаться, когда хотят лечиться от болезней каких-нибудь.
Николай Мотовилов стал объяснять, что будучи грешен, покаялся, но не смеет сам обратиться к Господу Богу с просьбой об исцелении, поэтому просит святого Серафима помолиться. Тогда батюшка Серафим стал расспрашивать:
- А веруете ли вы в Господа Иисуса Христа, что Он есть Богочеловек, и в Пречистую Его Божию Матерь, что Она есть Приснодева?
- Верую!
- А веруешь ли, - продолжал он, - что Господь как прежде исцелял мгновенно и одним словом Своим или прикосновением Своим все недуги, бывшие на людях, так и ныне так же легко и мгновенно может по-прежнему исцелять требующих помощи одним же словом Своим?
- Верую!
- А если вы веруете, то вы здоровы уже! Идите же смело, Господь исцелил вас! Идите же и трогайтесь с места! – Настойчиво произнёс святой Серафим, приподняв от земли и поставив на ноги больного.
Николай Александрович, к изумлению присутствующих, сделал несколько шагов, после чего был остановлен старцем: «Трехлетнее страдание ваше тяжко изнурило вас, то вы теперь не вдруг помногу ходите, а постепенно: мало-помалу приучайтесь к хождению и берегите здоровье ваше, как драгоценный дар Божий!  Отъял Господь беззакония ваша и грехи ваши очистил Господь. Видите, какое чудо Бог сотворил с вами ныне; веруйте же всегда несомненно в Него, Христа Спасителя нашего».
Так, через покаяние, проводником Божественной благодати Серафимом был исцелён Н. А. Мотовилов.
             Иерей и Иван Васильевич остановились на берегу. Весело бегущие торопливые бирюзовые волны рассыпались на камнях постепенно гаснувшими жемчужинами, напоминающими погибающие в греховной суете бесценные души. Хотя яркое теплое солнце согревало и приободряло путников, хвойный лес грозно шумел в горах, навевая мысли о быстротечности земной жизни и неминуемом часе ответственности за все свои поступки: «Всему своё время, и время каждой вещи под небом, время разбрасывать камни, и время собирать камни», - напоминает Библия.