Очерк 23. Логика с Большой буквы

Белов Валерий
Обыденное и научное знание

Научное знание всегда характеризуется последовательностью и систематичностью. Именно этим и отличаются точные науки, в которых большинство утверждений логически выводится из немногих исходных посылок. Но даже в так называемых эмпирических науках (опирающихся на такие опытные методы исследования, как наблюдение, эксперимент и измерение) сравнительно редко встречаются отдельные, изолированные обобщения, или гипотезы. В конечном итоге их стараются получить логически из более широких обобщений, принципов и допущений. Во все времена наука, на какой бы ступени развития она ни находилась, тем и отличается от обыденного знания, что представляет собой не простую совокупность «сведений» о мире, «набор» информации, а определенную систему знаний. Научное исследование является целенаправленным познанием, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Известно, что задолго до возникновения науки люди приобретали достаточно надежные знания о свойствах и качествах предметов и явлений, с которыми они сталкивались в своей повседневной практической жизни. И сегодня мы немало узнаем с помощью обыденного знания. Однако наука не является простым продолжением знаний, основанных на здравом смысле. Она предстает, как познание особого рода, со своими специфическими средствами, терминологией, методами и критериями. Прежде всего, в отличие от обыденного знания наука не ограничивается нахождением новых фактов и результатов, а либо стремится объяснить их с помощью существующих гипотез, законов и теорий, либо специально вырабатывает для этого новые теоретические представления. Все это и дает возможность лучше понять систематический, последовательный и контролируемый характер научного знания. Фундамент науки строится на систематизации и организации знания, он основывается на формировании новых понятий, законов и теорий. Именно с их помощью как раз и удается не только объяснить уже известные факты и явления, но и предсказать новые, неизвестные ранее факты и явления.

Понятие метода и методологии. Классификация методов познания

Термин методология греческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода». По своей сути, любое научное познание предполагает исследование, характеризующееся своими, особыми целями, а главное – методами получения и проверки новых знаний. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи. Предшествующий опыт предопределил путь изучения природы через научные методы. Понятие метод (от греч, «;;;;;;;» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. В античной культуре монополия на исследование проблем познания вообще и науки в частности принадлежала философам, так как в то время сама наука не отделяла себя от философии. В XVI – XVII вв., когда сформировалось экспериментальное естествознание, исследованием методов познания занимались в основном также философы, хотя наибольший вклад в этот период был сделан теми из них, которые одновременно с философией занимались и специальными науками (Галилей, Декарт, Ньютон, Лейбниц). Научные изыскания Нового времени акцентировали внимания на методе. Так, философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. C второй половины XIX века происходит дифференциация и подразделение различных дисциплин, исследующих те или иные стороны процесса научного познания. Наряду с традиционными философскими методами анализа в это время зарождаются математическая и вероятностная логики, возрастает интерес к истории и философии науки в связи с революцией в естествознании, несколько позже формируются психология и социология науки, и уже в наши дни возникает наука о науке, или науковедение. В последние десятилетия значительные результаты достигнуты в области логики науки. Применяя методы современной символической логики, она смогла тщательно исследовать проблемы, связанные с построением и использованием специальных, формализованных научных языков. Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь метод расширяется в систему, т.е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его практической материализации. В современной научной практике методы научного познания (исследования) принято подразделять по степени общности и широте применимости в процессе научного исследования. Так, различают всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы. К всеобщим, относится: диалектический и метафизический методы. Метафизика не видит взаимосвязи и развития объектов, направлена на абсолютизацию только какой-либо одной стороны познания. Она рассматривает объекты как неизменные и вне связи с другими объекта-ми. С середины XIX века метафизический метод начал все больше вытесняться диалектическим, так как последний позволяет взглянуть на предмет исследования с более широкой точки зрения (древне – греческий: ;;;;;;;;;; – искусство спорить, вести рассуждение) – метод аргументации в науке, особенно в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, вычленяющий, исключающий противоречие мыслимого содержания предмета мышления. Создан на основных мировоззренческих принципах: 1)принцип объективности (рассматривает познаваемые объекты существующими вне и независимо от познающего субъекта); 2)принцип познаваемости (вся историческая практика свидетельствует, что мир, во всем своем многообразии познаваем, и может быть использован в человеческой деятельности); 3) принцип всесторонности (нацелен на изучение всех сторон, свойств и связей объекта познания, через комплексный подход к объекту исследования);  4) принцип историзма (направлен на исследование генезиса, его возникновения и изменения изучаемого объекта);  5)принцип конкретности (учитывает особенности объекта и специфические условия его познания). Диалектический метод применяется опосредованно, модифицируясь в соответствии с объектами конкретной науки, через систему общенаучных методов познания. Общенаучные методы используются в самых различных областях науки (имеют междисциплинарный спектр применения). Классификация общена-учных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Некоторые общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение); другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На данном уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах (путем измерения, экспериментов), происходит первичная систематизация полученных знаний (в виде таблиц, схем, графиков). Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном этапе происходит выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, где результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Однако эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень служит основой, фундаментом теоретического. К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки, или некоего конкретного явления. Данные методы определяются как частнонаучные. Каждая частная наука (биология, химия, геология и др.) имеет свои специфические методы исследования. Однако частнонаучные методы содержат черты, как общенаучных методов, так и всеобщих.

Методы эмпирического исследования (познания)

Эмпирическое (то, что воспринимается органами чувств) познание осуществляется в процессе опыта, понимаемого в самом широком смысле, т.е. как взаимодействие субъекта с объектом, при котором субъект не только пассивно отражает объект, но и активно изменяет, преобразует его. В научной практике основными формами эмпирического исследования являются наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент. Исходной эмпирической процедурой служит наблюдение, так как оно входит и в эксперимент и в измерение, в то время как самонаблюдение может производиться вне эксперимента и не предполагать измерений. Научное наблюдение представляет целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Связь наблюдения с чувственным познанием очевидна: любой процесс восприятия связан с переработкой и синтезом тех впечатлений, которые познающий субъект получает от внешнего мира. Они являются отображением отдельных свойств, сторон предметов или процессов внешнего мира. Иногда наблюдение может относиться к восприятию переживаний, чувств, психических состояний самого субъекта. Деятельность сознания в процессе наблюдения не ограничивается только тем, что оно синтезирует в единый чувственный образ результаты различных ощущений. Его активная роль проявляется, прежде всего, в том, что наблюдатель, особенно в науке, не просто фиксирует факты, а сознательно ищет их, руководствуясь некоторой идеей, гипотезой или прежним опытом. Даже в обыденном познании наблюдение опирается на прежний опыт и знания людей. В научном исследовании, наблюдение имеет своей целью проверку той или иной гипотезы или теории и поэтому они существенным образом зависят от этой цели. Ученый не про-сто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые могут подтвердить, либо опровергнуть конкретные идеи. Результаты наблюдения всегда требуют определенной интерпретации в свете существующих теоретических положений. Интерпретация данных наблюдения дает возможность ученому отделять существенные факты от несущественных, замечать то, что неспециалист может оставить без внимания. Прогресс наблюдения как метод научного познания неотделим от прогресса средств наблюдения (телескоп, микроскоп, спектроскоп и др.). Применение специальных технических средств не только усиливает мощь органов чувств, но и дают нам как бы дополнительные органы восприятия. Для того, чтобы наблюдение было эффективным, необходимо придерживаться следующих требований: – преднамеренность или целенаправленность; – планомерность; – активность; – систематичность. Наблюдение может быть непосредственным, когда объект воздействует на органы чувств исследователя, и опосредованным, когда субъект использует технические средства, приборы. В последнем случае об исследуемых объектах ученые делают заключение через восприятие результатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдаемыми объектами. Такое заключение основывается на определенной теории, устанавливающей определенное отношение между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объек-тами. Необходимой стороной наблюдения является описание. Оно представляет собой фиксацию результатов с помощью понятий, знаков, схем, графиков. Основные требования, которые предъявляются к научному описанию, направлены на то, чтобы оно было возможно более полным, точным и объективным. Описание должно давать достоверную и адекватную картину самого объекта и точно отображать изучаемое явление. Важно, чтобы понятия, используемые для описания, имели четкий и однозначный смысл. Описание делится на два вида: качественное и количественное. Качественное описание предполагает фиксацию свойств изучаемого объекта, передающее общее знание о нем. Количественное описание предполагает числовую характеристику свойств, сторон и связей изучаемого объекта. В научной практике наблюдение выполняет две основные функции: обеспечение эмпирической информации об объекте и проверку гипотез и теорий науки. Подчас наблюдение может играть и важную эвристическую роль, способствуя выдвижению новых идей. Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще нескольким объектам, а это ведет к познанию закона. Сравниваться должны лишь те объекты, между которыми может существо-вать объективная общность. Сравнение лежит в основе умозаключений по аналогии, выполняющих важную роль: свойства известных нам явлений могут быть распространены на неизвестные явления, имеющие между собой нечто общее. Практика свидетельствует, что сравнение является не только элементарной операцией, применяемой в определенной области знания. В некоторых науках сравнение выросло до уровня основного метода (например, сравнительная анатомия, сравнительная эмбриология, сравнительная экономика и т.д.), что указывает на все возрастающую роль сравнения в процессе научного познания. Измерение – исторически как метод развивалось из операции сравнения, но в отличии от него является более мощным и универсальным познавательным средством. Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством сравнения с величиной, принятой за единицу измерения. Для того, чтобы измерить, необходимо наличие объекта измерения, единицы измерения, измерительного прибора, определенного метода измерения, наблюдателя. Измерения бывают прямые и косвенные. При прямом измерении результат получается непосредственно из самого этого процесса. При косвенном измерении искомая величина определяется математическим путем на основе знания других величин, получаемых прямым измерением (например, определение массы звезд, измерения в микромире). Измерение позволяет находить и формулировать эмпирические законы и в некоторых случаях служит источником формулирования научных теорий. Так, измерение атомных весов элементов явилось одной из предпосылок создания периодической системы Д.И. Менделеева, представляющую собой теорию свойств химических элементов. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, зависящая от качества и усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом от имеющихся измерительных приборов. Поэтому главными путями повышения точности измерения являются: – совершенствование качества измерительных приборов, действующих на основе некоторых утвердившихся принципов, – создание приборов, действующих на основе новых принципов. Измерение является одной из важнейших предпосылок применения в науке математических методов. Чаще всего измерение представляет собой элементарный метод, который входит в качестве составной части в эксперимент. Эксперимент – наиболее важный и сложный метод эмпирического познания. Под экспериментом понимается такой метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств данного объекта. Эксперимент предполагает использование наблюдения, сравнения и измерения как наиболее элементарных методов исследования. Главная особенность эксперимента во вмешательстве экспериментатора в течение естественных процессов, которое обусловливает активный характер данного метода познания. Эксперимент, обладая специфическими особенностями, имеет преимущества по сравнению с наблюдением: – эксперимент позволяет изучать объект в «чистом виде», т.е. устранять всякого рода побочные факторы; – эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях (при сверхнизких или сверхвысоких температурах, при высочайшем давлении), что может привести к неожиданным эффектам, в результате чего обнаруживаются новые свойства объектов; – важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость, причем условия его можно планомерно изменять. Классификация экспериментов проводится по различным основаниям. В зависимости от целей, обычно выделяются несколько видов эксперимента: – исследовательский – проводится в целях обнаружения у объекта неизвестных ранее свойств (классический пример – опыты Резерфорда по рассеиванию ;-частиц, в результате которых была установлена планетарная структура атома); – проверочный – проводится для проверки тех или иных утверждений науки (примером проверочного эксперимента может служить проверка гипотезы о существовании планеты Нептун); – измерительный – проводится для получения точных знаний тех или иных свойств объектов. По характеру исследуемого объекта различаются физические, химические, биологические, психологические, социальные, социально - экономические эксперименты. По методу и результатам исследования эксперименты можно разделить на качественные и количественные. Первые из них скорее носят исследовательский, поисковый характер, вторые обеспечивают точное измерение всех существующих факторов, влияющих на ход изучаемого процесса. Эксперимент любого вида может осуществляться, как непосредственно с интересующим объектом, так и с его заместителем – моделью. Соответственно эксперименты бывают натурные и модельные. Последние, используются в тех случаях, когда эксперимент невозможен или не-целесообразен. Наука не ограничивается эмпирическим уровнем исследования, она идет дальше, раскрывая сущностные связи и отношения в исследуемом объекте, которые оформляясь на законе, познанном человеком, приобретают определенную теоретическую форму.

Методы теоретического познания (исследования)

На теоретическом уровне познания используются иные средства и методы. К методам теоретического исследования относятся: идеализация, формализация, метод восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматический, мысленный эксперимент. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Понятие «абстрактное» употребляется в основном для характеристики человеческого знания. Под абстрактным понимается одностороннее, неполное знание, когда выделены только те свойства, которые интересуют исследователя. Обычно абстрагирование предстает в мысленном отвлечении от каких-то менее существенных свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков конкретного объекта. В научном познании широко используется, например, абстракции отождествления и изолирующие абстракции. Первое суждение актуально в результате отождествления некоторого множества предметов (пренебрегая целым рядом индивидуальных свойств, признаков) и объединения их в особую группу (например, объединение всего множества растений и животных в особые виды, роды, отряды, семейства и т.д.). Изолирующая абстракция приобретается путем выделения некоторых свойств, отношений, связанных с предметами материального мира в самостоятельные сущности («электропроводность», «растворимость»). Понятие «конкретное» в философии обычно употребляется в двух смыслах: а) «конкретное» – сама действительность, взятая во всем многообразии свойств, связей и отношений; б)«конкретное» – обозначение многогранного, всестороннего знания об объекте. Конкретное, в этом смысле выступает как противоположность абстрактному знанию, т.е. знанию, бедному по содержанию, одностороннему. Сущность метода восхождения от абстрактного к конкретному – есть всеобщая форма движения познания. Согласно этому методу процесс познания разбивается на две относительно самостоятельных этапа. На первом этапе осуществляется переход от чувственно - конкретного к его абстрактным определениям. Сам объект, в процессе этой операции как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений. Второй этап процесса познания и есть собственно восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в том, что мысль движется от абстрактных определений объекта к всестороннему, многогранному знанию об объекте, к конкретному в познании. Следует отметить, что это две стороны одного процесса, которые обладают лишь относительной самостоятельностью. Идеализация – мысленное конструирование объектов, которые не существуют в действительности. К таким идеальным объектам относятся, например, абсолютно черное тело, материальная точка, точечный электрический заряд и т.д. Процесс конструирования идеального объекта обязательно предполагает абстрагирующую деятельность сознания. Так, говоря об абсолютно черном теле, мы абстрагируемся от того факта, что все реальные тела обладают способностью отражать падающий на них свет. Для формирования идеальных объектов большое значение имеют и другие мыслительные операции. Так как при создании идеальных объектов исследователь должен достигнуть следующих целей: – лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств; – мысленно наделить эти объекты определенными нереальными свойствами. Для чего необходим мысленный переход к предельному случаю в развитии какого-либо свойства и отбрасывание некоторых реальных свойств объектов. Идеальные объекты играют в науке большую роль, позволяя значительно упростить сложные системы, благодаря чему возникает возможность применять к ним математические методы исследования. Более того, наука имеет немало примеров, когда исследование идеальных объектов привело к выдающимся открытиям (открытие Галилеем принципа инерции, «идеальный газ» Максвелла-Больцмана лег в основу исследования обычных молекулярных разреженных газов). Конечно, любая идеализация правомерна лишь в опре-деленных пределах, и служит для научного решения только конкретных проблем. Иначе применение идеализации может привести к некоторым заблуждениям. Только с учетом этого можно правильно оценить роль идеализации в познании. Формализация – метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме и исследование логической структуры теории. Достоинство формализации заключается в следующем: – обеспечение полноты обозрения определенной области проблем, обобщенность подхода к их решению. Создается общий алгоритм решения проблем, например, вычисления площадей различных фигур с помощью интегрального исчисления; – использование специальной символики, введение которой обеспечивает краткость и четкость фиксации знания; – приписывание отдельным символам, или их системам определенных значений, что позволяет избежать многозначности терминов, которая свойственна естественным языкам. Поэтому при оперировании с формализованными системами рассуждения отличаются четкостью и строгостью, а выводы доказательностью; – возможность формировать знаковые модели объектов и заменять изучение реальных вещей и процессов изучением этих моделей, чем и достигается упрощение объекта и облегчает решение познавательных задач. У искусственных языков существует относительно большая независимость, самостоятельность знаковой формы по отношению к содержанию, поэтому в процессе формализации, возможно, временно отвлечься от содержания модели и исследовать лишь формальную сторону. Такое отвлечение от содержания может привести к парадоксальным, но поистине гениальным открытиям (так, было предсказано существование позитрона П. Дираком). Аксиоматизация нашла широкое применение в математике и математизированных науках. Под аксиоматическим методом построения теорий понимается такая их организация, когда ряд утверждений вводится без доказательства, а все остальные выводятся из них по определенным логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами, или постулатами. Впервые данный метод был применен для построения элементарной геометрии Евклидом, затем он получил применение в различных науках. К аксиоматически построенной системе знания предъявляется ряд требований. Согласно требованию непротиворечивости в системе аксиом не должны быть выводимы одновременно какое-либо предложение и его отрицание. Согласно требованию полноты любое предложение, которое можно сформулировать в данной системе аксиом, можно в ней доказать или опровергнуть. Согласно требованию независимости аксиом любая из них не должна быть выводима из других аксиом. В чем достоинства аксиоматического метода? Прежде всего аксиоматизация науки требует точного определения используемых понятий и соблюдения строгости выводов. В эмпирическом знании то и другое не достигнуто, в силу чего применение аксиоматического метода требует прогресса данной области знаний в этом отношении. Кроме того, аксиоматизация упорядочивает знание, исключает из него ненужные элементы, устраняет двусмысленности и противоречия, т.е аксиоматизация рационализирует организацию научного знания. Мысленный эксперимент осуществляется не с материальными объектами, а с идеальными копиями. Мысленный эксперимент выступает, как идеальная форма реального эксперимента и может привести к важным открытиям. Данный метод позволил Гегелю открыть физический принцип инерции, легший в основу классической механики. Этот принцип, не мог быть открыт ни в каком эксперименте с реальными объектами, в реально существующих средах

Методы, применяемые в эмпирическом и теоретическом  познании

К методам, применяемым как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях исследования, относятся обобщение, абстрагирование, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, исторический и логический методы, математические методы. Абстрагирование носит в умственной деятельности наиболее универсальный характер. Сущность этого метода состоит в мыслительном отвлечении от несущественных свойств, связей и одновременном выделении одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого предмета. Процесс абстрагирования имеет двухступенчатый характер: отделение существенного, выявление наиболее важного; реализация возможности абстрагирования, т.е. собственно акт абстракции или отвлечения. Результатом абстрагирования является образование различного рода абстракций – как отдельно взятых понятий, так и их систем. Следует отметить, что этот метод входит составной частью во все методы, более сложные по структуре. Когда мы абстрагируем некоторое свойство или отношение ряда объектов, то тем самым создаем основу для их объединения в единый класс. По отношению к индивидуальным признакам каждого из объектов, входящий в данный класс, объединяющий их признак выступает как общий. Обобщение – метод, прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению. Например, такие понятия, как «сосна», «лиственница», «ель» являются первичными обобщениями, от которых можно перейти к более общему понятию «хвойное дерево». Затем можно перейти к таким понятиям, как «дерево», «растение», «живой организм». Анализ – метод познания, содержанием которого является совокупность приемов расчленения предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения. Синтез – метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое. Вы-шеперечисленные методы взаимно дополняют, обуславливают и сопровождают друг друга. Чтобы стал возможным анализ вещи, она должна быть за-фиксирована как целое, для чего необходимо ее синтетическое восприятие. И наоборот, последнее предполагает ее последующее расчленение. Анализ и синтез являются наиболее элементарными методами познания, на которых держится фундамент человеческого мышления. Вместе с тем они являются и наиболее универсальными приемами, характерными для всех его уровней и форм. Возможность анализа объекта в принципе безгранична, что логически следует из положения о неисчерпаемости материи. Однако всегда осуществляется выбор элементарных составляющих объекта, определяемый целью исследования. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны с другими методами познания: экспериментом, моделированием, индукцией, дедукцией. Индукция и дедукция. Разделение этих методов основано на выделении двух типов умозаключений: дедуктивного и индуктивного. При дедуктивном (от лат. deductio – выведение) умозаключении делается вывод о некотором элементе множества на основании знания общих свойств всего множества. Все рыбы дышат жабрами. Окунь – рыба, следовательно, окунь дышит жабрами.  Одной из посылок дедукции обязательно является общее суждение, в котором наблюдается движение мысли от общего к частному, применяемое в научном исследовании. Так, Максвелл из нескольких уравнений, выражающих наиболее общие законы электродинамики, последовательно развернул полную теорию электромагнитного поля. Наибольшее познавательное значение дедукции проявляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает новая научная гипотеза. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теоретической системы. Созданное таким путем знание определяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет построение новых индуктивных обобщений. Следовательно, содержанием дедукции как метода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений. Индукция (от лат. Inductio – наведение, побуждение) – умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом. Железо – твердое тело. Медь – твердое тело. Золото – твердое тело. Железо, медь, золото ... – металлы. Все металлы – твердые тела. Индукция как метод познания – совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим. Таким образом, индукция и дедукция - прямо противоположные направленности хода мысли. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности. Обнаруживая сходные черты у многих предметов определенного класса, мы делаем вывод о присущности этих черт всем предметам данного класса. Выделяют следующие виды индукции: – полная индукция, в которой общий вывод о классе предметов делается на основании изучения всех предметов класса. Полная индукция дает достоверные выводы и может использоваться в качестве доказательства. Схема построения полной индукции : S1 есть Р, S2 есть Р, … Sп есть Р. S1, S2, …, Sп – исчерпывают все предметы класса S. Следовательно, все S есть Р. Например: Сентябрь 1961 года в  г. Свердловске был серым, холодным и дождливым. Октябрь тоже. Ноябрь тоже. Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы. Следовательно, осень 1961 года в г. Свердловске была серой, холодной и дождливой. – неполная индукция, в которой общий вывод получается из посылок, не охватывающих всех предметов класса. Примером неполной индукции через простое перечисление при отсутствии противоречащих случаев может служить следующий ход мысли: Железо – электропроводно. Медь – электропроводна. Золото – электропроводно. Платина – электропроводна. Следовательно, все металлы – электропроводны. Схема построения неполной индукции: S1 есть Р, S2 есть Р, … Sп есть Р. S1, S2, …, Sп – представители класса S. Следовательно, все S есть Р. Выводы по неполной индукции всегда носят вероятностный характер. Различают три вида неполной индукции: – индукция через простое перечисление или популярная индукция, в которой общий вывод о классе предметов делятся на том основании, что среди наблюдаемых фактов не встретилось ни одного, противоречащего обобщению; – индукция через отбор фактов,, осуществляется путем отбора их из общей массы по определенному принципу, уменьшающему вероятность случайных совпадений; – научная индукция, в которой общий вывод обо всех предметах класса делается на основании знания необходимых признаков или причинных связей части предметов класса. Научная индукция может давать не только вероятные, но и достоверные выводы. Методами научной индукции могут быть установлены причинные связи. Выделяются следующие каноны индукции (правила индуктивного исследования Бэкона-Милля): 1) метод единственного сходства: если два или более случаев исследуемого явления имеют общим лишь одно обстоятельство, а все остальные обстоятельства различны, то это единственное сходное обстоятельство и есть причина данного явления; 2) метод единственного различия: есть случаи, при которых явление наступает или не наступает, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а все другие обстоятельства тождественны, то это обстоятельство и есть причина данного явления; 3) соединенный метод сходства и различия, представляющий собой комбинацию двух первых методов; 4) метод сопутствующих изменений: если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго; 5) метод остатков: если известно, что причиной исследуемого явления не служат необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство и есть причина данного явления. Привлекательность индукции состоит в тесной связи ее с фактами, с практикой. Она играет большую роль в научном исследовании – в выдвижении гипотез, в открытии эмпирических законов, в процессе введения в науку новых понятий. Отмечая роль индукции в науке, Луи де Бройль писал: «Индукция, поскольку она стремиться избежать уже проторенных путей, поскольку она неустранимо пытается раздвинуть уже существующие границы мысли, является истинным источником действительно научного прогресса». Но индукция не может приводить к универсальным суждениям, в которых выражаются закономерности. Индуктивные обобщения не могут осуществить переход от эмпирии к теории. Поэтому абсолютизировать роль индукции, как это делал Бэкон, в ущерб дедукции было бы неверно. Ф. Энгельс писал, что дедукция и индукция связаны между собой столь же необходимым образом, как анализ и синтез. Только во взаимной связи каждый из них может в полной мере проявить свои достоинства. Дедукция является основным методом в математике, в теоретически развитых науках, в эмпирических науках преобладают индуктивные выводы. Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны между собой, так как применяются при исследовании сложных развивающихся объектов. Сущность исторического метода состоит в том, что история развития изучаемого объекта воспроизводится во всей многогранности, с учетом всех законов и случайностей. Применяется он прежде всего для исследования человеческой истории, но большую роль играет и в познании развития неживой и живой природы. 1 Бройль Л. По тропам науки. М., 1962 С.178. История объекта реконструируется логическим путем на основании изучения тех или иных следов прошлого, остатков прошлых эпох, запечатленных в материальных образованиях (природных или созданных человеком). Для исторического исследования характерна хронологическая последовательность рассмотрения материала, анализ этапов развития объектов исследования. С помощью исторического метода прослеживается вся эволюция объекта от его зарождения и до современного состояния, исследуются генетические отношения развивающегося объекта, выявляются движущие силы и условия развития объекта. Содержание исторического метода раскрывается структурой исследования: 1) изучение «следов прошлого» как результатов исторических процессов; 2) сопоставление их с результатами современных процессов; 3) воссоздание событий прошлого в их пространственно - временных отношениях на основе интерпретации «следов прошлого» с помощью знания о современных процессах; 4) выделение основных этапов развития и причин перехода от одной стадии развития к другой. Логический метод исследования – это воспроизведение в мышлении развивающегося объекта в форме исторической теории. При логическом исследовании отвлекаются от всех исторических случайностей, воспроизводя историю в общем виде, освобожденную от несущественного. Принцип единства логического и исторического требует, чтобы логика мысли следовала за историческим процессом. Это не значит, что мысль пассивна, наоборот, активность ее состоит в вычленении из истории существенного, самой сути исторического процесса. Можно сказать, что исторический и логический методы познания не только отличны, но и в значительной мере совпадают. Аналогия – метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Изучив некоторые свойства предмета, мы можем обнаружить, что они совпадают со свойствами другого предмета. Установив такое сходство и найдя, что число совпадающих признаков достаточно велико, можно сделать предположение о том, что и другие свойства этих предметов совпадают. Так, при изучении Сибирской платформы было установлено ее геологическое сходство с алмазоносной провинцией Южной Африки. Было высказано, предположение по аналогии об алмазоносности Сибирской платформы. Вскоре геологи обнаружили алмазы в Сибири. Роль аналогии особенно велика в нахождении нового знания, в возникновении и обосновании догадок и предположений, в выдвижении новых идей. Многие гипотезы, как частного, так и общего характера были созданы на основании выводов по аналогии. Некоторые заключения по аналогии оказываются ошибочными, поэтому наука от них отказывается, но многие догадки и гипотезы, возникшие путем аналогии, оказались истинными. Аналогия может использоваться и для доказательства тех или иных положений. для этого необходимо строгое, как правило, математическое обосновании переноса информации с аналога на изучаемый объект. Следует помнить, что аналогия, как метод научного познания ограничена в своем применении. Объективным основанием ограничения выступает сложность и качественное многообразие действительности. Кроме того, выводы по аналогии принадлежат к вероятностным, а не достоверным. Моделирование. Умозаключения по аналогии, понимаемые как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу моделирования, которое находит все большее применение в современной науке. Этот метод используется в тех случаях, когда эксперимент или невозможен или нецелесообразен. Невозможно, например, непосредственно наблюдать процессы прошлого или явления микромира, поэтому данные процессы изучаются не на самих объектах, а на их заместителях – моделях. Под моделью понимается такая система, которая способна так замещать объект познания, что ее изучение дает новое знание о нем. По своей природе модели подразделяются на материальные и идеальные. К первому классу относятся модели, созданные человеком, существующие объективно, будучи воплощенными в материальных предметах. К данному модельному классу относятся натурные модели – те или иные объекты природы. Идеальные модели существуют лишь в мыслительной деятельности людей, они опираются на определенную семантику и пользуются логическими, математическими, физическими и другими правилами и законами. Идеальные модели по способу построения разделяются на образные, знаковые и смешанные. Первые из них имеют сходство с оригиналом, у вторых такого сходства нет, у третьих сочетаются черты моделей первого и второго рода (например, географические карты). Нередко идеальные модели воплощаются в материальной форме и даже могут иметь пространственное сходство с объектом исследования, но преобразования в них происходят по законам изучаемого процесса лишь в сознании человека. Теоретической основой моделирования является теория подобия (для физических моделей) и более общие теории аналогии, изоморфизма и гомоморфизма. Структура моделирования включает следующие элементы: – постановка задачи, – создание или выбор модели, – исследование модели, – перенос знания с модели на оригинал. В процессе познания модели выполняют самые разнообразные функции. Так, моделирование служит целям проверки теории, выполняет важную критериальную функцию. С его помощью проверяются многие гипотезы, в различных науках. Выполняет моделирование и объяснительную функцию. Например, изучение метеоритов как модели протопланетного вещества объясняет состав Земли и ее историю. Большое значение в научном исследовании имеет предсказательная функция модели. На основе исследования модели предсказываются те или иные свойства оригинала. Таким образом, изучаются новые типы самолетов различных технических систем. Весомую роль в современной науке играет математическое моделирование. Применение современных компьютерных технологий позволяет исследовать процессы различной природы и свойств. В основе математического моделирования лежит общность функциональной зависимости различных по своему вещественному составу и свойствам объектов. Математические методы. Математизация, т.е. процесс проникновения математических методов в самые различные науки –характерная черта современной научной практики. Если раньше математика применялась в основном в физике, механике, астрономии, то сейчас она повсеместно используется и в таких науках как биология, геология, социология, языковедение и др. Причина математизации науки заключается во все большей её теоретизации и в расширении познавательных возможностей математики, связанных с применением компьютерных технологий. Процесс математизации науки проходит три стадии: – описательно-количественная обработка эмпирического материала; – математическое моделирование изучаемых объектов; – построение математической теории. На первой стадии математические методы используются как вспомогательное вычислительное средство для извлечения дополнительной информации. Так, с помощью математической статистики устанавливают наличие и силу связей между объектами. Данная стадия математизации протекает в рамках сложившейся системы понятий и направлена на создание теоретических положений. На этапе математического моделирования создаются абстрактные математические модели объектов. На следующем этапе строится математическая теория, которая формализует известное содержание опыта и служит источником новых представлений и принципов. На этих стадиях необходима формализация понятий науки, без чего невозможно достичь четкости, строгости и однозначности их, создания теоретических разделов в науке. История науки дает много примеров плодотворного использования математики. Так, П. Дирак, опираясь на волновое уравнение, полученное им для быстро движущегося электрона, предсказал существование позитрона, а Х. Юкава математически обосновал существование мезонов, что и вскоре было подтверждено экспериментально.