Мальчик и Музыка Музыкальная сказка
Посвящаю эту сказку Серёже Халаимову, талантливому композитору и моему большому другу, автору песен на мои стихи, а также всем – признанным и безвестным – создателям прекрасным музыкальных образов.
Маленький мальчик слушал музыку – дирижёр взмахивал палочкой, музыканты играли на разных музыкальных инструментах, пианист, которого он видел особенно отчётливо, вскидывал над роялем руки и опускал их на клавиши. Мальчик слушал музыку, и образы рождались в его воображении – они сменяли друг друга, но остановить какой-либо из них в своём сознании он не мог.
-- А хочешь ли ты увидеть эти образы воочию? – раздался голос позади него. Мальчик обернулся и увидел человека в строгом сером костюме, человек этот, улыбаясь, смотрел на него.
-- Это вы сейчас со мной говорили? -- спросил мальчик. – Ваш голос очень похож на голос скрипки – а я люблю его больше всего на свете!
-- Я знаю, -- сказал человек в сером костюме. – Но я жду твоего ответа: мне под силу сделать это для тебя. И п_р_и_я_т_н_о б_у_д_е_т с_д_е_л_а_т_ь э_т_о, -- продолжил он, отчётливо произнося каждое слово.
-- Я согласен, -- сказал мальчик и тоже улыбнулся. Потом он спокойно, как будто этого разговора и не было, повернулся и стал смотреть на сцену. Впрочем, сцены (дирижёра, пианиста и т. д.) мальчик уже не видел – он с_л_у_ш__л м_у_з_к_у, отдаваясь ей без остатка. Музыка звучала, и была она сейчас нежной, мелодичной, -- любовь – умиротворённость слышались в ней. Вдруг в зале появилась маленькая девочка – красивая, стройная, изящная, с добрым лицом. Она была одновременно похожа и на маму мальчика, слушающего музыку (такой его мама была в детстве – мальчик видел её детские фотографии в семейном альбоме), и на девочку – соседку, с которой мальчик играл, когда у него было свободное время (он, семилетний, уже полтора года учился играть на скрипке). В одной руке девочка держала мячик, беленький с голубенькими цветочками («Сколько игр с этим мячиком было у нас», -- радостно подумал мальчик); другой, свободной, рукой, девочка коснулась руки мальчика (так всегда касалась его руки мама, когда хотела за что-нибудь похвалить), и произнесла журчащее: «Я – один из музыкальных образов, родившихся в воображении твоём. Через несколько мгновений я исчезну, но ты навсегда запомнишь то, что видел сейчас, и то, что увидишь позже.» И девочка исчезла, а в душе мальчика осталось ощущение чуда, только что свершившегося на его глазах…
А музыка уже вздымалась грозно, как морская волна, и через 2 – 3 секунды море было перед мальчиком. Волна грозила обрушиться на юного музыканта, и сначала он испугался, но вспомнил, что это – только образ, и успокоился. И вот не стало высокой волны, море присмирело, оно колыхалось у ног мальчика, и маленькие не волны даже, а волнушечки, как он тут же их назвал, казались такими миролюбивыми. Мальчик был счастлив – на море он пока не был – знал о нём по рассказам мамы и папы, да ещё видел в кино.
А музыка (море исчезло) тем временем устремилась ввысь – и перед мальчиком возник прекрасный дворец, похожий на тот, из книжки с картинками, которую они с папой читали недавно, Дворец с красивыми башенками и сияющей, под самый потолок зала (да и потолка уже не было, а было видно небо с несколькими звёздочками – время вечернее)вершиной. О божественная, надмирная музыка, -- ты достигаешь порой таких высот, и души, внимающие тебе, тоже достигают этих высот, пусть и ненадолго, -- пока ты звучишь, возвышенная музыка… Конечно, детский ум и детская душа ещё не могут этого осознать и тем более т_а_к сформулировать (осознаём и формулируем мы, взрослые), но это ещё впереди у героя нашей сказки, юного музыканта, и у многих других мальчиков и девочек, музыкально одарённых и просто любящих музыку…
Дворец исчез – музыка смолкла. Но мальчик всё ещё был в плену увиденного, и вздрогнул, ощутив чьё-то прикосновение. Кто это? – ах, папа, милый папа! – а он и забыл о нём! Папа, который сидел рядом!
-- Что с тобой? – обеспокоенно посмотрел папа в лицо сыну.
-- Ничего! Я в_и_д_е_л музыку, -- сказал тот несколько рассеянно.
«Нельзя ребёнку так глубоко уходить в мир музыки», -- подумал папа, не обратив внимания на странное слово – странное применительно к музыке, -- «видел», и повёл сына к выходу. Вслух он ничего не сказал, прекрасно понимая, что сыну сейчас не до разговоров.
Мальчик шёл домой, держа папу за руку, и вспоминал те образы, что явились ему – всё, виденное недавно, вспоминать было приятно, -- как жаль, что о_н_о уже позади! Мысленно он благодарил волшебника за доставленное удовольствие. «Благодари себя и природу, которая была к тебе столь благосклонна, -- внезапно зазвучал голос – только мальчик слышал его, больше никто. – Я лишь помог этим образам стать явственными, всё остальное – дело твоего воображения и твоей души, восприимчивой к прекрасной музыке. Иначе я, волшебник, и любой другой волшебник мира ничего не смог бы сделать. Нельзя из н_и_ч_е_г_о создать н_е_ч_т_о!» И голос перестал звучать.
На следующее утро мама разбудила сына рано (время завтрака ещё не наступило), дала ему в руки скрипку, и, показав жестом – «Играй», прошептала – «Дорогой». Зазвучала мелодия бетховенского «Сурка» -- юный скрипач играл самозабвенно, и голос уже послушной ему скрипки приближал его к прекрасному – большому, как виденное им недавно море и высокому, как виденный им недавно дворец – Его Будущему, которое (в это верили все, кто слышал, как играет маленький музыкант) было уже не за горами…
12 – 15/I – 2007 г.; доработано в январе 2021 г.