Два Берлиоза

Снежана Пысларь
Совсем недавно мне попалась информация о Шарле Валантене Алькане (1813 – 1888), сведения о котором крайне скупы: французский пианист-виртуоз и композитор, один из предтечей декаданса и основоположников романтизма в музыке. Может, это имя и пролетело бы мимо меня, если бы не метафора фон Бюлова о том, что Алькан – это «Фортепианный Берлиоз».

И в самом деле, харизма этой магической личности зашкаливает. Интеллектуал, блестяще знавший литературу и переведший на французский Талмуд и Тору. Фантастический пианист, от техники которого современники падали в обморок. Автор новаторских произведений, славящимися своими футуристическими приемами (симфония для фортепиано, «Железная дорога» и др).
 
Почему же он так мало известен? Ответ на этот вопрос дали три проведенные мною параллели. Первая, конечно же, Алькан и Берлиоз – «головорезы» музыкального романтизма. Вторая - Алькан и Лист (при том, что, на мой взгляд, Алькан бьет Листа по уровню композиторской техники в хвост и в гриву). Третья - Шостакович и Уствольская.

Поясню последние две. Если Лист и Шостакович работали на свой имидж, и, фактически, тиражировали самих себя, Алькану и Уствольской было глубоко наплевать и на внешнюю славу, и на «тусовку». Они работали на содержание собственных сочинений, не кривляясь и не лукавя. Отсюда – мощность, сокрушительность и, главное, убедительность их музыки.

И еще: почему даже при выдрессированной технике современных пианистов-конкурсантов Алькан так редко светится в их программах? Только ли из-за его  сверхтехничности? Нет. Скорее, из-за интеллектуальной изысканности, которую нахрапом не одолеешь. Поэтому так мало пианистов в мире их исполняют. И пианисты эти – на вес золота.
 
(Как говорили в Одессе, «я не знаю, сколько симфоний у Бетховена, но за их качество я ручаюсь»)))