Стать мышью

Нинель Назарова
      Саша с мамой пришли в большой супермаркет за покупками. И Саша сначала с удовольствием ходил за мамой и с увлечением укладывал покупки в большую тележку. Вскоре ему это надоело, и он стал упрашивать маму посидеть и отдохнуть. Мама расстроилась, еще не все было куплено. Саша беспрестанно канючил, что все ему надоело, и он хочет домой. «Ну, ладно, посиди тут на банкетке, подожди меня» — решила мама, — «Только никуда не уходи! Ты же понимаешь, что можешь потеряться? И никого не слушай, ничего у чужих не бери. Помнишь, я тебе объясняла, почему?» Саша со скукой выслушал маму и ворчливо заметил, что он уже не маленький и все понимает. Пусть та не переживает, он никуда не уйдет и дождется маму.

        Мама, уходя, постоянно оглядывалась, будто не доверяла Саше. Но вот он остался один. Мимо сновали люди с тележками и сумками, смеялись, болтали, спорили. Мальчик смотрел на всю эту суету и скучал. Ему уже стало казаться, что прошло много времени, и маме пора бы вернуться. Вдруг рядом села какая-то тетя и ласково посмотрела на него. «Саш, ты меня не помнишь?» — она улыбнулась и весело продолжила, — «Я мамина знакомая, вы у меня в гостях были. Правда, ты еще совсем маленький был.» Саша растерялся. Тетя назвала его по имени, сказала, что знает их с мамой. А тетя покопалась в сумке и достала шоколадку.

        — На, возьми. А то скучно небось маму ждать? Ну, я пойду, а ты жди. — И ушла.
       А шоколадка осталась лежать рядом с Сашей. Саша посмотрел на нее и задумался. Тетя ведь не была чужой? Она же знает маму! Так она сказала. Он взял шоколад и огляделся по сторонам, не идет ли мама. Той нигде не было видно. Он вздохнул и развернул обертку. Шоколад был очень вкусным, ведь Саша давно проголодался. Он быстро съел всю плитку. И тут мальчик увидел свою маму! Она спешила к нему с полной тележкой. И вдруг все закружилось у Саши перед глазами и пропало. Он зажмурился. Наступила тьма. Когда мама подошла к банкетке, то Саши там не оказалось!
               

         ...Когда испуганный и ничего не понимающий мальчик открыл глаза, то увидел вокруг серые мрачные стены, где-то сбоку окно, из которого лился тусклый свет луны, который почти не разгонял царивший вокруг полумрак. В углах притаилась тьма. Сам он сидел на холодном бетонном полу. Это все было очень страшно. Где он? Где мама, магазин, все люди? Почему здесь темно и ничего нет? Саша со страхом прошептал: «Мама… Мама!» говорить громче, а тем более кричать он боялся. И вдруг услышал шепот откуда-то из темноты: «А ты кто? Как тебя зовут? — и тихий вздох. — Еще один дурачок, который не слушает маму с папой?»

      Саша вздрогнул от неожиданности и всмотрелся в темный угол, откуда слышался голос. И с трудом разглядел девочку, которая сидела, прижав к груди коленки и сжавшись от холода. «Ничего я не дурачок!» — обиженно сказал он. — «Сама такая.»
Девочка грустно прошептала: «И я такая. Я тоже забыла, что мне говорили родители… И вот я здесь. Как и ты.» «А где мы? Как отсюда выйти?» — Саша с надеждой ждал ответа. «А никак. Вот придет старуха, превратит нас в мышей, и побежим мы с тобой искать для нее разные украшения и деньги. Ты в одном доме, я в другом.» Саша непонимающе уставился на девочку: «Что? Какие еще украшения? Какие мыши? Что ты чепуху говоришь? Зачем меня пугаешь?»

      — Старуха… Ну, женщина, которая тебя угостила шоколадкой… Она колдунья. Мы берем у нее разные вкусняшки, а когда съедаем их, то попадаем сюда. Каждое утро старуха превращает нас в мышей и посылает искать для нее сокровища. Отказаться мы не можем, не получается.

      Саша испуганно воскликнул: «Это что, навсегда? Я всегда буду превращаться в мышь? Я не хочу! Я боюсь мышей!»

       — Эх, — девочка вздохнула. — Я тоже боялась мышей. А теперь я боюсь кошек. У нас дома была кошка Соня. Такая пушистая, ласковая…

      — Кто же боится кошек? — пренебрежительно заметил мальчик.

     — Ты глупый, что ли? — девочка сердито посмотрела на него. — Конечно, когда ты человек, кошки не страшны. Но когда ты — мышь… А еще надо бояться сов, собак, лисиц, ежей… И много кого еще! Оказывается, на мышей многие охотятся. И мышеловки! Очень есть хочется, а там сыр или хлеб. Трудно удержаться.

   — Ой! Я так есть хочу! А когда старуха принесет еду? Хоть что-нибудь! — Саша почувствовал, как в животе заурчало от голода.

      — Никогда! — девочка помотала головой. — Мы сами должны ее искать, когда мы — мыши.

     Саша разрыдался. Так долго сдерживаемый ужас вдруг прорвался. И слезы потоком полились из глаз. Даже перед девочкой не было стыдно. Что же теперь с ним будет?! А мама?! Она придет — а его нет!

      Тут он почувствовал, как девочка, подобравшись поближе, обняла его за плечи и стала гладить по голове. «Ну не плачь. А то я тоже заплачу. Это не поможет. И никто нам не поможет!» И она тоже расплакалась. Бедные дети сидели прижавшись друг к другу и тихо плакали от горя и безнадежности. Луна ушла. Стало темно, и от этого было еще холоднее. Сырой воздух, казалось, пронизывал до костей. Где-то уныло и нудно капала вода.

      — А где другие дети? — заикаясь спросил мальчик.

       — Не вернулись.

      — Как… не вернулись? — обмирая от страха, мальчик вгляделся в лицо девочки. Впрочем, он уже и сам понял, что на мышей многие охотятся.

       — Тебя как зовут? — девочка замерла в ожидании ответа.

       — Саша.

     — Меня — Галя. Ты запомни. Вдруг… — и замолчала.               

      … Дети проснулись от скрипа двери. Они совсем закоченели. Руки и ноги никак не хотели распрямляться. Спина затекла. В окно сквозь уходящую ночь пробивался тусклый рассвет. Вошла старуха. Саша увидел, что она совсем не похожа на ту добрую, веселую тетю, которая угощала его шоколадом. Сейчас это была страшная горбатая старуха, с седыми космами, выбивающимися из-под платка. Сердитое морщинистое лицо ее было темным. И на этом мрачном лице сверкали пронзительные ярко-желтые глаза. Она опиралась на клюку, которую обвивала темно-желтая змея. Голова змеи плавно покачивалась рядом с рукой старухи, а из пасти то и дело высовывался раздвоенный язык.

      — Ну, что, мои мышата? Готовы искать для меня сокровища? Или тут поголодаете? — старуха противно захихикала и указала своей клюкой на Галю. И Галя вдруг превратилась в мышь! Та запищала, завертелась, пытаясь спрятаться за Сашу. Все произошло так быстро, что мальчик оторопел и застыл, как истукан. Язык присох к гортани, а волосы встали дыбом. Клюка неумолимо уперлась в Сашу, и того вдруг скрутило, скрючило и… Комната резко уменьшилась в размерах, маленькие мышиные лапки задрожали, а носик задергался от резких неприятных запахов, разом обрушившихся на Сашу. Нет, не Сашу, а серую мышку. И, не успев ничего понять, он оказался в каком-то чулане.

       Мышка, вся сжавшись в комочек, чтобы стать как можно незаметнее, испуганно оглядывала место, куда она попала. Над ней нависало дно старого комода. Из-под него виднелась часть какого-то помещения, похожего на чулан. Повсюду была пыль, которая покрывала пол толстым слоем.

       И что же теперь делать? Галя говорила, что надо искать какие-то сокровища. А что будет, если он ничего не найдет? Об этом даже думать было страшно. Кто знает, что сделает с ним старуха! И где же искать эти самые сокровища? Как достать их, ведь они не валяются на полу! Как может маленькая мышь это сделать? Но сидеть под комодом нельзя, придется вылезать и заняться поисками. Саша выглянул наружу и огляделся. Его носик быстро обнюхал воздух, вроде ничего опасного пока нет. Пора! И мышка быстро побежала искать выход из чулана.

     Раньше, когда Саша был еще мальчиком, чтобы пройти это небольшое расстояние ему понадобилось бы сделать всего четыре-пять шагов. Теперь же такая прогулка заняла больше времени и сил. Было очень трудно привыкнуть передвигаться на четырех лапках. Да еще этот хвост!

       Мышке пришлось перелезть через высокий порог, чтобы пробраться к щелке двери. Хорошо, что дверь была закрыта неплотно. Оказавшись снаружи, Саша осмотрелся. Кажется это была прихожая. И вдруг к нему метнулась какая-то огромная тень! Мышка, испуганно пискнув, отпрянула обратно в щель. Но кошачья лапа успела полоснуть острыми когтями по мордочке и оставила кровавые царапины на шкурке мышки.

      … Саша сидел в уголке чулана и беззвучно плакал от боли и ужаса. Его чуть не съела кошка! Ну что может сделать мышь в таких условиях? Ах, Галя! Как бы сейчас пригодилась твоя помощь или совет! Ведь ей удалось пережить нескольких детей, которые больше не вернулись из своего страшного путешествия. Вспомнив Галю, Саша собрал в кулак все свое мужество и вновь прокрался к двери.

       Как это было страшно выглянуть в щель двери! Кошка оказалось такой быстрой, и это было неожиданно. Он-то думал, что всегда сможет, заметив ее, успеть спрятаться! Саша помнил, как лениво кошки валяются на диванах и кроватях, уютно устраиваются в теплых местах квартиры. О! Это — хищник, коварный и опасный!
    
       Мышка усиленно нюхала воздух, пытаясь определить есть ли кошачий запах, или нет. Она зорко оглядывала прихожую — куда можно быстро юркнуть. И о, радость — слева от двери валялся чей-то ботинок! Собравшись с духом, Саша рванулся к нему. Он успел влететь внутрь, когда кошачья морда сунулась за Сашей.От страха мышка укусила кошку за нос. Та сердито мяукнув, отпрянула в сторону. Она явно не ожидала, что добыча будет кусаться!

        Тут, к счастью, в прихожую внезапно вбежала собака, и кошка молнией метнулась к висящей на вешалке одежде и, повисла на ней. Потом перепрыгнула через собаку и скрылась в комнате. Собака понеслась за ней. Не медлив ни секунды, Саша выскочил из ботинка и побежал к двери в комнату. Там юркнул под шкаф и затаился. Он слышал шум голосов в комнате, но почему-то не мог понять ни слова. Одно было понятно, что ругались. Наверное, ругали собаку за то, что преследует кошку. Яркая полоска света из-под шкафа вдруг погасла. Саша услышал звук шагов и хлопанье двери. Потом наступила тишина. Видимо, из комнаты вышли и закрыли дверь.

        Какое-то время мышка еще сидела под шкафом. Время бежало быстро, и она чувствовала, что оно истекает. Надо было действовать.

       Саша выбрался из-под шкафа и побежал вперед по его краешку искать то, что может заинтересовать старуху.

      Вдруг сильный привлекательный запах, хотя и совсем несъедобный, защекотал нос. И мышку потянуло к нему как магнитом. Запах шел из старого сундука, стояшего у стены и накрытого куском ковра. Нерешительно Саша подкрался к сундуку и прижался к его холодному кованному боку. Оглядев комнату бусинками глаз, проверяя — нет ли где опасности, мышка встала на задние лапки и обнюхала плотную тяжелую крышку. В сундуке явно лежало то, что нужно было колдунье! Но как это достать? Мышка попробовала прогрызть зубами дырку в углу сундука, но зубы лишь беспомощно царапали металлические накладки. И вдруг Саша услышал откуда-то страшный скрипучий голос: «Ага!» И в воздухе возникла старухина рука. Костлявые пальцы ударили по замку, запирающему сундук, тот тихо щелкнул, и крышка распахнулась! Запах старой прелой одежды и прочих вещей заполнявших сундук заставил мышку чихнуть несколько раз. Тем временем рука быстро отшвырнула в сторону некоторые вещи и, захватив горсть блестящих украшений, пропала. Лишь послышался вдали затихающий старухин смех.

        Саша не знал, хватит ли этого колдунье или нет. Но если украшений достаточно, то старуха должна вернуть Сашу обратно? Как же быть? Искать дальше? Сам того не желая, хвостик мышки задергался от волнения. Не было никакого желания опять бежать куда-то! Это было так опасно! Там где-то кошка и собака. Мышка понюхала воздух — вдруг здесь есть еще что-то?

        Носик уловил слабый запах еды, который шел из щели под дверью. Наверное, там была столовая или кухня. Как же хотелось есть! Ой-ей-ей, как хотелось! Саша подкрался к двери. Запах стал сильнее. Внезапно дверь распахнулась, щелкнул выключатель, и в комнату кто-то вошел, шаркая шлепанцами. Саша еле успел отпрянуть назад и прижаться к плинтусу. Бежать в укрытие было далеко. Может, его не заметят? Но он напрасно надеялся!

      — Мышь! Вот зараза! Муська, Муськааа! Где ты там ошиваешься? Тут мыши бегают. Совсем обнаглели! — и человек нагнулся, сорвал с ноги тапок и шлеп по Саше! Больно! Мышка пискнула и порскнула в сторону. Тапок опять шлепенул, почти попав по ней. Она заметалась, пытаясь ускользнуть от этой напасти. Но увернуться было почти невозможно, человек смотрел на мышь сверху и прекрасно видел, куда она отбегает и молотил тапком по полу. И тут в комнату прибежала Муська! Она молнией метнулась к Саше! В полной панике Саша кинулся к ногам человека, ища там спасения, и быстро вскарабкался по носку в штанину. Послышалась ругань. Человек стал трясти ногой, чтобы мышь выпала. Изо всех сил вцепился Саша зубами в штанину. Его дергало из стороны в сторону, но он понимал, что если не удержится, то попадет в зубы кошке!

       Тогда человек стал бить руками по штанине и с силой шлепнул по Саше. От удара тот потерял сознание, зубы его разжались, и он упал на пол.

        Очнулся Саша в маленькой клетке. Вокруг горел яркий свет. На него смотрели люди и разговаривали. Среди них была девочка с большим бантом на голове. Мышка огляделась. В клетке лежало немного сена в качестве подстилки. Больше ничего не было. Спрятаться от смотрящих на него людей было некуда. Мышка постаралась зарыться в сено, но его было слишком мало. Послышался смех. Громче всех смеялась девочка, ее бант так и подпрыгивал на голове. Потом все ушли. Свет погас. В комнате стало темно. Сквозь неплотно задернутые шторы светила луна. Саша прекрасно все видел в ее тусклом свете. Клетка стояла на столе. Чуть дальше стояла тарелка с остатками еды, которая пахла одуряюще вкусно.

        Пока мышка осматривалась и принюхивалась, на стол вскочила кошка. От ужаса мышка вся сжалась. Муська пристально посмотрела на пленницу и попыталась просунуть лапу сквозь прутья клетки. Ей это удалось, и она, выпустив когти, пыталась подцепить мышь. В страхе Саша сжался в комочек посередине клетки и дрожа следил за тем, как усердно кошачья лапа пытается его достать. Наконец, кошке это надоело, она спрыгнула со стола и куда-то пропала.

        Переведя дух, Саша стал думать, как же ему выбраться из клетки. Никакой еды и воды ему не положили. С какой целью его сюда посадили было не понятно, но не предвещало ничего хорошего. Надо было как-то открыть клетку. Саша подбежал к дверце. Та запиралась на маленькую щеколду. Настоящая мышь никогда бы не догадалась, как открыть щеколду. Но Саша-то не был настоящей мышью! Он просунул лапку и приподнял защелку. Потом просто толкнул дверцу, и она открылась!

        Осторожно оглядевшись, мышка подбежала к тарелке и с жадностью стала есть то, что на ней лежало. До сыта набив брюшко, она прокралась к краю стола и заглянула вниз. Спрыгнуть со стола ей помог стул, а уже со стула — на пол. Комната была пуста. И снова знакомый запах повел Сашу к шкафу. Приподнявшись на задние лапки, он повел носиком из стороны в сторону — да, там что-то было! Хриплый смешок заставил Сашу подпрыгнуть от неожиданности — это была старуха. Ее рука бесшумно открыла дверцу шкафа, что-то там нашарила и исчезла.

     Дверь комнаты чуть приоткрылась и в комнату снова проскользнула кошка! Почуяв запах колдуньи, она зашипела, шерсть на ее спине стала дыбом. Увидев мышь, Муська молнией метнулась к ней. Саша обмер. Он был совершенно беспомощен, и спрятаться никуда не успевал! Зубы Муськи схватили мышку за бок. Сильная, острая боль пронзила Сашу! Но вдруг — раз! И все исчезло.

      Саша снова очутился в темном сыром подвале. Бок болел нестерпимо. Он осторожно приподнял край футболки, которая почему-то была мокрой и темно-красной. Весь бок был залит кровью. В смятении смотрел Саша на кровоточащие раны. Он что, умрет здесь? Горькие слезы отчаяния и боли вскипели в глазах, заставив Сашу на миг ослепнуть.

       — Ну ты и олух! — услышал мальчик ворчание старухи. — Еще не хватало, чтобы ты здесь помер! Брысь отсюда!

         Не успел Саша проморгать слезы, как его завертело волчком, и выкинуло куда-то из ненавистного подвала. И сразу на него обрушился громкий шум голосов, шарканья ног и крики детей. Яркий свет на мгновение ослепил мальчика.

        — Саша, Сашенька, что с тобой?! — испуганный крик мамы заставил его вздрогнуть. Саша увидел маму, которая склонилась над ним и рассматривала его грязную, пропитанную кровью футболку. Мальчик хотел все рассказать, но почему-то не сумел. Он заикался, стараясь произнести хоть слово. Вокруг столпились люди. Кто-то уже вызывал скорую помощь. Наконец, Саша сумел выдавить одно единственное слово: «Галя!»