Эпизод

Михаил Рыбаков 1
Только разговелись картошкой в мундире да огурцами. Жили мы тогда, в начале 1942-го, в полу подвале дома, умостившегося на начале косогора, что спускался круто, к самой пристани. Волоьф Грай, фашистский обер-капитан, выселшил нас туда, заняв чистую часть. Коровёнку Марту выселили из сарая, срочно сделали загородку, у стенки, а в сарае разместились два тяжеловоза и вознициы, Дмитро Лях,мадьяр и Псарь - венгр. Дмитро часто заходил, к нам погреться, послушать, как пела мама.
И сегодня пришёл, пока, не было шефа. Принёс деревяную коробку джема смоковницы. Перекусил картошкой, потом сидели пили кипяток с джемом, вспоминали обычаи, которые мало чем отличались от наших. Он же выстрогал, из клёпок старой бочки, лыжи, вот и вышли покататься, но пала оттепель, смазки, не было. Сестра с Дмитром вернулись, а я решил попробовать, счистил прилипший снег, вроде бы начали скользить лыжи.
И вдруг, передо мной, по тропе, идёт цепочка старых-престарых евреев, у каждого оберемок колотых дров, сзади два полицая, подгоняют штыками и жандарм старается шёмполом. Те скользят в галошах, на босу ногу, падают, дрова рассыпаются, пытаются подняться, бедолаги, а их прикладами дубасят, колют штыками...
Утром собрались с мамой, на базар, а тропа бежала, у самой водонапорной башни. Там они и лежали, замордованные выродками. Люди пробегали мимо, крестились, а на башне, крупными красными буквами была надпись: "СМЕРТЬ ОККУПАНТАМ!" И рядом: "Ахтунг МИНЕН!" Так близко, я впервые видел смерть, на всю жизнь запомнилось.
(Место событий г Новгород- Северск, что на Черниговщине.