Бакинские силуэты

Евгений Дегтярёв
               
           Я трижды был в Баку, но так и не смог вдосталь наглядеться на этот волшебный город. Последний раз осенью  2002 года,  двигаясь под всеми парусами, я со-товарищи оказались здесь в составе Международной парусной регаты. Конечно, и в этот раз не обошлось без приключений. Но на то они и путешествия!  По прибытии, ранним сентябрьским утром, вооруженные видеокамерой и мечтой побыстрее окунуться в замечательную ауру знаменитой набережной и Старого города, мы рванули, как в хорошем спринте.
 
     Прекрасно, что  бакинцы  сохранили  свои прибрежные  парки с экзотическими деревьями, которые не менее экзотично растут, - под углом в 30° в сторону гор, - от постоянно дующего с моря «южака»,  сильного южного ветра. Здесь всегда масса гуляющих, отдыхающих после работы  людей разных возрастов. Сегодня в городе много полиции и военных патрулей. Автоматчики расположились даже на крыше  кафе, где мы перекусывали.  Оказалось, что наша «кормилица»  на набережной находится в зоне правительственной трассы,   по которой ожидается проезд  президентов Турции и Грузии, прибывающих сегодня в Азербайджан с «официальным и дружественным визитом». Нам всё равно, мы были страшно далеки от  этих проблем…

     Старый город.
     Я люблю  такого рода места.
     Люблю их  в России и в далеком и близком зарубежье. Всегда воспринимаю их ментально-чувственно, эмоционально. Почему и запоминаю надолго. Потом, много позже, звуком ли? запахом? какими-то ассоциациями, вдруг ярко и ясно переживаю вновь и вновь гулкую тишину, и прохладу  Пречистенских ворот Астраханского кремля, отстраненную суровость  стен литовского Тракая,  простор и строгий ранжир аллей   немецкого Сан-Суси…
   
   Старый город,  обнесенный высокой крепостной стеной, как-то по - особенному  тёплый и уютный. Извилистые, вверх и вниз, узкие щели мощеных доисторическим камнем улочек,  меж высоких, в два -  три этажа домов средневековой постройки, с затейливой вязью на арабском над низкими, коваными железом дверцами, ведущими в тесные колодцы внутренних  двориков с обязательными фонтанчиками посредине, - наполнены непередаваемым ароматом прошлого.

     Пустынность старого города  кажущаяся. Здесь бурлит своя, невидимая глазу, жизнь.  Петляя бесконечными переулками, в большей части, почему-то носящих имена старшего или младшего Магомаевых, краем глаза, через неплотно прикрытую дверь,  видишь, то завешанный стираным  бельем двор, то вдруг, наткнешься на вползший  в тупичок  (каким образом? - в натяг!) «Ауди» или «Вольво» последней модели; или, вынырнув из сумерек галереи, неожиданно упираешься на стилизованное под средневековое  здание какого-нибудь посольства с модерновыми тонированными стеклами и спутниковыми антеннами на крыше.
Всё в этих улочках - история:  и камень, и воздух, и даже  самого себя начинаешь ощущать частью этих древностей.  Но, вот уж действительно город контрастов!  Почти на каждой плоской крыше –солярий с роскошной беседкой  и  прекрасным обзором на открывающуюся отсюда безграничную синеву  залива. Дома эти, в большей части, давно скуплены очень состоятельными людьми.

     Старый город… 
     Ветхие, как их товар, старики – продавцы ковров и антиквариата, прячущиеся от жары в сырой прохладе  галерей и высыпающие все враз говорливой стайкой, почуяв в случайном прохожем потенциального покупателя…  И полная, в домашнем фартуке и кожаных чувяках, одетых на босые ноги, женщина, размахивающая веточкой,  и что-то весело приговаривающая своим  индюкам, курам и гусям, перегоняемым по булыжному тротуару из дворика в дворик…  И важные коты, переполненные, ну прямо таки, сатанинским презрением ко всему и вся,  возлегающие на специальных лежанках - подставках, стульях, ящиках, заботливо устроенных хозяевами  у входа в каждый дом
.      
     Почему-то, (по-беспардонному нахальству!),  с которым они  нас разглядывали,   мне кажется, что это были коты, а не кошки…
      Сильное впечатление оставила резиденция наместника персидского шаха (XVI-ый век),  приглядывающего за вассальной Азербайджанской провинцией. Комплекс, раскинувшийся террасами с множеством ступеней, галерей и переходов, великолепен дворцовым минаретом, венчающим архитектурный ансамбль Старого города. Закоулки, ступени, переходы и всякая другая экзотика старого Баку вместе с Юрием Никулиным и Андреем Мироновым попали  в  «Бриллиантовую руку» Леонида Гайдая.

      Кстати о ступенях.
      Они не под нашу среднестатистическую ногу и подниматься по ним не просто. Как объяснил гид, люди далекого средневековья (не только государи) были необыкновенно, даже по нашим меркам, высоки, -  за метр восемьдесят. «Смотрящий» за Азербайджаном рано потерял горячо любимую жену и, в противовес расхожему мнению о распущенности восточных сатрапов, будучи однолюбом,  гарема  не держал. Факт сей  хоть как-то примирил меня (завистливого) с канувшим в лету высоко нравственным старцем с его совсем не сказочным  временем.
 
     Спускаясь с террас дворцового комплекса,  наткнулись на единственный, как утверждала служительница, (в Азербайджане? в России? в мире?) частный и бесплатный музей миниатюрной книги. Среди развешенных по стенам фотографий хозяйки-мецената, запечатленной с известными людьми мировой политики, бизнеса и культуры, стояли огромные стеклянные шкафы переполненные изумительными по красоте оформления томиками, книжечками, книжулечками  шедевров мировой литературы. Причем 99% коллекции – на «великом и могучем» русском языке! Что не могло не тронуть души путешественников, о чем с благодарностью мы и поведали хозяйке  музея в Книге отзывов почетных посетителей.

После чего и продолжили  накручивать туристический  «спидометр» эмоций и  ощущений. Но, где-то через час – полтора, я уже спекся. Глаза  не различали архитектурные стили, не говоря уже о «временах и нравах»; изумительная лепнина фронтонов и карнизов сливалась в однообразную  вязь;  от бесконечных улочек, переулков и тупичков стали проявляться опасные симптомы синдрома «турыста» Лелика из бессмертной комедии Леонида Гайдая, пытавшегося вырваться к «просторам» набережной и теплохода «Михаил Светлов».

     В общем, экскурсионный слалом  по Старому городу закончился пересохшим горлом,  дрожанием «руков и ногов»  и резной скамьей,   на которую я и просыпался своими остеохандрозными  костями.  Да, я категорически, - у нас демократия! - отказался ползти на пятидесятиметровую высоту Девичьей башни и слушать там ветхозаветные ужастики о безумной любви, закончившейся,  как известно, первым в истории этого края прыжком женщины  без парашюта. А  остальные безропотные члены нашей команды, как из тюбика, – уже однородной массой были  выдавлены на вершину башни мощным поршнем  авторитета нашего руководителя, замыкавшего колонну камикадзе-экскурсантов. Откуда и прокричали мне о своем счастье.
     Ну, ну…