Рассказывать о путешествиях и встречах на чужой земле и не рассказать о недоразумениях было бы нечестно. Тем более – это всего лишь недоразумения… В первую нашу поездку в Азербайджан, в город Нефтечалу – предпоследний пункт гастрольного тура нашего ВИА в маленьком, но «весомом» из-за визитки на стекле «КГБ СССР» ПАЗике, мы въехали под утро. И были немало удивлены обилием народа на улицах. Сердце ёкнуло, не дай бог, конечно, но - может война? Но «встречные и поперечные» были явно в приподнятом настроении.
Даже, где-то радостные!
Оказалось, намедни наш генсек, «дорогой и любимый Леонид Ильич», наградил Азербайджан третьим по счёту орденом Ленина, высшей тогда наградой для советских областей и республик. Всего же наград у республики было аж шесть! В общем, мы оказались, что называется в «нужное время и нужном месте». Военное руководство попросило в честь всенародного праздника перенести концерт из воинской части в городской Дом культуры и сделать его для всего народонаселения замечательного городка. Мы даже обрадовались, т.к. наша аудитория всю последнюю неделю одни мужики – солдаты, сержанты, старшины и офицеры погранвойск. Опять же, местные музыкантов уважают, комната для них, «музыкалка», в ДК была исключительно чиста, опрятна и, за исключением потолка, вся в роскошных коврах.
Фрукты в вазе на столе.
А может это они нас так встречают?
Вот дают!
Быстро наполнился зал и мы весело начали…
Я, кроме всего, ещё и конферансье (конфесранье, как прикалываются наши). Бодро оглядел зал: солдатиков наших посадили у линии горизонта. Еле различил их у дальней стены. И в зале ни одной женщины!
Одни мужики.
Пока я жужжал вступительный текст, из первого ряда встал чернявый, крепенького телосложения молодой человек с сильно выступающей боксёрской нижней челюстью и прямой чёлкой по самые сильно развитые надбровные дуги и, жутко скрипя накаблученными туфлями, подошёл к сцене, передал мне записку.
«Став бистро песну «Старшина». И подпись: «гражданин совецкава саюза». Орфография сохранена.
То, что это граждане, а не товарищи, я и так понял.
Весь первый ряд.
Прямо в середине – босс, с неживым каким-то взглядом (позже узнал один глаз стеклянный). Теневая власть…
Так вот для кого комната в коврах.
Концерт идет своим чередом – песню «Старшина» мы не знаем.
Пытаюсь шутить по этому поводу, но юмор как-то не всасывается зрителями.
Первый ряд бычится.
Недоволен.
Мы поём, веселим народ как можем, спасибо солдатикам, поддержали тонус концерта. В общем доиграли. Много хлопали все, кроме первого ряда. Это немного напрягало. Да и зрители, как и наши воины, как-то быстро все разошлись. Пока мы собирали аппаратуру в ДК вдруг выключили свет. Сразу стало неуютно. Автор детективов написал бы «атмосфера сгущалась».
Я плёлся последний с тарелками от ударных и малым барабаном.
Таскать вещички пришлось через огромный танц-зал с большими белыми колоннами. Весь он был в багровых, кровавых тонах из-за аварийного освещения. И только (в такой цветовой гамме) ко мне пришла спасительная мысль – держаться нужно вместе, в экстремальной-то обстановке, как одно целое, мы сможем противостоять всем недругам, как…
Как серые тени выскользнувшие из-за колонн, обступили меня.
Я испытал очень сильные чувства.
«Пачиму ни пэл?» – как пулю всадили в затылок.
Обернулся – одноглазый, небольшого роста, смотрел мне куда-то в область кадыка.
«Дык, вот,» - начал я что-то мямлить.
«Пошли!»
На ватных ногах вышел через «чёрный» вход. Недалеко в ранней южной ночи уютно желтел окнами наш ПАЗик, копошились ребята, курил водитель, огонёк сигареты так и тлел: точка-тире-точка, сюда мол, сюда…
Родные…
Прощайте…
Но мы пошли к автобусу!
Крепкие ребята подсадили меня в распахнутые дверцы и в гробовой тишине прозвучало: «Молодессс!» Всё было согласно законам…
А песню «Старшина», которую просили исполнить уважаемые гости с первого ряда, тогда не знал только ленивый. Её пела вся страна, но называлась она «Идет солдат по городу» М.Танича и В.Шаинского. Помните: «У солдата выходной, пуговички в ряд…». Во время моей службы в стройбате таджики пели «вря». Наверное, какое-то знакомое для них слово…