Цивилизаторы и туземцы...

Сергей Декопольцев 2
  «ЦИВИЛИЗАТОРЫ» И «ТУЗЕМЦЫ». ВСЁ ЭТО БЫЛО РАНЬШЕ…


 Люблю читать книги Влада Савина из цикла «Морской волк». Кто увлекается темами «попаданцев», альтернативной истории, технотриллерами – рекомендую, не пожалеете!
 Кто не такого не любит, тем замечу, что книги Савина – это не примитивные «стрелялки», где наши всегда побеждают. Автору помогает целая группа компетентных товарищей – знатоков истории Второй Мировой войны, истории Советского Союза, военной техники, и, даже, отставных офицеров-подводников. Савин в своих книгах приводит десятки ПОДЛИННЫХ исторических документов, которые весьма интересны. А некоторые имеют весьма злободневное содержание.
Хочу привести весьма пространную (заранее прошу прощения) выдержку из романа этого цикла «Красный тайфун».
«... Попался мне уже в этом времени номер «Военного вестника». Где была весьма интересная статья про малоизвестную у нас войну в Марокко в начале двадцатых. Которая тогда для Франции и Испании сыграла ту же роль, что для нас – Афган. Ну до чего все узнаваемо – половина армии сидит по «блокпостам», боясь высунуть нос за ограду, вторая половина героически проталкивает ей конвои со снабжением, а партизаны полностью владеют «зеленкой». Чем больше контролируемая территория, тем больше нужно блокпостов, тем труднее их снабжать – замкнутый круг. Бесполезные попытки воевать с партизанами по фронтовой привычке, используя танки и тяжелую артиллерию, приводят лишь к трате боеприпасов. Единственный выход – создание небольших маневренных групп, но хорошо обученных и обеспеченных связью (аналог позднейшего спецназа!).
Написана хорошим языком, вполне даже для начала двадцать первого века. Вот только автор – М. В. Фрунзе, 1925 год! Кстати, любопытно, откуда были известны многие мелкие подробности – имена, детали боестолкновений? Не иначе были среди повстанцев «товарищи ли си цыны» из Коминтерна? Но там после еще общие выводы есть – на тему, как англо-французские колонизаторы за сравнительно короткое время в конце XIX – начале XX века покорили огромные территории, при вполне приемлемых затратах – не было ни надрыва экономики, ни потока гробов?
Сначала шли миссионеры. Возможно даже, искренне считающие себя друзьями местного населения – как сегодня улыбчивые американцы, везущие гуманитарную помощь в бедную голодающую Албанию, или Эфиопию, или даже Россию. Но их личное отношение ничего не решало. Задачей этого предпервого эшелона вторжения, говоря по-военному, разведгрупп, кроме сбора информации, был первый, культурный удар. Сказать дикарям, что они дикари – а где-то за морем есть цивилизованные страны, где бусы и зеркальца задешево продаются на каждом углу, а пустые консервные банки валяются на улицах. Что вы – бедные и убогие, до белого человека вам еще пахать и пахать…
Затем приходили торговцы. Везли товар, часто очень нужный и полезный. Железные плуги и лопаты – отчего, прямо по Марксу, развивались собственнические отношения. Но чаще – предметы роскоши, вроде бижутерии и тканей. Добивались расположения, прежде всего, местной элиты. Очень скоро становились этой элите необходимыми. Пока еще смиренно просили – в обмен на очередную партию бус или иного ширпотреба – участок земли для фактории. Это был – уже первый эшелон: штурмовые группы, закрепляющиеся на вражеском берегу.
Следующая стадия – наращивание сил на плацдармах. Торговцы множились, прибирали к рукам местный товарооборот и прочую экономику. Переходили, по Марксу, «от вывоза товаров к вывозу капитала» – концессии, плантации и рудники, даже железные дороги, короче – «свободные экономические зоны». Для охраны – военные базы на чужой территории (обычно порты или удобные бухты). Здесь уже появлялись солдаты, поначалу – в составе очень ограниченного контингента; однако в любой день сюда мог уже войти флот с десантом. Дальнейшее подчинение местной элиты – уже до создания в ней «иностранной» партии верных прихвостней. Сделать все, чтобы эта партия стала правящей – всеми мерами, включая открытый бандитизм, причем вся грязная работа – руками местных кадров, от белых господ – лишь деньги и оружие.
Доходило даже до организации вооруженных народных возмущений против отсталых феодально-реакционных правителей, под флагом «эгалите, либерте». Правда – лишь против тех правителей, кто был неугоден.

Наконец, кто-то говорил пришельцам «нет». Жадность становилась чрезмерной, или нельзя уже было оставаться в рамках: например, рудник можно построить, а железную дорогу к нему – уже нет, землю не отдавали. Или – ради получения прибыли требовалось нарушить какую-то из сильных местных традиций. Тогда наступало время следующего действия: государственный переворот вместе с войной. Среди элиты находился наиболее продажный. Если это был сам Вождь, султан или эмир – все очень упрощалось. Если нет – задачей было столкнуть своего претендента и законного Вождя, благо еще от миссионеров было хорошо известно, кто кого не любит и за что. Если были еще недовольные – стравливали их между собой. Если выбранный вождь бунтовал – подбирали другого. Воинству претендента подбрасывали оружие, посылали инструкторов и подкрепляли своими войсками. Однако эти войска ни в коем случае не должны были стоять в первых рядах сражения. Мы не агрессоры – мы миротворцы в ГРАЖДАНСКОЙ войне.
«А теперь, грязные голые дикари, пора становиться нашими подданными».

И не обязательно после – оккупировать страну, наводнять ее своими солдатами и чиновниками. В стране, на всех картах отмеченной как французская или британская колония, народ в провинции мог вовсе не видеть чужих мундиров. Не только прежняя местная администрация или племенные старейшины остаются на своих местах – даже глава государства, эмир или султан, номинально числится главой. Правда, сам он хорошо знает, что при малейшем неповиновении белые господа тотчас найдут другого претендента, и остальные местные во власти – тоже не более чем пешки. Пешки, однако, необходимы: ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ МЕСТНОЙ ЗНАТИ – ОБЪЯСНЯТЬ НАСЕЛЕНИЮ НЕОБХОДИМОСТЬ УПЛАТЫ НАЛОГОВ. Самое гнусное – что, как правило, эта знать служила хозяевам не за твердое жалованье, а за «излишки налоговых поступлений». Предполагалось, что народ будет спокойнее, если грабить его будет не чужой солдат, а собственный старейшина. Армия, кстати, тоже сохраняется – как вспомогательные туземные полицейские части, под командой и строгим надзором белых офицеров. Перевооруженные европейскими винтовками, – но патроны к ним надо покупать у белых господ, так что не побунтуешь!

Дальше – цивилизация, глобализация. Хотя второго слова тогда еще не было, но суть та же. В стране мир и порядок, работают плантации, рудники, железные дороги и порты. Добывают и везут в метрополию сырье, в обмен на бусы или чего-там-еще для личного потребления. Те, кому повезло – работают на новых заводах и рудниках, за гроши, на которые никогда не согласился бы белый…»
 
 

Тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть аналогию с современными методами внешнеполитической экспансии США на постсоветском пространстве. Сначала идут «миссионеры-идеалисты». И у нас (а также в других бывших республиках почившего СССР) сначала шли разные «фонды» и НПО – «Сорос со товарищами». С «гуманитаркой», школьными учебниками, грантами для молодых специалистов и программой «по обмену» для студентов.
 Потом «шли торговцы». Началось всё с появлением первых «МакДональсов» в Москве.
Попутно подкупали «туземных вождей». Миша Горбачёв тогда отхватил Нобелевскую премию мира, а потом возглавил какой-то «фонд». Пополнялись счета «семьи» первого президента РФ Ельцина. (С этим было ещё проще. Надо было просто выделить кредиты на «реформы» и не слишком шибко следить за тем, куда эти деньги уходят. Этим фактом – «исчезновением выделенных кредитов в неизвестном направлении», даже такой вражина России, как Збиг Бжезинский возмущался!).
Войска для охраны американской собственности не выделялись – хватало и «туземной» охраны.
Конечно, время было другое и специфика «территорий подлежащих освоению» накладывали свой отпечаток – ну не было в Алжире начала ХХ века технологий и патентов, которые можно было купить за гроши, а то и просто украсть! И бедствующих учёных мирового уровня, которых можно было переманить к себе тоже не было.
А так – Штаты действовали как классические «колонизаторы». Даже по «выкачиванию» из «колонии» природных ресурсов. Выкупали по дешевке стратегические запасы редкоземельных металлов (Борька-алкаш им продал за копейки даже наработанный оружейный плутоний!), сбагривали нам всё, что не имело у них спроса – «ножки Буша», например. (Американцы не особые любители куриных конечностей, а тут ещё можно придушить российских птицеводов!)
И ещё была «особая примета времени и места» - под руководством зарубежных эмиссаров шёл расчётливый демонтаж предприятий отечественного ВПК. Их, эти заводы и «номерные ящики», целенаправленно закрывали, банкротили, разоряли. Этим занимался «офицер действующего резерва ЦРУ» Джонатан Хэй с тремя десятками своих сотрудников, сидящих в Госкомимуществе у Чубайса.
Как я уже сказал, до создания военных баз дело не дошло. (Хотя одно время работал на нашей территории перевалочный пункт – аэродром, для натовских военных перевозок во время войны в Афганистане.)
Зато на примере Прибалтики (а теперь – и Украины) мы видим, как такие базы появляются – россыпью, словно грибы-поганки.
Времена идут, а нравы и методы «цивизаторов» не меняются.

Источник:
Савин Влад. Цикл «Морской волк». Роман «Красный тайфун». Издательство АСТ. Москва 2017 г.