Казнь семьи Романовых в романе Мастер и Маргарита

Илья Уверский
Вчера перелистывал 3-х томник о Преступлении века, об убийстве царской семьи Романовых на сайте СК РФ. С момента преступления прошло уже более 100 лет. Все точки якобы поставлены. Хотя многие вопросы так и остались без ответа.

В этой части я покажу вам историю казни царской семьи в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Чуда в этом почти никакого нет, так как описываемые события, хоть и прилично зашифрованы, произошли давно до момента написания романа. Более того, автор не скрывал свои намерения написать на эту тему. Несмотря даже на время, в котором он жил. Как вы знаете, это удалось. Роман "Мастер и Маргарита" выжил. Он рассказывает о времени Великого инквизитора в России, тайнах преступлений, о которых даже вспоминать тогда было опасно для здоровья.

Прежде чем приступить к цитированию, напоминаю, что все Евангельские истории в романе перевернуты кверху ногами. То есть извращены дьявольским кодом. В фамилиях евангельских героев изменены буквы. В связи с чем, у вас есть 3 варианта:

1) Притворяться дурачками и считать, что в романе М.А.Булгаков написал о своем видении евангельских событий.
2) Автор был чернокнижником, масоном и сатанистом и написал евангелие от сатаны, чтобы посмеяться над Богом.
3)Автор не был сатанистом, а был верующим человеком. Просто он писал роман об антихристианском времени, когда все было перевернуто и извращено. А при помощи евангельских кодов он зашифровал события, о которых было даже думать запрещено.
 
Я предпочитаю третий вариант. И так как сейчас думать и расшифровывать пока еще не совсем запрещено, предлагаю приступить к расшифровке романа. Той части, которая посвящена казни царской семьи.

***

1) Итак. О чем Евангелие от Пилата? Это поэма, которую написал несчастный нигилист Иван Бездомный. Поэма о Великом инквизиторе. Как и полагается в таком романе, Иван сошел с ума (белая горячка), пообщался с чертом ("он знал, он знал! Как вам это нравится?"), устроил переполох в Грибоедове, искал черта под столом, полез драться, был скручен. Все это и есть у Достоевского. Чтобы понять, сон это был или не сон Иван Карамазов использовал полотенце. Оно было мокрое, чтобы спасти от головной боли. Но оказалось сухим. Во сне Ивана Бездомного это полотенце стало играть ключевую роль.

Но нас интересует не столько Иван Бездомный, или Карамазов и его поэма о Великом инквизиторе, сколько сам Великий инквизитор и его мучения, связанные с казнью.
Давайте посмотрим.

****

Это отрывок из поэмы Ивана Бездомного о великом инквизиторе "Как прокуратор пытался спасти Иуду").

"Странную тучу  принесло  с  моря к концу  дня,  четырнадцатого  дня весеннего  месяца нисана.

     Она уже навалилась  своим  брюхом на Лысый  Череп, где  ПАЛАЧИ ПОСПЕШНО КОЛОЛИ  КАЗНИМЫХ,  она  навалилась  на храм  в  Ершалаиме,  сползла  дымными потоками с холма его и залила Нижний Город".

Теперь напомню, что казнимых в те времена не кололи. Это  сейчас казнимых спешно колют шприцами (я имею ввиду приговоренных). Им перебивали голени.

Так что уже здесь можете начинать подозревать что-то неладное.
Теперь посмотрите номер главы "Казнь". 16.

***

Теперь посмотрим, что об этом прочитала Маргарита. В романе "Мастер и Маргарита", она как и в случае с Анной Карениной Льва Николаевича и Настасьей Филипповной, которой так восхищался Лев Николаевич, изображает Россию (в интересующей нас сейчас плоскости).

  "Вернувшись с этим  богатством  к  себе в спальню, Маргарита  Николаевна установила  на трехстворчатом  зеркале  фотографию и  просидела  около часа, держа  на коленях испорченную огнем  тетрадь,  перелистывая ее и перечитывая то, в чем после сожжения не было ни начала, ни конца: "...Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.  Исчезли  висячие мосты,  соединяющие храм  со страшной антониевой башней,  опустилась с  неба бездна  и залила крылатых  богов  над  гипподромом,  хасмонейский  дворец  с бойницами, базары,  караван-сараи, переулки,  пруды...  Пропал  Ершалаим  — великий город, как будто не существовал на свете..."

     Маргарите хотелось  читать  дальше, но  дальше  ничего не  было,  кроме угольной бахромы" (это из главы 18 "Маргарита").

На тот момент роман был полностью сожжен.


****


Теперь предлагаю посмотреть сон Ивана Бездомного. Может быть он что-то подскажет? Это самый конец романа ("Эпилог"). Обратите внимание на совершенно обезображенное лицо спутника человека в белом плаще с кровавым подбоем.

"После укола все меняется перед спящим. От постели к окну  протягивается широкая лунная дорога, и на  эту дорогу поднимается человек  в белом плаще с кровавым подбоем и  начинает идти к луне. Рядом с ним идет  какой-то молодой человек в  разорванном  хитоне  и С ОБЕЗОБРАЖЕННЫМ ЛИЦОМ.  Идущие  о  чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.

     — Боги, боги, —  говорит, обращая надменное лицо  к  своему спутнику, тот человек в плаще, — КАКАЯ ПОШЛАЯ КАЗНЬ! Но ты мне, пожалуйста, скажи, — тут  лицо из надменного  превращается в умоляющее, — ведь  ее не было! Молю тебя, скажи, не было?

     — Ну,  конечно не  было, — отвечает хриплым  голосом спутник, — тебе это померещилось.

     — И  ты можешь поклясться  в  этом?  — заискивающе просит  человек  в плаще.

     — Клянусь, — отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.

     — Больше мне ничего не нужно! — сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше к луне, увлекая своего спутника".

****


Итак, сон Ивана Бездомного нам не сильно помог. Лицо второго спутника сильно обезображено. Но почему?
 
Давайте посмотрим главу "Как прокуратор пытался спасти Иуду".


"Прокуратор  стукнул чашей, наливая себе вина. Осушив ее до  самого дна, он заговорил:

     — Дело  заключается в  следующем: хотя мы и не  можем  обнаружить — в данное   время,  по  крайней  мере,  —   каких-либо   его  поклонников  или последователей, тем не менее ручаться, что их совсем нет, нельзя.

     Гость внимательно слушал, наклонив голову.

     — И вот, во избежание каких-нибудь сюрпризов, — продолжал прокуратор, — я  прошу вас немедленно  и без всякого шума убрать с лица земли тела всех трех казненных и похоронить их в тайне и в  тишине, так, ЧТОБЫ О НИХ БОЛЬШЕ НЕ БЫЛО НИ СЛУХУ НИ ДУХУ.

     — Слушаю, игемон,  — сказал гость и встал, говоря: — Ввиду сложности и ответственности дела разрешите мне ехать немедленно".

****

"Тут Пилат обернулся, поднял  плащ,  лежащий на кресле сзади него, вынул из-под него кожаный  мешок  и протянул  его гостю.  Тот поклонился, принимая его, и спрятал под плащ.

     — Я  жду,  — заговорил Пилат, — доклада о погребении, а  также и  по этому  делу  Иуды из Кириафа сегодня же ночью,  слышите,  Афраний,  сегодня. Конвою будет дан приказ будить меня, лишь только вы появитесь. Я жду вас!".

****

Теперь посмотрим историю с погребением. Обратите внимание на инструменты и странную бочку в повозке (для обезображивания лиц казненных, была использована бочка серной кислоты).

"В  это время гость прокуратора находился  в  больших хлопотах.  Покинув верхнюю  площадку сада перед балконом, он по лестнице спустился на следующую террасу  сада,  повернул  направо  и  вышел  к  казармам,  расположенным  на территории дворца.  В этих казармах и были  расквартированы те две кентурии, которые пришли вместе с прокуратором на праздники в Ершалаим, а также тайная стража  прокуратора, командовал  которой  этот  самый гость. Гость  провел в казармах  немного времени,  не более  десяти минут,  но  по  прошествии этих десяти минут со  двора  казарм  выехали  три повозки,  нагруженные  шанцевым инструментом и бочкой с  водою.  Повозки сопровождали  пятнадцать человек  в серых плащах, верховые.  В  сопровождении их  повозки выехали  с  территории дворца через задние ворота, взяли на запад, вышли из ворот в городской стене и пошли по тропинке сперва на вифлеемскую  дорогу,  а потом по ней на север, дошли до перекрестка у Хевронских ворот и тогда двинулись по Яффской дороге, по которой днем проходила процессия с осужденными на казнь. В это время было уже темно и на горизонте показалась луна".

***

Теперь доклад о погребении (глава "Погребение"). Обратите внимание на какой-то непонятный казус с пещерой, и захоронение обнаженных трупов в яме в ЯМЕ. (само собой, что в Иерусалиме так не хоронили).


  "— Кто из ваших помощников руководил этим? — спросил Пилат.

     — Толмай, — ответил Афраний  и прибавил в  тревоге: — Может быть, он допустил ошибку?

     — Продолжайте, — ответил Пилат, — ошибки  не  было. Я вообще начинаю немного теряться,  Афраний, я, по-видимому, имею дело с  человеком,  который никогда не делает ошибок. Этот человек — вы.

     Левия Матвея взяли в повозку вместе с телами казненных и часа через два достигли  пустынного  ущелья к  северу  от  Ершалаима. Там  команда, работая посменно, в течение часа выкопала глубокую яму и в ней похоронила  всех трех казненных.

     — Обнаженными?

     — Нет, прокуратор, — команда взяла с собой для этой цели  хитоны.  На пальцы погребаемым были надеты кольца.  Иешуа с одной  НАРЕЗКОЙ,  Дисмасу  с двумя и Гестасу с тремя. ЯМА ЗАКРЫТА, ЗАВАЛЕНА КАМНЯМИ. ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК Толмаю известен".


***

Вы, конечно же, спросите, что за опознавательный знак? Для это предлагаю обратиться к Маяковскому ("Император").

"Распахнулся весь,
роют
;;;снег
;;;;;;пимы.
— Будто было здесь?!
Нет, не здесь.
;;;;;;;Мимо! —
Здесь кедр
;;;;;;топором перетроган,
зарубки
;;;;под корень коры,
у корня,
;;;;под кедром,
;;;;;;;;;;дорога,
а в ней —
;;;;император зарыт.
Лишь тучи
;;;;;флагами плавают,
да в тучах
;;;;;птичье вранье,
крикливое и одноглавое,
ругается воронье.
Прельщают
;;;;;;многих
;;;;;;;;;;короны лучи.
Пожалте,
;;;;;дворяне и шляхта,
корону
;;;;можно
;;;;;;;;у нас получить,
но только
;;;;;вместе с шахтой".


***

Можно ли что-то узнать о казни? К примеру о последних словах казнимого?

Наверное можно (это глава "Как прокуратор пытался спасти...").

"— А теперь прошу сообщить мне о казни, — сказал прокуратор.

     — Что именно интересует прокуратора?

     — Не  было  ли  со  стороны  толпы  попыток  выражения возмущения? Это главное, конечно.

     — Никаких, — ответил гость.

     — Очень хорошо. Вы сами установили, что смерть пришла?

     — Прокуратор может быть уверен в этом.

     — А скажите... напиток им давали перед повешением на столбы?

     — Да. Но он, — тут гость закрыл глаза, — отказался его выпить.

     — Кто именно? — спросил Пилат.

     — Простите, игемон! — воскликнул гость, — я не назвал? Га-Ноцри.

     — Безумец! — сказал  Пилат, почему-то гримасничая. Под левым глазом у него  задергалась жилка, — умирать от ожогов солнца!  Зачем же отказываться от того, что предлагается по закону? В каких выражениях он отказался?

     — Он сказал, — опять закрывая глаза, ответил гость, — что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь.

     — Кого? — глухо спросил Пилат.

     — Этого он, игемон, не сказал.

     — Не пытался ли он проповедовать что-либо в присутствии солдат?

     — Нет, игемон, он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал,  это,  что в числе человеческих пороков  одним из  самых главных  он считает трусость.

     — К чему это было сказано? — услышал гость внезапно треснувший голос.

     — Этого нельзя было понять.  Он вообще вел себя странно, как, впрочем,

и всегда.

     — В чем странность?

     —  Он все  время пытался  заглянуть  в глаза то одному, то другому  из окружающих и все время улыбался какой-то растерянной улыбкой.

     — Больше ничего? — спросил хриплый голос.

     — Больше ничего".

****

Нет, не то. Вот отрывок из главы "Погребение".

"Прокуратор,  видимо, все не  мог расстаться с этим вопросом об убийстве человека из Кириафа, хотя и так уж все было ясно, и спросил даже с некоторой мечтательностью:

     — А я желал бы видеть, как они убивали его.

     — Убит он с чрезвычайным искусством, прокуратор, — ответил Афраний, с некоторой иронией поглядывая на прокуратора.

     — Откуда же вы это-то знаете?

     —  Благоволите обратить  внимание  на  мешок,  прокуратор, —  ответил Афраний,  —  я вам  ручаюсь  за то, что  кровь  Иуды  хлынула  волной.  Мне приходилось видеть убитых, прокуратор, на своем веку!

     — Так что он, конечно, не встанет?

     —  Нет,  прокуратор,  он  встанет,  —  ответил,  улыбаясь философски, Афраний,  — когда труба мессии,  которого здесь ожидают, прозвучит над ним. Но ранее он не встанет!

     — Довольно, Афраний. Этот вопрос ясен. Перейдем к погребению.

     — Казненные погребены, прокуратор".

****

Но что за кровавый мешок с драгоценностями?

"Афраний вынул из-под хламиды  заскорузлый от крови кошель, запечатанный двумя печатями.

     —  Вот этот мешок с деньгами подбросили убийцы  в дом первосвященника. Кровь на этом мешке — кровь Иуды из Кириафа.

     — Сколько там, интересно? — спросил Пилат, наклоняясь к мешку.

     — Тридцать тетрадрахм.

     Прокуратор усмехнулся и сказал:

     — Мало".


***

   
Все равно не понятно. Надо еще посмотреть (Это глава 28 про последние похождения Бегемота и Коровьева. Бегемот - это один из главных героев книги Иова).

"Положив  свой разбухший  портфель  на столик, Боба  немедленно  всунул  свои  губы  в  ухо Петракову  и зашептал  в  него какие-то  очень  соблазнительные  вещи. Мадам Петракова, изнывая от любопытства, и свое  ухо  подставила к пухлым масленым губам  Бобы,  а тот, изредка  воровски  оглядываясь,  все шептал и шептал, и можно было расслышать отдельные слова, вроде таких:

     — Клянусь  вам  честью!  На Садовой, на Садовой,  —  Боба еще  больше снизил голос, — НЕ БЕРУТ ПУЛИ. ПУЛИ... ПУЛИ... бензин, пожар... пули...

     —  Вот  этих  бы врунов,  которые  распространяют  гадкие  слухи, — в негодовании  несколько  громче, чем хотел  бы Боба,  загудела  контральтовым голосом мадам Петракова, — вот их бы следовало  разъяснить! Ну, ничего, так и будет, их приведут в порядок! Какие вредные враки!

     —  Какие же  враки,  Антонида  Порфирьевна!  —  воскликнул огорченный неверием супруги писателя  Боба и  опять  засвистел: — Говорю вам,  ПУЛИ НЕ БЕРУТ... А теперь пожар... Они по воздуху...  по  воздуху....".


***


Ничего непонятно. Что там случилось? Почему пули не берут? Предлагаю обратиться к описанию казни в нехорошей квартирке ("Конец квартиры №50"). В этом нам поможет Эдгар По со своим черным котом. Черный кот попытается воссоздать эту картину. Напомню, что палачи казнившие царя, долго спорили, кто совершил первый выстрел. Сошлись на том, что скорее всего первый выстрел был совершен из Браунинга (у него не было курка). Именно этот браунинг завещал музею его владелец перед смертью. Ремиз - означает "выстрел на опережение".
Пьяный Ермаков, по все видимости, покинул на время место казни.


"На этот раз, если и не полная, то все же какая-то удача была налицо. По всем комнатам мгновенно рассыпались люди и  нигде никого не нашли, но зато в столовой  обнаружили остатки только что, по-видимому, покинутого завтрака, а в гостиной на каминной полке, рядом с хрустальным кувшином, сидел  громадный черный кот. Он держал в своих лапах примус.

     В полном молчании вошедшие в  гостиную  созерцали этого кота в  течение довольно долгого времени.

     — М-да... действительно здорово, — шепнул один из пришедших.

     —  Не  шалю,   никого  не  трогаю,  починяю  примус,  —  недружелюбно насупившись,  проговорил  кот, — и еще считаю долгом  предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.

     — Исключительно чистая работа,  —  шепнул один из вошедших,  а другой сказал громко и отчетливо:

     — Ну-с, неприкосновенный чревовещательский кот, пожалуйте сюда.

     Развернулась  и  взвилась шелковая  сеть, но бросавший  ее,  к  полному удивлению всех, промахнулся и захватил ею  только кувшин,  который со звоном тут же и разбился.

     —  Ремиз, — заорал  кот, — ура!  —  и  тут он,  отставив в  сторону примус, выхватил из-за спины браунинг.  Он мигом навел его на  ближайшего  к нему стоящего, но у того раньше, чем кот успел выстрелить, в  руке полыхнуло огнем, и вместе с выстрелом из маузера кот шлепнулся вниз головой с каминной полки на пол, уронив браунинг и бросив примус.

     — Все кончено, —  слабым голосом сказал  кот  и  томно  раскинулся  в кровавой  луже,  —  отойдите от меня  на секунду, дайте  мне попрощаться  с землей. О мой друг Азазелло! — простонал кот, истекая кровью, — где ты? — кот завел угасающие глаза по направлению к двери в столовую, — ты не пришел ко мне на  помощь  в  момент  неравного  боя.  Ты покинул  бедного Бегемота, променяв его на стакан  — правда,  очень хорошего  —  коньяку!  Ну что же, пусть моя смерть ляжет на твою совесть, а я завещаю тебе мой браунинг...

     — Сеть, сеть, сеть, — беспокойно зашептали вокруг кота. Но сеть, черт знает почему, зацепилась у кого-то в кармане и не полезла наружу.

     —  Единственно,  что  может  спасти  смертельно  раненного   кота,  — проговорил   кот,   —   это  глоток  бензина...   —   И,  воспользовавшись замешательством, он  приложился к  круглому  отверстию  в примусе  и напился бензину.  Тотчас кровь  из-под верхней  левой лапы  перестала струиться. Кот вскочил живой и бодрый, ухватив примус под мышку,  сиганул с ним  обратно на камин, а оттуда, раздирая обои, полез по стене и через секунды две  оказался высоко над вошедшими, сидящим на металлическом карнизе.

     Вмиг  руки вцепились в гардину и сорвали  ее вместе  с карнизом, отчего солнце хлынуло в затененную комнату. Но ни жульнически выздоровевший кот, ни примус не  упали вниз. Кот, не  расставаясь с примусом, ухитрился махнуть по воздуху и вскочить на люстру, висящую в центре комнаты.

     — Стремянку! — крикнули снизу.

     —  Вызываю  на  дуэль!  —  проорал  кот,  пролетая  над  головами  на качающейся люстре, и тут опять в лапах у него оказался браунинг, а примус он пристроил между ветвями люстры. Кот прицелился  и, летая,  как маятник,  над головами  пришедших, открыл  по ним стрельбу. Грохот потряс квартиру. На пол посыпались  хрустальные  осколки  из люстры,  треснуло  звездами зеркало  на камине, полетела  штукатурная  пыль, запрыгали по полу отработанные  гильзы, полопались  стекла  в  окнах,  из  простреленного  примуса  начало  брызгать бензином. Теперь  уж  не могло  идти речи о том, чтобы взять  кота живым,  и пришедшие метко и бешено стреляли ему в ответ из маузеров в голову, в живот, в грудь и в спину. Стрельба вызвала панику на асфальте во дворе.

     Но длилась эта стрельба очень недолго и сама собою стала затихать. Дело в том, что ни коту, ни пришедшим  она не причинила никакого вреда.  Никто не оказался не  только убит, но даже  ранен; все,  в том числе  и кот, остались совершенно  невредимыми.  Кто-то  из   пришедших,  чтобы   это  окончательно проверить, выпустил  штук  пять в голову  окаянному животному,  и кот  бойко ответил целой обоймой. И то же самое —  никакого впечатления ни на кого это не произвело. Кот покачивался в люстре, размахи которой все уменьшались, дуя зачем-то в дуло браунинга и плюя себе на лапу. У стоящих внизу в молчании на лицах появилось выражение полного недоумения. Это был единственный, или один из    единственных,    случай,    когда    стрельба   оказалась   совершенно недействительной.  Можно было,  конечно,  допустить, что  браунинг  кота  — какой-нибудь игрушечный, но о маузерах пришедших этого уж никак  нельзя было сказать. Первая же рана кота, в чем уж, ясно, не было ни малейшего сомнения, была не чем  иным, как фокусом и  свинским притворством,  равно как и  питье бензина".

****

А где же грузовик? Посмотрим на Рюхина (Маяковский), вечного антипода Ивана Бездомного (Есенин) в главе "Шизофрения, как и было сказано" и найдем в нем не только Маяковского, который зачем-то съездил на место погребения царских останков (буря мглою - это Пушкин, "Вселенную снегом заволокло. Ни зги не видать — как на зло.." - это Маяковский).

Но и самого палача, навсегда потерявшего какую-то ночь, связанную с пытками в грузовике.

***

"Рюхин  ничего не понял  из  слов  доктора, кроме того,  что  дела Ивана Николаевича, видно, плоховаты, вздохнул и спросил:

     — А что это он все про какого-то консультанта говорит?

     — Видел, наверно, кого-то, кто поразил его расстроенное воображение. А может быть, галлюцинировал...

     Через несколько минут грузовик уносил Рюхина в Москву. Светало, и  свет еще  не погашенных на шоссе  фонарей  был  уже  не нужен и  неприятен. Шофер злился  на то, что пропала ночь, гнал машину что  есть сил, и ее заносило на поворотах.

     Вот  и лес  отвалился,  остался где-то  сзади,  и река  ушла  куда-то в сторону,  навстречу  грузовику сыпалась разная  разность:  какие-то заборы с караульными будками и штабеля дров, высоченные столбы и какие-то мачты, а на мачтах нанизанные катушки,  груды щебня, земля, исполосованная каналами,  — словом, чувствовалось, что вот-вот она,  Москва, тут же, вон за поворотом, и сейчас навалится и охватит.

     Рюхина трясло и швыряло, КАКОЙ-ТО ОБРУБОК, на котором он поместился, то и дело пытался выскользнуть из-под него. Ресторанные ПОЛОТЕНЦА, подброшенные уехавшими ранее в  троллейбусе милиционером  и  пантелеем,  ездили  по  всей платформе. Рюхин пытался было их собрать, но, прошипев  почему-то со злобой: "Да ну  их  к черту! Что я, в самом деле, как дурак верчусь?.." — отшвырнул их ногой и перестал на них глядеть.

     Настроение духа у едущего было ужасно. Становилось ясным, что посещение ДОМА СКОРБИ оставило в нем тяжелейший  след. Рюхин старался понять, что  его терзает. Коридор с  синими лампами, прилипший  к памяти?  Мысль  о том,  что худшего несчастья, чем лишение разума, нет на свете? Да, да, конечно, и это. Но это — так ведь, общая мысль. А вот  есть что-то еще. Что же это? Обида, вот что. Да, да, обидные  слова, брошенные Бездомным прямо в лицо. И горе не в том, что они обидные, а в том, что в них заключается правда.

     Поэт  не глядел  уже по  сторонам, а,  уставившись в грязный трясущийся пол, стал что-то бормотать, ныть, глодая самого себя.

     Да, стихи... Ему — тридцать два года!  В самом деле, что же дальше? — И дальше он будет сочинять по нескольку стихотворений в год. — До старости?

— Да, до старости. — Что же  принесут ему эти стихотворения? Славу? "Какой вздор! Не обманывай-то хоть сам себя.  Никогда слава не  придет  к тому, кто сочиняет  дурные  стихи.  Отчего  они  дурные?  Правду,  правду  сказал!  — безжалостно обращался к самому себе  Рюхин, — не верю я ни во  что из того, что пишу!.."

     Отравленный взрывом неврастении, поэт покачнулся, пол под  ним перестал трястись. Рюхин поднял голову и увидел, что они уже в Москве и,  более того, что над Москвой  рассвет,  что облако подсвечено  золотом, что  грузовик его стоит,  застрявши  в колонне других  машин  у  поворота  на  бульвар, и  что близехонько от него стоит на постаменте металлический человек, чуть наклонив голову, и безразлично смотрит на бульвар.

     Какие-то странные мысли хлынули в голову заболевшему поэту. "Вот пример настоящей  удачливости...  — тут  Рюхин  встал во  весь  рост на  платформе грузовика  и руку поднял, нападая зачем-то на никого не трогающего чугунного человека, — какой бы  шаг он ни сделал в жизни, что бы  ни случилось с ним, все шло  ему на пользу, все  обращалось к его славе!  Но что он сделал? Я не понимаю... Что-нибудь особенное  есть в этих  словах:  "Буря  мглою..."?  Не понимаю!.. Повезло, повезло! — вдруг ядовито заключил Рюхин и почувствовал, что  грузовик  под  ним  шевельнулся,  —  СТРЕЛЯЛ,  СТРЕЛЯЛ  В  НЕГО   этот белогвардеец и РАЗДРОБИЛ БЕДРО и ОБЕСПЕЧИЛ БЕССМЕРТИЕ..."

     Колонна тронулась. Совершенно больной и даже постаревший  поэт не более чем через две минуты входил на веранду  Грибоедова. Она уже опустела. В углу допивала какая-то компания, и в центре ее  суетился  знакомый  конферансье в тюбетейке и с бокалом "Абрау" в руке.

     Рюхин,   обремененный    полотенцами,    был    встречен    Арчибальдом Арчибальдовичем очень приветливо и  тотчас избавлен от проклятых тряпок.  Не будь Рюхин так  истерзан в клинике и на грузовике,  он, наверно,  получил бы удовольствие, рассказывая о том, как все было в  лечебнице,  и  украшая этот рассказ выдуманными  подробностями. Но сейчас  ему было не до того, а  кроме того,  как  ни  мало  был  наблюдателен  Рюхин,  —  теперь,  после пытки  в грузовике, он впервые остро вгляделся в  лицо пирата и понял, что тот хоть и задает вопросы о Бездомном и даже восклицает "Ай-яй-яй!", но, по  сути дела, совершенно  равнодушен  к  судьбе Бездомного  и ничуть  его  не  жалеет.  "И молодец!  И правильно!"  — с  цинической,  самоуничтожающей злобой  подумал Рюхин и, оборвав рассказ о шизофрении, попросил:

     — Арчибальд Арчибальдович, водочки бы мне...

     Пират сделал сочувствующее лицо, шепнул:

     — Понимаю... сию минуту... — и махнул официанту.

     Через четверть часа Рюхин, в полном одиночестве, сидел, скорчившись над рыбцом, пил рюмку за рюмкой, понимая и  признавая, что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть.

     Поэт истратил свою ночь,  пока другие  пировали,  и теперь понимал, что вернуть ее нельзя. Стоило только поднять голову от лампы вверх к небу, чтобы понять, что ночь пропала безвозвратно".


****

Так кто же все-таки выстрелил первый? (Это глава "Извлечение мастера").

"— Вранье!

     — И интереснее всего в этом вранье то, — сказал Воланд, — что оно — вранье от первого до последнего слова.

     — Ах  так? Вранье?  — воскликнул кот, и все  подумали, что он  начнет протестовать, но он только тихо сказал: — История рассудит нас.

     — А скажите, — обратилась Марго, оживившаяся после водки, к Азазелло, — вы его застрелили, этого бывшего барона?

     — Натурально, — ответил Азазелло, —  как же его не  застрелить?  Его обязательно надо было застрелить.

     — Я так взволновалась! — воскликнула Маргарита, — это  случилось так неожиданно.

     — Ничего  в этом  нет неожиданного,  —  возразил Азазелло, а Коровьев завыл и заныл:

     — Как же не взволноваться?  У меня  у самого поджилки затряслись! Бух! Раз! Барон на бок!

     — Со мной едва истерика  не сделалась, — добавил кот, облизывая ложку с икрой.

     —  Вот что мне непонятно, — говорила Маргарита,  и золотые  искры  от хрусталя прыгали у нее в глазах, — неужели  снаружи не было слышно музыки и вообще грохота этого бала?

     — Конечно не было слышно, королева,  — объяснил Коровьев, — это надо делать так, чтобы не было слышно. Это поаккуратнее надо делать".


****

Может быть это о чем-то подскажет (это из главы "Пора! Пора!").

"Он стал присматриваться к  Азазелло и  убедился  в том, что в  глазах у того виднеется что-то  принужденное, какая-то  мысль, которую тот до поры до времени не выкладывает. "Он  не просто с визитом, а  появился он  с каким-то поручением", — думал мастер.

     Наблюдательность его ему не изменила.

     Выпив третью стопку коньяку, который на Азазелло не производил никакого действия, визитер заговорил так:

     — А уютный подвальчик, черт меня возьми! Один только вопрос возникает, ЧЕГО В НЕМ ДЕЛАТЬ, В ЭТОМ ПОДВАЛЬЧИКЕ?

     — Про то же самое я и говорю, — засмеявшись, ответил мастер.

     —  Зачем  вы  меня тревожите,  Азазелло?  —  спросила  Маргарита,  — как-нибудь!

     — Что вы, что вы, —  вскричал Азазелло, — я  и в  мыслях не имел вас тревожить. Я и сам говорю — как-нибудь. Да! Чуть не забыл, мессир передавал вам  привет,  а  также  велел  сказать,  что ПРИГЛАШАЕТ  ВАС  СДЕЛАТЬ С  НИМ небольшую ПРОГУЛКУ,  если,  конечно,  вы  пожелаете. Так  что  же  вы на это скажете?

     Маргарита под столом толкнула ногою мастера.

     —  С большим удовольствием,  — ответил мастер, изучая Азазелло, а тот продолжал:

     — Мы надеемся, что и Маргарита Николаевна не откажется от этого?

     — Я-то уж наверное не откажусь, — сказала Маргарита, и  опять ее нога проехалась по ноге мастера.

     —  Чудеснейшая  вещь!  —  воскликнул  Азазелло, —  вот  это я люблю. РАЗ-ДВА и ГОТОВО! Не то, что тогда в Александровском саду.

     — Ах,  не напоминайте мне, Азазелло! Я была глупа тогда.  Да, впрочем, меня и нельзя строго винить за это  — ведь не каждый же день встречаешься с нечистой силой!

     — Еще бы, — подтверждал Азазелло, — если бы каждый день, это было бы приятно!

     — Мне и самой нравится быстрота, — говорила Маргарита возбужденно, — нравится быстрота и нагота. КАК ИЗ МАУЗЕРА — РАЗ! Ах, КАК  ОН  СТРЕЛЯЕТ, — вскричала Маргарита, обращаясь к мастеру, — семерка  ПОД ПОДУШКОЙ,  и любое очко... — Маргарита начинала пьянеть, отчего глаза у нее разгорелись".

   
****

В следующей части я продолжу эту тему.