Стрела по имени Перселл

Снежана Пысларь
Вчера пересмотрела фильм-оперу «Дидона и Эней», снятый ВВС, и подумала: музыка Перселла – как стрела, которая может менять скорость своего полета, но никогда не изменит курса и всегда достигнет цели.

Перселл необычайно мощен как драматург. Даже  традиционные для барочной оперы вставные номера, «пролетая» через емкий, не обремененный ненужными деталями и красивостями сюжет, всегда бьют на конечный результат, позволяя слушателю пережить в воображении то, что случится через какие-нибудь несколько минут.

Музыка Перселла аристократична, избирательна, полна внутреннего достоинства и не создана на угоду публике. Перселл не станет подметать париком французский танцпол и не подменит высокую трагедию траурными маршами в до-мажоре. Никогда.

…Если бы речь зашла об опере будущего, я увидела бы ее в небольших по обьему, но емких по внутреннему содержанию мистериях перселловского типа, вроде «Дидоны».
И ничего, если сюжет и финал будут известны с самого начала. Ведь, зная сюжет Вергилия, никто не будет ожидать, что Дидона вдруг переиграет свое решение. Точно так же, как, слушая, например, мистерию «Семь слов Христа на кресте», никто не будет ожидать от толпы, что она вдруг НЕ воскликнет «Варрава»…

P.S. …"Она стояла
перед костром, который разожгли
под городской стеной ее солдаты,
и видела, как в мареве его,
дрожавшем между пламенем и дымом,
беззвучно рассыпался Карфаген.
Задолго до пророчества Катона"…

29.11.2019