Ленин и печник
«И видел очень далеко,
На много лет вперёд…»
Что-то из Ленинианы.
Немного о ФОПе. Факультете общественных профессии Работа на нём строилась таким образом, что институты нашего областного центра могли творчески состязаться не только внутри себя, между факультетами и направлениями, но и друг с другом в рамках ежегодных межвузовских конкурсных вечеров, а периодически проводимые региональные, республиканские фестивали и конкурсы открывали дальнейшую дорогу истинным дарованиям в Москву. Внутривузовские финалы приурочивались к празднику Великого Октября (7 ноября, если кто забыл), а межвузовские- к Дню рождения В.И. Ленина (22 апреля).
Именно к весне страсти накалялись донельзя.
Творческое соперничество, в основном, шло между тремя институтами нашего города, доверху переполненными талантами: медицинским, рыбным и педагогическим. Единственное профессиональное «творческое» учебное заведение «конса», - консерватория, странно, но была не конкурентоспособна.
Такую тягомотину из классики разводили на сцене, тоска!
Но в этот год, - 105-ой годовщины Ильича, - партийное руководство области поставило задачу местной культуре, так сказать «углубить, расширить и увековечить» на сцене Лениниану. Далее цитирую почти по памяти: «В советском искусстве ленинская тема занимает совершенно особое место. К ней обращаются деятели культуры разных поколений и национальных школ. Они стремятся запечатлеть революционный дух нашей эпохи, ее великие коммунистические идеалы. И именно в жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина — революционера и мыслителя, вождя международного пролетариата, основателя Коммунистической партии и Советского государства — творческая интеллигенция видит наиболее полное и концентрированное воплощение нашей эпохи».
Во как!
В общем, «конса», начинавшая творческий марафон, к дню рождения Ильича подготовила бомбу!
Чего от неё никто не ожидал.
И все мы припёрлись смотреть, чего на этих «кислых» вечерах вообще никогда не бывало.
То есть, почти полный зал!
Что это за «бомба», держалось в строжайшей тайне, и только на финальном конкурсном вечере, который по традиции проходил в местном ТЮЗе, мы и должны были увидеть шедевр, который изорвал бы в клочья наши надежды на призовое место.
И мы увидели…
Занавес долго не открывали.
Напряжение достигло апогея. и даже конкуренты, из числа сидящей в зале молодёжи и студенчества, несколько раз срывались на нервные аплодисменты. Верные служительницы Мельпомены – билетёрши, монументальные какие-то тётки, бдели у дверей огромного зала, и всем своим видом, как бы предупреждали: цыц! это вам не дискотека!! это храм искусства!!!
Одна из них в охранительном угаре даже пришла с собачкой, знаете, крохотным таким пинчером с вечно слезящимися выпученными базедовыми глазками и трясущимися ножками. И на самом верху зала, у входа в бельэтаж, посадила его в кресло, предусмотрительно, чтоб не сбежал, привязав поводок к подлокотнику.
Наконец занавес зашевелился, в нём образовалась щель, пропустившая на сцену дородную матрону неопределённого возраста, которая брезгливо поджав губы отчеканила:
«Ленин и печник».
Оратория.
Исполняют студенты и преподаватели государственной консерватории».
Не смотря на угрозу, зал робко зааплодировал.
Да-а, - подумалось, - беспроигрышный вариант, сразу «быка за рога». Вот как нужно начинать!…
Между тем занавес поплыл, явив зрителям огромный, человек в семьдесят, хор, стоящий на высоченном, трёхъярусном постаменте. Хор, по идее, должен был изображать народ (и наши подозрения вскоре подтвердились). Довольно плотного телосложения женщины, как бы, «бабы» - были экипированы в сарафаны до пят и высокие кокошники. «Мужикам», для дородности что-то подвязали под длинные сатиновые рубахи, подпоясанные, как положено, верёвочными поясками. Все они, как на подбор, были чернявые и завито-кудрявые, с привязанными к подбородку диковатыми бородами. Гримёры явно переборщили с румянами и «мужики» издалека сильно смахивали на цыган-конокрадов. В общем, сцена должна была являть сытость и благополучие трудового крестьянства.
Раздался нарастающий грохот, и компания ржущих молодых людей выкатила на авансцену огромный черный рояль «Bluthner».
Заиграла музыка.
На сцену без предупреждения ворвался Печник (родной клон конокрадов) и не замедляя шага, что-то запел, не попадая в ноты.
Всякий уважающий себя человек должен знать о чем идёт речь в произведении (очень хорошего!) советского поэта Александра Твардовского, где повествование ведётся от имени участника незабываемой, фантастической встречи с тем, который «живее всех живых» - с Лениным. В результате, у представителя народа, – столбняк, природа которого уже подробно исследована в фильме Сергея Юткевича «Человек с ружьём», где солдат Иван Щадрин в течение всего экранного времени приходит в себя от счастья встречи с Вождём.
Когда зал пришёл в себя от неожиданного появления Печника, и зрители начали разбирать некоторые слова, до меня донесся речитатив, который я не читал в оригинальном тексте, что-то вроде: «Я пришёл и увидел его! Кого? Да того самого верного, самого близкого, самого родного человечного человека, знающего всё про нас, вобравшего в себя всех нас, защитившего нас от вас и работающего за нас…»
И всё это глиссандо от низких нот к самым верхним - по восходящей!
И, когда голос певца, как работающая на максимальных оборотах бензопила готов был уже сорваться в фальцет, хор, отвечая Печнику, удивлённо взревел: «Ленин?!».
А тот опять за своё, по нарастающей.
И опять невежды в хоре засомневались: «Ленин??»
Повторение – мать учения.
Когда участники действа пошли по третьему кругу, казалось, барабанные перепонки уже не выдержат. В самый кульминационный момент, когда Печник закончил свои глупые вопросы на самой высокой ноте, а хор, начал набирать воздух в лёгкие, чтобы ответить бестолковому – в односекундной гробовой тишине раздалось:
«У-у-у-у-у. Вау - ау – ау»
И опять.
«У-у-у-у-у.»
Пинчер.
Собака!
Забытый хозяйкой пёс украсил ораторию ярким контрапунктом.
Зал взорвался.
Хор начал разваливаться, как карточный домик. Первыми рухнули тенора, за ними посыпались баритоны и басы. Рыдая от смеха люди падали с постамента и расползались кто-куда по кулисам.
Никогда в жизни больше не слышал таких громовых аплодисментов!