Честь на крови

Шели Шрайман
...Увы, но против кровной мести любые законы пасуют. Равно, как и против рьяных защитников семейной чести. Как и в старину, положить конец кровавым разборкам может только древний обычай – «сульха» - перемирие сторон. Есть надежда, что подобное когда-нибудь произойдет и в Лоде, где на протяжении многих лет продолжается война семейных кланов. Во всяком случае, уже предпринимаются определенные шаги, чтобы совершить между ними обряд «сульхи».

Торговец из Рамле Мухаммад (имя по его просьбе изменено) представляет семейный род, большая часть которого находится за пределами Израиля – в Иордании и Шхеме, и насчитывающий около трех тысяч человек. Именно от Мухамада я узнала о том, что готовится «сульха» - представители его рода, и в том числе он сам – должны будут выступать на этом процессе в качестве примиряющей стороны.

- За последние полвека ситуация в арабском мире очень изменилась. Раньше дом для замужней женщины был своего рода тюрьмой: она не покидала его пределов, ей нельзя было показывать гостям свое лицо, запрещалось учиться и работать. Сейчас наши жены ведут такой же образ жизни, как и другие женщины: они могут учиться, работать, покидать дом когда захотят, - говорит Мухаммад. – Я, как представитель нового поколения, считаю недопустимым решать проблему семейной чести убийством.  Всегда можно найти какое-то более цивлизованное решение: развестись, отправить жену к ее родителям. Если же речь идет о согрешившей до брака дочери, ее можно выдать замуж, или отдалить ее от семьи, отправив к родственникам в другую страну. Сторонники старых методов, убежденные, что семейную честь можно смыть только кровью, не думают о том, что когда происходит убийство, все начинают обсуждать происшедшее, женщину, которая согрешила, ее мужа, их родню. В то время, как если бы проблема была решена более цивилизованно, без излишней огласки, о случившемся знали бы только члены семьи. Такого мнения придерживаются многие представители молодого поколения, но наши старики, чье влияние на арабскую общину очень велико, держатся за старые обычаи. Мне кажется, что когда молодые парни убивают своих сестер, запятнавших семейную честь, они делают это больше из страха перед мнением авторитетных старейшин, а на самом деле сожалеют о содеянном, в чем не хотят признаться даже себе. Разве тот же брат не может поговорить с сестрой наедине, чтобы она все ему рассказала, после чего семья может найти более приемлемое решение, чем убийство?

- А как бы решал эту проблему ты, если бы черту перешла твоя жена, или дочь?

- С женой я бы просто развелся и отправил ее к родителям – пусть они решают ее дальнейшую судьбу. А если бы подобное совершила до брака моя дочь, я отправил бы ее за границу к родне, или постарался выдать без излишней огласки замуж по договоренности с семьей жениха. Конечно, подобное может случиться в любой семье, никто не застрахован. Тут все зависит от воспитания детей, от отношений между супругами. Если согрешила незамужняя девушка, отношение к ее поступку не такое суровое, как если бы согрешила замужняя женщина. В современном мире очень много соблазнов, трудно уберечь от них детей, у которых еще нет жизненного опыта. Именно по этой причине я предпочитаю выдать замуж своих дочерей пораньше – в 16 лет, что противоречит израильским законам, но вполне соответствует законам ислама, разрешающим выдавать девушку замуж с 14 лет.
 
Хочу еще раз повторить то, с чего начал: я считаю убийство недопустимым методом для решения проблемы семейной чести, - говорит Мухаммад. – Мы, представители молодого поколения арабской общины, стараемся этому противостоять, но при этом не переходим неких рамок, потому что наши старейшины могут посчитать нас изгоями и объявить войну уже нам. Но, между прочим, ислам запрещает подобные самосуды. Судьбу женщины в подобном случае решает государство, которое судит ее по законам шариата, и требует показаний четырех свидетелей, доказывающих ее вину.

...Владелец гаража Ахмад (имя по его просьбе изменено), истовый мусульманин: в углу его гаража – молитвенный коврик, на который он опускается несколько раз в день, заслышав муэдзина. У Ахмада шесть детей и уже есть внуки.

- В Израиле законы шариата не действуют, - говорит он. – Поэтому время от времени происходят самосуды, когда члены семьи пытаются защитить свою честь, убивая женщину, их опозорившую. Я противник убийства: ислам запрещает мусульманам решать проблему чести таким образом. Но грех, о котором идет речь – самый тяжелый. Женщина, изменившая мужу, наносит страшный удар по его самолюбию, предает не только его, но и обе семьи – мужа, его родителей и своих, которые благословили их на брак. Она предает собственных детей.

- Ну а если жена больше не любит мужа? Полюбила другого человека?

- Она должна сказать об этом мужу, но не прелюбодействовать за его спиной. Тогда он разведется с ней и отправит к родителям, которые решат ее дальнейшую судьбу. Но это уже не проблема мужа. У мусульман нет на этот счет двояких толкований. Если женщина выходит замуж, она должна быть верна мужу. Это где-нибудь в Европе часто даже не могут разобраться, кто отец ребенка...

- Как бы поступил ты в случае, если бы подобное произошло в твоей семье?

- С женой бы развелся, а если бы подобное сотворила моя замужняя дочь... – делает характерный жест, проводя ребром ладони по шее, что так же не оставляет двояких толкований, как и произнесенные им слова.

- Известно, что в странах, где действуют законы шариата, с изменницами разговор короткий, - говорю я Ахмаду, - их побивают камнями.

- А вот тут ты ошибаешься, - неожиданно возражает Ахмад. – Нужно еще доказать факт супружеской измены. Не так, что кто-то пришел о сказал подобное о женщине, и ее сразу казнят... Она либо сама должна четырехкратно признаться в присутствии судей в том, что согрешила, либо факт прелюбодеяния должны подтвердить четверо свидетелей, причем, авторитетных. Их авторитетность, в свою очередь,  должны подвердить другие свидетели. Потому что за лжесвидетельство тоже предусмотрено телесное наказание.

...Напоследок, приведу любопытные факты, выловленные в электронных средствах массовой информации и на мусульманских форумах, возможно, они добавят к уже сказанному некие штрихи:

«В Иордании уголовный кодекс освобождает того, кто убил любую свою родственницу, застигнутую в момент супружеской измены, от наказания за убийство, в отличие от всех других случаев, связанных с убийством»; «в Объединенных арабских эмиратах и у арабов-бедуинов предусмотрен денежный выкуп за убийство, после чего заключается «сульха» (перемирие сторон); «считается, что в случае побития камнями (причем, определенного размера) за физическую измену человеку уже не придется отвечать за этот тяжелейший грех («зина») на том свете. Иные прелюбодеи сами просят, чтобы их наказали при жизни, опасаясь высшего суда»; «по законам шариата, наказание предусмотрено в случае, если четыре доверенных человека засвидетельствовали сам половой акт, а совершивший прелюбодеяние находится или находился в законном браке. Признание прелюбодея, повторенное перед судом четырежды, приравнивается к показаниям четырех свидетелей»; «забиванию камнями подлежат не все прелюбодеи без исключения. Шариат оперирует в этой связи двумя понятиями: «бикр» и «мухсан». «Бикром» (девственником) признается человек, еще не состоявший в браке. После же вступления в законный брак он считается «мухсаном», и в случае совершения блуда наказывается смертной казнью. Казнить прелюбодея можно только по приговору суда верховной власти, требующего наличия четырех справедливых свидетелей».

Иллюстрация из Интернета;;
 ;