После венчания...

Эльвира Гусева
Продолжая знакомиться с творчеством художника второй половины 19 века Фирса Журавлёва, я обнаружила интересную, на мой взгляд, картину «После венчания». Понятно, что автор пишет её  в продолжение темы неравных браков, которая  присутствует  в творчестве многих его современников, но я углядела в ней ещё и продолжение предыдущей картины, о которой рассказала  в прошлый раз.

Перейдём от картины «Перед венцом» к следующему, не менее интересному и драматичному полотну Фирса Журавлёва «После венчания».

Создаётся ощущение, что перед нами та же невеста в свадебном наряде. Изумительное платье струится прозрачными волнами, украшенное нежными цветами. На стуле небрежно брошены те самые съёмные детали свадебного платья, которые надевались на момент венчания в церкви, дабы прикрыть шею, декольте, руки, как и требовалось. Тончайшая фата, словно лёгкое облако взлетело за её спиной, дорогие украшения  и полная драматизма поза. Прикрывая рукой глаза, невеста пытается скрыть свои слёзы.

Направляя на неё основной свет, художник стремится показать страдания.  Они во всём: отрешённой позе, закрытых глазах, руках.  Кажется, он и сам сочувствует этой молодой особе, проявляя к ней добрые чувства сожаления.

Закончились свадебные торжества, но счастья они не принесли. Девушка находится в шоковом состоянии, она   глубоко переживает случившееся, понимает, что судьба её решена и назад пути нет.

Ей предстоит первая брачная ночь с нелюбимым мужем, который намного старше её. А вот и он показался в дверях.  Едва освещённая фигура новоиспечённого мужа, представленного художником, полна тайн и загадок. Никто пока не знает, каков он, кроме того, что теперь он – хозяин этой красавицы.

Судьба юной избранницы полностью в его власти.  Очень часто такой престарелый муж  окружал её  заботой и вниманием.  Одевал в самые дорогие наряды, дарил дорогостоящие золотые украшения с драгоценными камнями, и это неслучайно.  Тем самым он хотел повысить свою репутацию в обществе.  Как дорогую куклу, вывозил её в свет, вызывая  всеобщее восхищение  и зависть, чем несказанно гордился  и радовался.

Возможен был так же совершенно иной вариант. Тяжело приходилось юной жене, если старик - муж оказывался ревнивцем и тираном. Он мог спрятать её от общества, заставить чуть ли не каждый год рожать детей, которыми распоряжался по своему усмотрению. Мог даже отдать на воспитание кому – либо из родственников – всё было в его власти.

Мнение, что только бедных барышень ожидала такая судьба вовсе неверно. Собственностью мужа могла стать даже богатая невеста при условии, что такой брак был выгоден её отцу и заключён, как сделка.

Вернёмся от рассуждений к картине. Перед нами молодая красивая женщина после свершившегося венчания. Она тяжело переживает, понимая то положение, в котором оказалась по воле своей судьбы. Пока она не знает, как всё сложится, каким окажется её муж: злодеем – тираном или фанатичным любовником, сказать трудно.

Осознавая своё положение, красавица знает лишь одно, что она должна смириться со всем, что предстоит впереди, и выбора у неё нет. С нелюбимым мужем придётся провести всю жизнь.  От его власти может избавить только смерть супруга, после которой молодая жена обретёт полную свободу и все наследственные права. Только таким может быть выход из данной ситуации.

Оставшись молодой вдовой со связями и богатством, она может выйти замуж за человека, которого полюбит. Если Бог подарит ей такую возможность, то она ещё может наверстать упущенное и стать счастливой. Всё это вполне может произойти позже.

А сейчас ей предстоит жить с нелюбимым мужем, которому безразличны её страдания и переживания, она в его полной власти. Он уверен в себе, потому что сказочно богат, а  богатство даёт ему все возможности овладения ею.

На картине изображён момент страдания молодой жены того престарелого человека, который уже приоткрыл дверь, входит в опочивальню, предвкушая все прелести первой брачной ночи с нею.

Нам остаётся ей только посочувствовать и пожелать в скором времени выйти замуж по любви…