Продолжая знакомиться с творчеством художника второй половины 19 века Фирса Журавлёва, я обнаружила интересную, на мой взгляд, картину «После венчания». Понятно, что автор пишет её в продолжение темы неравных браков, которая присутствует в творчестве многих его современников, но я углядела в ней ещё и продолжение предыдущей картины, о которой рассказала в прошлый раз.
Перейдём от картины «Перед венцом» к следующему, не менее интересному и драматичному полотну Фирса Журавлёва «После венчания».
Создаётся ощущение, что перед нами та же невеста в свадебном наряде. Изумительное платье струится прозрачными волнами, украшенное нежными цветами. На стуле небрежно брошены те самые съёмные детали свадебного платья, которые надевались на момент венчания в церкви, дабы прикрыть шею, декольте, руки, как и требовалось. Тончайшая фата, словно лёгкое облако взлетело за её спиной, дорогие украшения и полная драматизма поза. Прикрывая рукой глаза, невеста пытается скрыть свои слёзы.
Направляя на неё основной свет, художник стремится показать страдания. Они во всём: отрешённой позе, закрытых глазах, руках. Кажется, он и сам сочувствует этой молодой особе, проявляя к ней добрые чувства сожаления.
Закончились свадебные торжества, но счастья они не принесли. Девушка находится в шоковом состоянии, она глубоко переживает случившееся, понимает, что судьба её решена и назад пути нет.
Ей предстоит первая брачная ночь с нелюбимым мужем, который намного старше её. А вот и он показался в дверях. Едва освещённая фигура новоиспечённого мужа, представленного художником, полна тайн и загадок. Никто пока не знает, каков он, кроме того, что теперь он – хозяин этой красавицы.
Судьба юной избранницы полностью в его власти. Очень часто такой престарелый муж окружал её заботой и вниманием. Одевал в самые дорогие наряды, дарил дорогостоящие золотые украшения с драгоценными камнями, и это неслучайно. Тем самым он хотел повысить свою репутацию в обществе. Как дорогую куклу, вывозил её в свет, вызывая всеобщее восхищение и зависть, чем несказанно гордился и радовался.
Возможен был так же совершенно иной вариант. Тяжело приходилось юной жене, если старик - муж оказывался ревнивцем и тираном. Он мог спрятать её от общества, заставить чуть ли не каждый год рожать детей, которыми распоряжался по своему усмотрению. Мог даже отдать на воспитание кому – либо из родственников – всё было в его власти.
Мнение, что только бедных барышень ожидала такая судьба вовсе неверно. Собственностью мужа могла стать даже богатая невеста при условии, что такой брак был выгоден её отцу и заключён, как сделка.
Вернёмся от рассуждений к картине. Перед нами молодая красивая женщина после свершившегося венчания. Она тяжело переживает, понимая то положение, в котором оказалась по воле своей судьбы. Пока она не знает, как всё сложится, каким окажется её муж: злодеем – тираном или фанатичным любовником, сказать трудно.
Осознавая своё положение, красавица знает лишь одно, что она должна смириться со всем, что предстоит впереди, и выбора у неё нет. С нелюбимым мужем придётся провести всю жизнь. От его власти может избавить только смерть супруга, после которой молодая жена обретёт полную свободу и все наследственные права. Только таким может быть выход из данной ситуации.
Оставшись молодой вдовой со связями и богатством, она может выйти замуж за человека, которого полюбит. Если Бог подарит ей такую возможность, то она ещё может наверстать упущенное и стать счастливой. Всё это вполне может произойти позже.
А сейчас ей предстоит жить с нелюбимым мужем, которому безразличны её страдания и переживания, она в его полной власти. Он уверен в себе, потому что сказочно богат, а богатство даёт ему все возможности овладения ею.
На картине изображён момент страдания молодой жены того престарелого человека, который уже приоткрыл дверь, входит в опочивальню, предвкушая все прелести первой брачной ночи с нею.
Нам остаётся ей только посочувствовать и пожелать в скором времени выйти замуж по любви…