Мои воспоминания о Николае Ивановиче Бехе

Юрий Кондратов
    Встречаясь с хорошими людьми даже на короткое время, память хранит тепло встреч, а если еще эти люди были судьбоносными для тебя, то хочется рассказать о них, поделившись воспоминаниями. Пишу что помню и излагаю свои ощущения, потому  что с этим человеком напрямую общаться почти не пришлось по причине разного служебного положения.
 БЕХ Николай Иванович 02.01.1946 - 03.04.2021гг,
Родился 02.01.1946, г. Коростень Житомирской обл. Украинской ССР - инженер-металлург, директор литейного завода (1980-84), президент – генеральный директор АО “КамАЗ” (1987–97), доктор технических наук (1995), профессор (1996), лауреат Государственной премии РФ (2003).

С Николаем Ивановичем встретился в июле 1973 на ВАЗе где будучи электромонтером  проходил стажировку от Литейного завода (ЛЗ) КамАЗа, тогда он работал начальником бюро в Металлургическом производстве (МП), а  в 1975 он  уже Главный инженер МП ВАЗа.
Последующая встреча произошла уже в 1979 году, работал я в то время инженером  отдела на Литейном заводе КамАЗ.
1979 год для Литейного завода  оказался сложным, уже принята и запущена вторая очередь всего КамАЗа, а Литейный тормозит работу главного конвейера недостатком своей продукции. Причина - большой  процент брака и простои  оборудования.  Для анализа и исправления ситуации на ЛЗ в  конце 1979 прибыла группа специалистов с Металлургического производства ВАЗа (Николай Бех в составе группы).

 Решение  принималось министром Автомобильной промышленности ВН  Поляковым - бывшем директоре ВАЗа.  Результатом работы комиссии стал намеченный комплекс  организационно технических мероприятий. И уже с января 1980г на ЛЗ  сменился весь командный состав.

 Во главе Литейного завода стал 33-летний Бех НИ, а на ключевые посты назначены работники ВАЗа.  Главной  заслугой работы команды НИ Беха считаю, что для выполнение задач был замечен рабочий человек и мобилизован коллектив  через систему оплаты и социальные условия труда и отдыха.

За короткое время очистили завод от завалов, накопившихся еще с времен  монтажа, в АБК открыли медпункты и зубной кабинет, комнаты гигиены для  женщин и эмоциональной  разгрузки, сауны в душевых и несколько бассейнов, спортивный комплекс. Облагородили территорию и провели её ограждение   

Разработали и внедрили выпуск отливок из высокопрочного чугуна, что заметно снизило брак. Подняли престиж  инструментальщика и ремонтника.
В летний период для детей работников организовывали пионер лагеря сначала в здании школы д. Шильна, затем на юге  под Таманью.

В 1984г Н.И. перевели директором на строящийся завод тракторов в Елабугу, однако уже в 1987-м его вернули на КамАЗ Генеральным директором. В годы правления Беха Н.И. завод достиг максимальной  производительности, только задумайтесь в 1988 г из ворот завода выходили каждые сутки почти по 500 собранных автомобилей. Пятьсот! авто  разъезжалось по всей огромной территории Советского Союза ежедневно !!!
В 1990 г произошло акционирование "Камаза". Согласно Постановлению СМ СССР от 25 июля 1990 года, 51% акций ПО "КамАЗ" принадлежит государству в лице Минавтосельхозмаша СССР (38%) и правительства Татарстана (13%), а 49% — самому объединению, а 14 апреля 1993г на заводе Двигателей произошел пожар, ставший настоящей трагедией и наступили тяжелые времена по восстановлению завода.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)29 августа 1995 года выделил КамАЗу $100 млн в качестве кредита под залог всего  имущества, а также земельных участков автозавода, запасов сырья и всей выпускаемой продукции. Этими условиями ЕБРР воспользовался в 1997 г, когда КамАЗ объявил, что не может вернуть деньги, и предложил погасить долг акциями. ЕБРР потребовал денег, а не акции. Дело дошло до судебного разбирательства в Лондоне, но КамАЗ подал встречный иск к банку, в котором настаивал на аннулировании залоговых обязательств, ущемляющих права других кредиторов.
Руководству республики Татарстан нужен был контроль за всеми активами , что и было сделано в 1997г, кроме этого в том же году руководство республики меняет председателя совета директоров КамАЗа.  В течение полутора лет НИ Бех возглавлял совет директоров компании, а затем его сменил вице-премьер РТ Равиль Муратов. Бех говорил, что выбор кандидатуры стал для него неожиданностью и Николай Иванович прощается с заводом КамАЗ.

Бех о пожаре 14 апреля 1993г на заводе Двигателей КамАЗа (из интервью - опубликовано в печати)..
"- Сейчас, с течением лет, возвращаясь мыслями в то время, вы допускаете, что это была чья-то злая воля?
- Я вам так скажу. С главным пожарным мы создали макет конструкции завода двигателей практически в натуральную величину и пытались поджечь разными способами (есть большой отчёт по этому поводу). Получилось только при помощи термитных шашек. Много было тогда всего в тот период, и группы людей, требовавшие, чтобы им давали двигатели на реализацию, и много всяких проявлений… которые именно надо было не раздувать, а потушить. Что, в общем, и делалось в республике.
- Сейчас многие факты в истории расследуются заново. Вы не хотели бы поднять это дело?
- И что, кому помогло, в чём? Если бы это действительно становилось наукой для других! На ВАЗе тоже ведь был пожар, ещё раньше. Потом меры по усовершенствованию конструкции кровли, конечно, были приняты и на других заводах. На «КАМАЗе» тоже детально проанализировали. Остановились на том, что это был взрыв трансформатора. Многое значил, повторюсь, и тот факт, что никто не погиб.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы КАМАЗа на рынке сегодня?
— Лично я выдвигал свои предложения. Допустим, литейный завод. Самое главное достижение КАМАЗа. Там колоссальные мощности. Он может производить 416 тысяч тонн чугуна, 90 тысяч тонн стали, 56 тысяч тонн цветного литья, точное стальное литье. Под миллион жидкого металла. Столько КАМАЗу не надо. Я говорил руководству КАМАЗа: «Сегодня у вас председатель совета директоров — Чемезов, у него 800 заводов. Сделайте литейный завод самостоятельным, чтобы он был для всех. Его можно полностью загрузить, а стоимость литья  уменьшить в два раза. Так можно восстановить завод». Но пока это не реализуется.
— А когда вы это обсуждали с руководством КАМАЗа?
— Года два назад, когда они думали, что делать с литейным. Хотели даже закрыть его, а литейное производство развернуть на базе кузнечного завода. Но мы доказали, что это абсурд, что литейное оборудование и производство устроены совершенно по-другому. Там должны быть другие корпуса, тяжело нагруженные, там должны быть металлические колонны, верхняя разводка металла. Все это невозможно сделать в корпусе кузнечного завода. Со мной согласились, хотя мое предложение не получило развития. Но я думаю, к этому все равно придут, потому что это уникальный завод. Он номер один в стране по литейному производству. Его надо модернизировать."