Кузнецы божественные

Вячеслав Горчаков Тула
Тула могла бы создать Всероссийский музей кузнечного дела. Началом музейной коллекции могут стать фонды бывшего музея «Тульский металл». Путешествие в глубь веков по галерее легендарных кузнецов можно начать с Левши. Экземпляр малого Левши для музея уже есть возле Машзавода. А в городе нужен более монументальный Левша.

Следующим экспонатом может стать, например,  «Гефест», готовое произведение тульского скульптора Юрия Уваркина, сработанный более двадцати лет назад и до сих пор не воплощённый в металле. В Туле это не только греческий бог огня. Кузнец на наковальне – это образ мыслящего творца. Все помнят, что Гефест приковал к скале Прометея за украденный для людей огонь. Но Гефест по заданию Зевса сотворил ещё и первую глиняную модель женщины. И не его вина, что одухотворённая богами модель получила имя Пандора.

Достойное место в кузнечном музее должен занять языческий бог Тор. С него древние греки списали образ Гефеста, а скандинавы в своей мифологии сделали его богом-громовержцем, защитником людей и богов от великанов и чудовищ. Совпадения сюжетов в греческой и скандинавской мифологии не случайны. У греков Гефест был сыном главного бога Зевса и Геры. У скандинавов Тор был сыном верховного бога Одина и Ёрд.

Поскольку скифская культура древнее греческой, то прототипом Гефеста и Тора мог быть скифский бог Таргитай, якобы скифский сын Зевса, прародитель скифского человечества.

Похоже, что Зевс «ковал» сыновей для многих разных народов. Так в кельтской мифологии появился сын Зевса  Таранис, имя которого переводится как «Громовник».
И Таргитай, и Таранис должны воплотиться в скульптурные образы и экспонаты кузнечного музея. Если, конечно, Тула захочет брендироваться как кузнечная столица России.