За карасями

Игорь Пономарев
         После Нового года командировка привела меня в поселок городского типа  Солнечный.   Горбачевская антиалкогольная компания была в разгаре. Знакомый, Борис позвал меня за компанию съездить за карасями. Сначала я не понял, стояла зима, какие могут быть караси. Но мне объяснили, что на озере Эморон работает заготовительная нанайская артель, которая специализируется на зимней ловле карасей. «Поехали, не пожалеешь»! Убеждал меня товарищ. По молодости я, был склонен к авантюрам и приключениям, поэтому согласился быстро. Ехать пришлось на гусеничном вездеходе, но не обычном, а каком-то усеченным, довольно коротким похожим на пикап, только на гусеницах. Оказалось это один из вездеходов, брошенных строителями БАМа. По Байкало  - Амурской - Магистрали было много брошено разной техники военными строителями, там она бесхозно ржавела и превращалась в груду ржавого металлолома. Местные умельцы, пользовались бесхозностью и часто экспроприировали  брошенный агрегат, а затем, успешно его отремонтировав, использовали по своему усмотрению. Делалось все это негласно, и такая техника нигде не регистрировалась, и использовалась только в тайге. Вот на нем мы и поехали.  Приехав на стан рыболовецкой бригады, меня поразили своеобразные поленницы, сложенные из карасей. Карась был крупный, с золотистой чешуей, размером с пять копеек. Я таких и не встречал, хотя и сам вырос на одной из крупных рек Дальнего Востока. К нам подошел одетый в полушубок нанаец. Знакомый обратился к нему:
  - Нельзя ли у вас рыбкой поживиться? -  На что местный ответил: - Не знаю, это надо с бригадиром говорить.               
   –  Да ты  не сомневайся, у нас спирт есть, поделимся! -  Раскрыл карты товарищ.
- Это хорошо,- ответил абориген. – Тогда идемте в контору, я провожу. –
Контора представляла собой обычный, рубленый дом с низким потолком. Одна половина использовалась под снасти, другая приспособленная для жилья. Разделяла части дома добротная кирпичная печь, которая топилась.  На улице было около минус сорока градусов.
- Так, это, а где бригадир?- Задал вопрос мой знакомый.
- Как где, я бригадир! – Быстро нашелся  сопровождавший нас нанаец.
-Да! – Удивился  мой напарник: - Ладно,  тогда надо бы малость перекусить, ты бригадир не против? –
- Я, чо, я всегда за! – затараторил бригадир: - Можно я своего зама приглашу? Остальные рыбаки в село уехали.
- Давай.  Бригадир через дверь, соединяющие комнаты, позвал какого-то Ваську, который тут же появился в жилой части и сразу начал суетится. Смахнул с деревянного стола, покрытого клеенкой, объедки, достал чайник с холодной водой.  Мы выставили на стол пол-литровую медицинскую банку со спиртом, две банки тушенки, булку хлеба. Недостающий реквизит,  в виде граненых стаканов и ложек, быстро на стол достал Васька.
- Бригадир, тебе спирт разводить? – спросил Борис.
- Зачем? – последовал ответ бригадира – Я, че не мужик штоли!
- Тогда ладно. – Присаживайтесь, пригласил напарник, наливая спирт по стаканам. Нам он налил на донышке, а хозяевам чуть больше полстакана, мотивируя тем, что нам надо разбавлять. Хозяевам видно понравилась такая разливка  спирта.  Борис долил наши стаканы водой, сравняв их с хозяйскими.
- Ну за встречу! – Произнес Борис.
- Ага, давайте! – Радостно отозвался бригадир. Выпили. Нанайцы стойко употребили  свои порции, крякнули, занюхали хлебом.
- Ну, что еще по одной?- Обратился Борис к окружающим.
 Нанайцы дружно закивали головами. Повторили по тому же сценарию. Хозяева спешно закурили сигареты «Прима», от наших «Радопи» с фильтром отказались.
 -  Так, че вы к нам пожаловали? – Спросил бригадир.
- Да нам бы рыбки немного. – Заискивающе произнес Борис.
- Это моно. – Подтвердил бригадир: - Токо, мороженной!
- Наливай! – Кивнул мне Борис. Я, по тому же принципу разлил по стаканам. Нанайцев видать стало «забирать», они раскраснелись, координация явно нарушилась.
- Это, а спирт еще есть? – Задал вопрос бригадир.
- Есть! – дружно ответили мы.
- Это хорошо! Его надо мне в сейф переложить!
- Не вопрос. -  Ответил Борис. Одну поллитровку, мы выставили на стол, типа будем еще пить, а другую бригадир убрал к себе в «сейф», представляющий собой деревянный ящик, обшитый железом с дверкой и навесным замком. Ключ он отдал Ваське, похоже,  у него был опыт потери  ключа по пьяни.  Начало смеркаться, мы опять разлили спирт по стаканам, попросив, что бы бригадир,  показал,  где брать рыбу и сколько. На что бригадир отправил Ваську с Борисом, что бы один показал, а другой загрузил. Пока они ходили, мы с бригадиром оприходовали свои порции спирта. Бригадир начал доходить до кондиции.
- А че вам карась? Я еще вам щуки добавлю! Где Васька? Пусть щуку покажет!
В это время вернулись Борис с Васькой, бригадир, показывая свою широту души, начал  навязывать щуку. На что Борис, подмигивая мне, отказался, наливая в пустой стакан бригадира. Опять все, кроме меня выпили. Борис с Васькой закурили. Бригадир пытался тоже закурить, но у него спички не зажигались. Изломав несколько штук, так и не прикурив, он отобрал у Васьки не докуренный бычок,  пытался курить, качаясь на табуретке. Это ему плохо удавалось, наконец, он свалился с табуретки. Его доверенное лицо Васька, взял его подмышки и потащил за занавеску, где были нары, на которых ночевали рыбаки. Мы с Борисом переглянулись. Вышел Васька, мы ему сообщили,  что поехали обратно, так как держать двигатель вездехода работающим всю ночь не можем, горючего не хватит, а если остановить, утром не заведем - мороз. На столе еще оставалась половина  медицинской слянки со спиртом. Наверное, по этому, Васька согласился. Мы быстро собрались, загрузились в вездеход и отправились в обратный путь. Я, поинтересовался у Бориса, а что ночевать не остались, у нас были с собой спальные мешки, поутру бы и поехали. На что Борис ответил: «Поехали бы, но без рыбы. Бригадир  малость бы очухался и забрал всю рыбу обратно, это он пока пьяный добрый и щедрый! Мы и так не злоупотребляем, за полтора литра спирта, нам  его рабочие весь бы кузов завалили карасем, а мы взяли десятка два».  Без приключений, мы  вернулись домой с мороженым карасем.  Потом мне долго еще вспоминалась эта поездка и гостеприимство нанайцев.