Дача в Мартышкино и Ломоносов

Виктор Кутуркин
         Мартышкино - дачный поселок  /одноименная ж/д станция/ в 38 км от центра Петербурга и в 2 км от Ломоносова / до 1948 года Ораниенбаум/. 
        Следуя старой ленинградской традиции, мама вывозила нас с сестрой на лето за город.  Так летом 1960 года мы оказались в Мартышкино.  Дача, в которой  поселилась наша семья, представляла собой небольшой одноэтажный деревянный дом, в котором мы снимали мансарду.   Участок, размерами соток десять, располагался аккурат между Приморским шоссе / Морской улицей/  и  берегом Финского залива в  сотне метров от ж/д переезда.  К своим тринадцати годам я уже довольно прилично плавал и не мог нарадоваться возможности плавать до посинения.  Хотя купаться можно было прямо за участком -  здесь была небольшая полоска песка и мелкий заход в воду, я предпочитал ходить к ж/д переезду.  Когда-то   здесь была военная часть, после которой на берегу громоздились бетонные плиты, с которых можно было сразу нырять в воду,  однако, чаще всего я отправлялся на мостки у спасательной  станции .  А  чуть дальше, за бензоколонкой, если пройти по шоссе к Лютеранской кирхе и еще метров пятьсот от футбольного поля, то можно оказаться на широком песчаном пляже.  У хозяина была лодка, которую я иногда с его разрешения брал и ловил рыбу в камышах.  В соседнем с нами большом доме под номером 16, проживало несколько семей с детьми, с которыми я быстро подружился.  К моему огромному удовольствию, у соседей имелся стол для настольного тенниса  и размечена волейбольная площадка.  Если к вышеизложенному прибавить велосипедные прогулки, то могу констатировать, что у меня были идеальные условия для отдыха.   А самое главное заключалось в том, что именно здесь, в Мартышкино, я смог оценить всю прелесть велосипедных прогулок!
        Известно, что  Ломоносов - единственный пригород Петербурга,  не подвергшийся разрушению во время Великой Отечественной войны.  Крепость Кронштадт и легендарные форты не пустили гитлеровцев на прибрежные территории.  Так был образован Ораниенбаумский плацдарм, о чем напоминали памятники и мемориальные таблички.  Из одной из них, размещенной на станции,  я узнал,  что во время войны здесь курсировал бронепоезд Балтиец.  Благодаря героическим защитникам  был сохранен  уникальный дворцово-парковый ансамбль 18 века города Ломоносов.  В шестидесятые годы парк находился в запустении, огорожен не был, а знаменитые дворцы не ремонтировались.  Дворец Меньшикова,  дача императрицы Екатерины - Китайский дворец,  Каменное зало,  павильон Катальная горка,  резиденция императора Петра 3 - эти творения  великих архитекторов Ринальди и Растрелли являлись выдающимися памятниками архитектуры,  нашей историей.  С утра и до позднего вечера я гонялся на велосипеде по парку,  изучал окрестности,  вместе с новыми друзьями рыбачил и ходил в лес за грибами.  Ораниенбаумский парк имел обширную территорию и простирался до Красного пруда, из которого вытекала речка Короста.  Неширокий каменный мост разрезал речку, здесь была плотина  и вода устремлялась небольшим водопадом к Нижнему пруду, перед которым располагался трехарочный мост с еще одним водопадом.  Из пруда вода мчалась за пределы парка в город и бурным потоком вливалась в залив.  На Нижнем пруду работала лодочная станция,  а для купающихся выстроено подобие бассейна в виде деревянных мостков.  Здесь же располагался  летний кинотеатр.
      Как -  то катаясь на велосипедах по Иликовской дороге мы с друзьями выехали на кладбище.  Увидели несколько неухоженных могил и мемориал павшим во время войны, советским воинам-танкистам.  Окружающий смешанный лес оказался полон грибов и я не раз посещал это благодатное место. Самым удивительным оказалось то, что здесь, буквально в двух- трех километрах от домов обитали лоси.  Однажды, собирая грибы, я вышел на канаву -эти противопожарные траншеи можно встретить в лесах области.  Лосиная семья -папа, мама и маленький лосенок пили воду из лужи и я залюбовался этой идиллией, молча наблюдая метров с пятидесяти.  Однако,  картину нарушили два грибника,  которые некстати вышли на поляну и решили испугать диких животных.  Люди недалекого ума видно не отдавали себе отчета, насколько подобное поведение может быть опасным для них самих.  Эти мудаки начали свистеть и размахивать руками, что вызвало незамедлительную реакцию отца лосиного семейства.  Наклонив рогатую голову,  он начал движение в сторону грибников, ускоряясь с каждым шагом.  Надо было видеть, с какой скоростью рванули в глубину лесной чащи два чудака.  А лось проскакав несколько шагов, выполнил устрашающую стойку, высоко взметнув передние копыта.  Не решаясь испытывать судьбу,  я поспешил покинуть лес и вышел на дорогу.
        В течение трех летних сезонов я открывал для себя окрестности Ломоносова.  По Приморскому шоссе катался на велосипеде в Большую Ижору и Лебяжье, доезжал до строящегося города Сосновый бор и купался в Шепелевском озере с чистейшей водой, побывал в Красной Горке и осмотрел легендарный форт. Ездил в дом отдыха Учитель в Старый Петергоф,  чтобы поиграть в волейбол.  От Петергофа я проехал по местам боев в деревни Петровское, Порожки, Гостилицы.  Но. как известно, всему приходит конец и мое беззаботное детство  завершилось в 1964,  когда я начал работать.  Это не было моим желанием,  но все учащиеся техникума / я к тому времени учился на третьем курсе кинотехникума/ должны были отработать год киномеханиками, на полный 8-ми часовой рабочий день, совмещая работу с учебой.  После защиты диплома последовал отъезд по распределению, служба в армии, и лишь в 1969 году я вновь оказался в любимом дачном поселке Мартышкино.
        За эти пять лет здесь ничего не изменилось.  Время в  поселке будто остановилось.  Мама, бабушка и сестренка  не изменят  привычке и по-прежнему каждый год будут продолжать снимать  дачу в Мартышкино.  Однако, теперь я cмогу приезжать сюда лишь в редкие выходные дни - работа, подготовка и поступление в институт киноинженеров, знакомство с очаровательной девушкой.    Дело шло к свадьбе, и мы с Ларисой теперь сами снимали мансарду с видом на станцию и наслаждались отдыхом.   В самые жаркие дни я ездил на работу в город на велосипеде,  в то время  я серьезно увлекался этим видом спорта,  и  три десятка километров в одну сторону на шоссейно-гоночном велосипеде служили легкой прогулкой, а мой рекорд от Мартышкино до Московских ворот,  где я работал в ДК Капранова, составлял один час.  Мне очень нравилась эта  живописная трасса.  Пригороды Ленинграда - Стрельна,  Петродворец,  дворец в Сергиевке, где в историческом здании расположился НИИ биологии, с прекрасным видом на залив.  Я до сих пор помню каждый километр и все населенные пункты этой дороги до самого Соснового бора. 
         Появившемуся в скором времени малышу нужен был свежий морской воздух, а где он мог быть лучше чем в Мартышкино?  И вот уже моему сыну пять и я беру его с собой на рыбалку. Мы заплываем в камыши и я забрасываю крючок с насаженным червяком в   свободное от травы окошко.  Волна качает поплавок и его сносит к траве.  Неминуемо следует зацеп и я уже с сожалением думаю,  что придется вытаскивать и делать новый заброс.  -Папа! Тащи!-вдруг кричит Олежка.  И,  действительно, на крючке сидит килограммовый подлещик.   В тот незабываемый день мы наловили килограмма четыре рыбы.   Прошло более сорока лет, но мы до сих пор помним эту  нашу первую рыбалку. 
          Отпуск летом мы с Ларисой брали по очереди и все лето жили на даче.  Вспоминаю,как сидя с Олежкой на пригорке у станции ожидали электричку, на которой Лариса возвращалась из города с работы.  И мы опять были вместе!
         А наши велосипедные прогулки!   Обернув раму велосипеда тонким одеялом, я сажал на нее сына и мы уезжали на Шепелевское озеро. Сегодня я ни за что не отважился бы на подобную поездку, но в семидесятые движение в этом направлении было не интенсивным и я старался не рисковать и не мчаться с большой скоростью. Протянувшееся на пять километров вдоль Краснофлотского шоссе, Шепелевское,  или как его называли Горвалдайское озеро, было чистым и прозрачным настолько, что можно было наблюдать окуньков, снующих в его глубине.  Мы загорали,  купались, ели  бутерброды. И не было никого счастливее нас в эти незабываемые часы!
   P.S.     В наши дни с помощью все знающего интернета можно много прочитать  о Ломоносове и дачном поселке Мартышкино. Оказывается эдесь бывали художники Репин и Шишкин,  Cаврасов,  Левитан,  Боровиковский.   Гостили у друзей писатели Тургенев и Толстой,  Некрасов и Салтыков-Щедрин, приезжал Александр Дюма с Григоровичем.   В семидесятые годы здесь отдыхал на своей даче Владислав Игнатьевич Стржельчик.  Остались воспоминания друзей великого артиста, которым он с грустью рассказывал, что его дачу в Мартышкино регулярно " обносили".  В итоге он вынужден был перебраться в Приозерский район и приобрести дачу на озере Отрадном.
         Прошло более сорока лет с того замечательного времени. Теперь у моей семьи другие маршруты поездок на дачу. С Ленинского проспекта на юго-западе Петербурга в Выборгский район Ленинградской области мы едем по окружной дороге и дамбе Финского залива через Кронштадт. Однако, иногда я меняю маршрут и проезжаю нижней дорогой по любимому Приморскому шоссе. Обязательно делаю остановку в Мартышкино на 38-м километре. Дом, где в семидесятые снимали мансарду, сгорел:-теперь здесь коттедж за высоким забором, берег залива обустроен лодочным кооперативом и купаться в этом месте я бы не рисковал, да и рыбу ловить в камышах также не стоит. Печально все это!   
               Ранней весной, когда на дачу ехать еще рано, или поздней осенью, когда дача уже законсервирована, я люблю привозить семью в Ломоносов.  Мы бродим по парку, который теперь тщательно ухожен, дворцы отреставрированы, в Нижнем пруду плавают лебеди,  у Китайского дворца бродят косули.  Мы с удовольствием наблюдаем  изменения, которые коснулись и главной магистрали города - Дворцового проспекта / бывший проспект Юного Ленинца/,  видим ухоженные здания и радуемся этим переменам.