Но сердце болит о дочке

Нина Бурунова
…Когда небо задумчиво - снежное,
Так волшебно под ноги стелется,
Почему-то сильнее верится
В счастье светлое, безмятежное…(О.Захарчук)

"Тишина в это утро такая, что как будто я в мире один..."- Крутятся в голове чьи-то слова.
Ночь. Зоя Ивановна стоит у окна. Соседки по комнате сладко спят. Похрапывает Агнетта Львовна, что-то тихо бормочет во сне Пелагея Павловна. Их трое в комнате. У каждой своя судьба, свой путь, приведший в это укромное (в людском понимании) местечко.
Спят.
Только Зое Ивановне уснуть никак не удаётся…
За окном снег идёт с самого раннего вечера. Снежинки пушисто и неспешно засыпают все следы, оставленные старческими ногами тех, кто в силах преодолеть немногочисленные ступеньки крыльца пансионата.

Вдруг воспоминания прошлых лет захватывают сознание Зои Ивановны. Так же падал снег, покрывая пышную шевелюру Василия, её молодого мужа, когда они убегали с какой-то молодёжной вечеринки, чтоб уединиться в своём «гнёздышке».
Этим гнёздышком был ново срубленный дом для молодожёнов свёкром.

Через год появился на свет их первенец, сынок Гришенька. Рос паренёк крепеньким, всеобщим любимчиком. Да, не судьба была, видимо, ему дожить и до девяти годков: кишечная непроходимость и неправильно оказанная медицинская помощь свели его со света белого.

Горевали, конечно, особенно Василий. Сильно подкосила его здоровье потеря сына. Не спасло и известие жены о новой беременности. Не довелось дочке увидеть своего отца. Так и растила Зоя Ивановна её одна.  Трудилась на двух работах, чтобы доченька росла в достатке. Она и росла красивой и доброй, как мама.  И полетели годочки с быстротой молнии.

В пятом классе Анютка уже училась, пришла однажды из школы с девочкой одноклассницей: «Мама, у Лизы бабушка заболела и она не знает что делать…»
Выяснилось, что родители Лизы погибли при неизвестных обстоятельствах, а кроме бабушки она никого не знает из родственников. Вот и привезли её сюда, в школу определили.

Бабушка уже второй месяц с кровати не встаёт, болеет. Дома все съестные припасы кончились, кушать не чего.

Зоя Ивановна, накормив девчонок, помчалась по названному адресу. Вызвала «скорую помощь», прибрала на скорую руку в комнатах, переодела больную в чистое бельё и успокоила Лизу: «Не плачь, детка, твою бабушку вылечат. Пока она будет в больнице, поживёшь у нас».

Так и жили втроём. Но бабушка Лизы не вернулась уже домой, не смогли спасти её от затянутой пневмонии ни таблетки, ни капельницы, ни посещения  Зои Ивановны с Лизонькой.

Учились девочки хорошо, дружно жили. Накупила им одежки, благо, что они были одного размера. Носили не разбираясь что чьё.
Органы опеки определили Лизу в Детский дом: «Не дело сироте скитаться по чужим людям», не смотря на протесты Зои Ивановны.

Навещала она её часто; возила сладости, фрукты, обновки.
По окончании школы дочка поступила в институт, окончила с отличием. Лизе дали квартиру далеко в каком-то городе и связь с ней прервалась. Зоя Ивановна так и работала из последних сил (даже на пенсии) на двух работах: надо помогать дочке.
А дочка выскочила замуж и приехала к маме в дом, хотя у мужа было неплохое жильё.
Заняли большую часть дома, маме пришлось ютиться в бывшей гардеробной.

С работы она уволилась, так как здоровье стало подводить: зрение не то и давление замучило. А с чего  им быть в норме? В каморке нет окон, темно и не проветривается. На кухню нельзя выйти – мешает зятю.  Одно хорошо, что он иногда уезжал в командировку на несколько дней. Тогда свободно можно было пройтись по комнатам, полюбоваться богатой обстановкой (старую - то выкинули).

Очень хорошо помнит Зоя Ивановна день, когда она гуляла вот под таким же снежком, как сейчас за окном. Нагулявшись, вернулась, а в дом попасть не смогла: замок не открывался. Села на крыльцо и стала ждать, когда вернутся дочь с зятем. Сидела долго, до самых потёмок. И, вдруг, в окнах появился свет. Оказывается, все кроме неё были дома! Почему она не может вставить ключ в замочную скважину? Почему никто не выходит на звонок?

Поняла: выкинули и её, как старую мебель. «Дочка, дочка, не так я тебя воспитывала. Ведь ты была доброй, сострадала и Лизе, и соседям. Что с тобой случилось?»- вопрошала Зоя Ивановна.

Приютила её соседка. Так и оказалась она в Доме престарелых.
Нет, здесь хорошо: вовремя накормят, таблетку дадут. С концертами приезжают, дети школьники прибегают. Кто рисунок подарит, кто стишок расскажет. А сердце – то ждёт… но, тщетно.
Никому ты, Зоя Ивановна, не нужна. За год ни разу не появилась её кровиночка.

Зашевелились на своих кроватях соседки по комнате…
С вечера договорились встать пораньше: сегодня день посещений и к ним приедут дети и, возможно, ещё какие-то родственники.
Зое Ивановне некого ждать, поэтому она не торопится. Она и так в порядке: голова прибрана, подушкой не взъерошена, кровать не помята. Коврик прикроватный на месте лежит.

Вот и утро. Зоя Ивановна подошла к зеркалу: как постарела за этот год! На щеках так и не появился румянец, а морщинок прибавилось… она села в кресло с книгой (отвлечься от мыслей).
Соседки привели себя и кровати в порядок, сходили на завтрак. Приглашали и Зою Ивановну, но она отказалась: нет аппетита.

Вот и первые посетители. Зоя Ивановна снова встала к окну, к ней присоединилась Агнетта Львовна. Им хорошо была видна дорожка, уже освобождённая дворником от ночного снега.
«Глянь, к кому-то молодые идут.» - Агнетта Львовна тычет пальцем в стекло. Зоя Ивановна скользнув взглядом по богато одетой женщине с щеголеватым мужчиной, продолжала любоваться покрытыми снегом молодыми ёлочками, высаженными до её приезда сюда. Их на Новый год украшали гирляндами, чтоб было радостней им, здесь живущим.

Прошло немного времени и Зою Ивановну позвали к заведующей. «Зачем?» - удивилась она. «Ко мне никто не проходил по дорожке, я бы видела»…
В кабинете её встретила та, богато одетая молодая женщина, приобняв, усадила на диванчик рядом с собой.

Зоя Ивановна с удивлением разглядывала незнакомку, улавливая знакомую теплоту глаз. Где она их могла видеть?
«Лиза я, тётя Зоя!»  «Лиза? Лиза! Конечно, Лиза! Как ты меня нашла, Лизонька? Откуда ты?» Удивлению не было конца  «Тётя Зоя, это мой муж, Олег». Молодой человек, встав, с поклоном поцеловал руку Зои Ивановны: «Спасибо Вам, мне Лиза много рассказывала о Вас».

«Молодые люди приехали за Вами, Зоя Ивановна. Они оформили опекунство» - встала из-за стола заведующая.

Вот уже год живёт Зоя Ивановна в большом доме Лизы. У неё своя комната, небольшая библиотека, большое зеркало, которое показывает, что на щеках появился румянец, а морщинок стало меньше. Лиза с мужем ни в чем ей не отказывают (хотя она и не просит ни о чём – всем довольна). Оба доктора, следят за её здоровьем. Вот счастье светлое, безмятежное…
Но сердце болит о дочке…