Жимолость поспела

Игорь Пономарев
      Живя на Дальнем Востоке, мне не раз приходилось наблюдать за жизнью одних из малых народов  севера – нанайцев. Жизненный уклад у них  своеобразный.   Будучи на пленере, в начале лета со студентами, в национальном нанайском селе  на берегу Амура, в разгар  горбачевской антиалкогольной компании, обратил внимание, что местное население активно собирает первую созревшую ягоду – жимолость, что на них было мало похоже. Надо отметить, что жимолость в тех местах была крупная и сладкая, единственный ее недостаток уж сильно она мнучая и для длительного хранения не подходит. Собирали они ее тоже оригинально, выбирали куст, расстилали под ним  брезент и сильно трясли куст. Спелые ягоды осыпались на брезент, затем с брезента ягоду провеивая пересыпали в ведро. Наполненные ведра несли к себе во двор. На дворе, на солнцепеке, стояла  низкая, широкая деревянная бочка, в нее и ссыпалась принесенная ягода. Вначале смысл всего был мне не понятен, но когда бочка запенилась, до меня дошло, аборигены готовят бражку естественным методом. За бочкой следила хозяйка, которая не допускала к ней домочадцев, перемешивая  ягоду деревянным веслом. Погода стояла   жаркая и без ветра,  это очевидно способствовало процессу приготовления напитка.  Так продолжалось несколько дней. Проходя мимо знакомого двора, очередной раз, обратил внимание  на шум исходящий из около бочкового пространства. Подошел ближе. Вокруг бочки сидело, похоже, все семейство, причем все говорили одновременно, не слушая друг друга. У всех в руках были зеленые, синие железные эмалированные кружки, которыми они зачерпывали напиток из бочки и с наслаждением пили. Некоторые, очевидно напробовавшись,  лежали недалеко от бочки. Надо отдать должное маленьких детей не было видно возле бочки. Русский сосед, выглянув в калитку, кивнув на семейство, объяснил мне: «Так будет продолжаться, пока досуха все не выскребут.  Даже ночевать будут вокруг бочки, не отходя».  «И сколько это будет по времени»? – поинтересовался я. «Ну дня три  –  точно, пока все не выскребут» - пояснил сосед: «А потом все начнется с начала, пока жимолость не отойдет». «Так другая ягода поспеет, например голубица» - попробовал я возразить. «А, вот и нет, другая ягода не  пойдет, не имеет таких свойств, как эта» - опять пояснил мне знакомый. Я еще раз удивленно обвел взглядом живописную картину семейного праздника и пошел восвоясь.