Баба Галя

Алла Новикова2
          Баба Галя.
    Бабу Галю знали в нашем дворе,как человека,общительного,позитивного,живущего своей мечтой,куда ходу не было никому.Может быть изредка кому то удавалось её разговорить,но я такого не припомню.Помню я её с детских лет и казалась мне она несчастной золушкой,потому как работала уборщицей.Общалась она со мной охотно,всякий раз в детские мои годы угощала завалявшейся в кармане карамелькой,другой.В нашем доме она мыла полы.
    Однажды я помог ей донести сумку с продуктами.Так попал к ней в дом.Жила она тогда в частном секторе.Это был не большой домик на три семьи,где в первой трети она и проживала.Была баба Галя изрядно полной особой,приятной внешности,обладающая таким же приятным голосом.Все убранство комнаты составляло маленький зал,две спаленки перегороженные досками с одной стороны и маленькой газовой печкой с другой.С гардин спускались тяжелые,полосатые,как радуга,оранжево-коричневые шторы.В зале у стены с одной стороны комод,с другой диван ,у третьей стены антресоль и между окон стол.Маленький такой,полированный,блестящий,на нем салфетка и ваза с цветами.Ни телевизора,ни радиоприёмника.
     Мы пили чай с булочками её приготовления и были они несказанно вкусными и сладкими.Она мне рассказывала о своей жизни,показывала фотографии своих дочерей и почему то все время вздыхала.Надолго я тогда запомнил её фразу-мне думается у меня тоже будут внуки.Ещё она мне рассказывала сказки.Они были какие то другие.Мне мама таких не читала и я почему то решил спросить,не сочиняет ли она часом?Получив положительный ответ,ещё услышал,что я первый,кого она в эту тайну посвящает.Вскоре мы расстались.
    Чаевничали мы так не часто и всякий раз она открывалась мне по новому.Она мне определенно импонировала,хотя я был мал и многих вещей не понимал.Не понимал,как можно вот так из ничего взять и придумать целую сказку или другую историю,а когда узнал,что её дети учатся в интернате,не понимал,как так?И горя желанием помочь,обещал в следующий раз привести с собой дядю Ваню,отставного военного.В первый раз,как впрочем и второй,он идти отказался и только в третий раз мне удалось его привести.
   Разговаривали они долго, обстоятельно и вскоре баба Галя перебралась к нему,а свою жилплошадь стала сдавать приезжим узбекам.В тяжёлые дни даже хотела продать свои рассказы,но к ней не относились серьёзно.Не помню от кого,позже с годами я узнал,что её все таки лишили родительских прав и союз с дядей Ваней не помог.Сам он был без одной половины руки и мне было его жаль,а он называл это трудовой мозолью.
    Когда бабу Галю лишили родительских прав,она с ещё большим рвением ушла в работу,виделись мы не часто,но всякий раз пили вместе чай с булочками и были они неимоверно вкусными и сладкими.В один из таких дней,когда я был в том возрасте,когда уже мог оценивать ситуацию,баба Галя со мной не в пример первых встреч,разговорилась.Рассказывала о родителях,какие они добрые и сердечные люди,о школьных своих годах,даже,что школу бросила обмолвилась.На что я ответил,что это был поступок глупый,учиться ещё великий дедушка Ленин завещал.Ещё рассказывала,как ей было тяжело такое решить,о переезде рассказывала,а о многом другом потом я стал узнавать из её записей.Были они мне интересны,иногда не очень.Она оспаривала поступки своих героев и давала мне слово для выдвижения своей точки зрения.Когда я прочитал маленький рассказ "Папа" о том,как молодой человек совратил девушку и исчез восвояси,появившись лишь в старости,сказал-Я таким не буду.Был я уже в переходном возрасте,а она так и продолжала мыть полы в нашем доме.Я уже готовился к поступлению,когда не стало дяди Вани.Со дня их знакомства прошло одиннадцать лет.Попрощаться пришли все,кто его знал.
    По прошествии сорока дней мы снова встретились.Так же чаевничали,но мое внимание привлекло другое.На столе лежала не одна и не две тетради,в углу стояли большие сумки.
-Вот,собираю вещи-обмолвилась она и грустно вздохнула-закончилось моё тихое счастье.В этот раз она мне дала толстую тетрадь.Было в ней большими буквами выведено Дура и повествовалось о девушке не то неадекватной,не то чрезмерно увлеченной.И рассказывалось,как она в маленьком возрасте попала на Украину,к бабушке с дедушкой,что видела сны,в которых отец бил мать,как они через окно убежали,пока он пьяный уснул,и как замёрз на севере её отец,и как она это все говорила уже будучи взрослой женщиной в отделе соцзащиты,и как она в итоге написала обо всем этом,с ней произошедшем от третьего лица,и как путала действительность и воображаемое,и как в конце "исповеди" написала-во всем виновата женщина,она психолог,не надо было с ней ругаться моей маме.Впечатлило.
Возможно,это и натолкнуло меня пойти учиться дальше.
     После смерти дяди Вани,баба Галя заметно сдала.К тому времени она уже получила квартиру в новостройке,чему была несказанно рада.Дети к ней приезжали часто,как могли,чего не скажешь о выпускниках интерната.Дочки её так же получили второе образование.Баба Галя уже была на пенсии,и все так же мыла полы в нашем доме,когда стала бабушкой,это был повод уйти с работы пораньше.Было у неё в итоге два внука,как она и хотела,или просила,я уже сам запутался.
    Я тоже получил второе образование.По привычке чаевничал с бабой Галей и теперь уже её внуками.Она заваривала такой неповторимый чай.Смородина,липа,шиповник,это лишь то,что я угадывал с пятого глотка.А какие у неё были булочки.Несказанно вкусные и сладкие.В этот раз мы обсуждали Чеченца,когда уже дети уснули.Это была тоже путанная история о военнослужащем,пропавшем без вести.Она решила,что было ему время появиться в одном из городов Ставропольского края,а я убеждал,что глупо ждать человека годами,его попросту,как и многих других задрали звери.Думать о том,что это могла быть и пьяная перестрелка,я не хотел,как не хотел делать и другие предположения.
    Старея,баба Галя стала жаловаться на погоду,на кости,на несварение желудка,и вообще на всё,что только можно было,не то действительно жалуясь,не то передразнивая бабу Свету.И было это смешно у ней,быбы Гали.Как то раз,я заметил,что она с палкой.Не задавая лишних вопросов,мы пошли на кладбище к дяде Ване,по ее просьбе,а потом я читал Тихое счастье.Надо сказать,историй было у неё не початый край.На любой вкус.И хороших,и не очень.Будучи на тот момент тоже психологом,меня немного покоробило,она так и не могла простить ту женщину,запомнившуюся ей в детстве.Я хотел ей помочь,но чем?Избавить от возрастной хромоты?Или приложить усилия и сделать её узнаваемой?А она продолжала писать.Это была её стихия.
    В арсенале бабы Гали было много всего,я повторяюсь,наверно.Внуки её стали взрослыми,я-заведущим отделения психиатрии.Не знаю почему она мне так импонировала.Целеустремленность.Вот,чего я не видел в людях,но все же,надеюсь,хоть как то я ей помог.Старший её внук одел погоны и далее учился на офицера.Младший учился на режиссёра.
    Бабы Гали не стало в день,когда закончился конфликт в Казахстане.В этот день было пять радуг.По прошествии времени,познакомившись с творчеством своей бабушки,младший внук стал снимать свои фильмы.В конечном итоге это принесло ему славу и признание народа.Единственное,что печалит-после инфаркта,он так и не поправился и снилось брату тогда,что идет его братишка ребенком с бабушкой к храму,а на радуге стоит без одной половины руки дядя Ваня.Стоит и улыбается.