Простая формула

Роман Оскалофф
Вчера ночью шёл по метро. Вижу: какой-то бородач с ножом медленно
ставит девушку на колени, а она ему сумку передаёт и что-то бормочет, чуть
ли не плача. Краем уха слышу, что просит о пощаде, прямо молит. Так
сказать, всё метафизическое в ней направлено на один запрос, одно
желание. Лишь бы рядом оказался какой-то герой и спас. В какой-то момент
мой взгляд и взгляд девушки пересекаются. Я понимающе киваю и
подмигиваю, мол «Не бойся, найдётся». И иду к выходу. Я в семейные
разборки не суюсь.
Вы вот сидите теперь и думаете:
какое, блин, метро ночью?
А всё очень просто: я вчера нашёл волшебную лампу и выпустил
джинна. Моим первым желанием было «прогуляться по ночному метро без
этих... ну, которые кричат: как вы здесь оказались?!». В итоге желаний
осталось два. То есть, загадав одно желание, я потратил ровно треть от
возможного. А когда загадаю второе, потрачу целую половину от
имеющегося. А когда у меня останется одно, я вынужден буду потратить
абсолютно всё, что у меня есть. Эта странная математика, которая время от
времени навещает меня, когда я подвыпивший иду по ночному метро,
заставила задуматься вот о чём.

Это не эссе.

Почему мы чего-то желаем? Я задам этот вопрос здесь, чтобы в конце
можно было к нему вернуться и красиво закольцевать текст. Видел, что так
делают... А пока поговорим о жизни. Буквально о жизни, не об этих
посиделках на кухне, а о восприятии жизни, её насыщенности. Это станет
ключом для ответа на наш вопрос. Ну, если не ключом, то, по крайней мере,
красивым слепком. Или просто поговорим; зачем нам ключи?
Итак, всю нашу жизнь можно представить, как отрезок, поделённый на
многие отрезки поменьше. Для простоты, будем делить на года. Так вот,
когда тебе год, это сто процентов твоей жизни. Даже нет смысла называть
его «Первый год». Это как в Библии: «день один», не «первый». Он
единственный, один. Но когда тебе два... А уж когда тебе сто. Здесь
начинается самое интересное. Выходит так, что каждый новый прожитый год
окажется меньшей частью всей твоей прожитой... жизни. И в конце концов
сотый год твоего бытия покажется тебе лишь крошечным процентом всей
той жизни, что ты знал.

Усвоили.
Теперь представим такую идеальную модель нашей жизни. Хоть годы
со временем будут логарифмически ужиматься (казаться быстрее и
стремительнее), но наш опыт – наоборот – будет расти и к концу жизни
покажется увесистым стопроцентным комком... жизни. А что входит в наш
опыт? Что? Страхи... да-а-а... А что ещё? Что? Разочарования... Теплее... Да,
да, наши желания. Неотъемный ингредиент наваристого бульона, который
внезапно обрёл самосознание и подумал, что рефлексия – это хороший
способ избавиться от рефлексии. Но, как известно, сознания нет, хотя бульон
и думает обратное... Но это тема для отдельного обсуждения.
Так вот, наши желания – точнее, восприятие имеющихся у нас желаний
– это инверсия нашей жизни – точнее, восприятия прожитой нами... жизни.
Чем больше мы проживаем – тем меньше желаний мы имеем. Опять же, всё
в рамках нашей идеальной модели. В итоге в конце жизни мы будем иметь
лишь один (или того меньше) процент от всей жизни, но... у нас останется
одно единственное желание – то есть, сто процентов от всех когда-либо
имевшихся желаний. Опять же, в рамках идеальной модели.
И вот что мне подумалось, пока я неспешно разгуливал по ночному
метро, имея в кармане целых два желания. Я прекрасно понимал, что рано
или поздно останется только одно. И возможно оно как раз припадает на
мой последний процент (тьфу-тьфу-тьфу, но... как знать?). Я подумал, что это
большая ответственность с одной стороны, а с другой – это вселило в меня
некую умиротворённость. У меня будут все сто процентов... Мечта любого
политика... Неделимые, растянутые по всей линейке, сто процентов... По сути
бесконечность, пока я её не истрачу.
Идеальной жизнью было бы родиться, имея в кармане сто желаний, и
исполнить их все к концу твоего века. По желанию на год. В рамках модели,
само собой. Но постойте... модель моделью, но... Зачем нам вообще
рождаться с желаниями в кармане? У нас-то и карманов нет при рождении...
Какая несправедливость...
Неужели в этом всё дело? Мы желаем чего-то в виду
несправедливости? Видите, как подвязал?
Это одна из многочисленных возможных гипотез, но сама мысль, что
мир несправедлив – а, значит, мы всегда будем чего-то желать (ведь если
бы мир был справедлив – в нашем личном понимании справедливости – то
мы бы имели всё, что хотели, и ничего бы не желали) – рождает и другую
математическую концепцию.

Если жизнь, как мы уже выяснили, имеет склонность уменьшаться (при
том, что по факту она увеличивается), а желания (их ценность) – наоборот,
увеличиваться (при том, что по факту – их всё меньше), то мы получаем
простую формулу:
Жизнь – обратно пропорциональна желаниям. Желания – прямо
пропорциональны несправедливости. Выходит, что жизнь – обратно
пропорциональна несправедливости... По сути L = 1/inj (где L – жизнь, а inj – несправедливость). А поскольку несправедливость стремится к
бесконечности, мы получаем... ноль. Жизнь это пустое множество?
Идеальная, но пессимистичная модель.

Не знаю, как можно найти этому подтверждение... Я даже не знаю, каким
будет моё второе желание. Но с последним я определился. Девушка ведь
своё желание так и не исполнила, непорядок.
Главное не забыть...




2020