Зачетный перехват

Сергей Шашков
В конце августа 1980 года курсы обучения спецгруппы ВВС Ирака на аэродроме Красноводск подошли к концу. Летчики и наземный персонал освоили в необходимом обьеме новую технику – самолет МиГ-25. Завершающим аккордом должны были стать перехваты мишеней с реальными пусками ракет класса «воздух – воздух».   

Курсы были уникальными по интенсивности – ни до, ни после мне не приходилось ни видеть самому, ни даже слышать, чтобы арабы что-либо изучали по 9-10 часов в день. Подозреваю, что Саддам, уже готовившийся к войне с Ираном, не оставил им иного выбора. Летчики на обучение были отобраны лучшие из лучших, ранее пилотировавшие МиГ-21, МиГ-23 и «Миражи».

В арабских странах любой офицер – каста, а уж боевой летчик и вовсе воплощение мечтаний для потенциальной невесты. Достаточно сказать, что по социальному рангу (и материальному обеспечению) иракский летчик намного превосходил адвоката, доктора и профессора университета, вместе взятых. Это не могло не отразиться на самих летчиках – холеные и лощеные, они называли себя «соколами Саддама», а став летать на Миг-25 и вовсе «космонавтами». Тут недалеко от истины: этот самолет развивал скорость свыше 3000 км в час и предназначался для перехвата скоростных воздушных и воздушно-космических целей.

Итак, наступил тот самый день. Погода стояла великолепная, как обычно летом в Туркмении. Безветрие, на небе ни облачка, метеосводка буднично сообщила – температура воздуха 41 градус, почвы – 84. Яичницу можно запросто пожарить.

По случаю важного события из Москвы пожаловали гости – командующий авиацией ПВО СССР генерал-полковник авиации М. с группой генералов, а также иракский военный атташе с помощником. Интерес понятен – курсы были на контроле у высшего руководства Ирака, которое просило нашу сторону «проявить должное внимание».
 
Полеты на перехват начались рано утром с небольшой задержкой – гости рассаживались в отведенном им помещении на аэродроме, где вывесили большие карты обстановки, провели связь с РП (руководителем полетов) и обеспечили чаем, прохладительными напитками, а для иностранной делегации были даже тортики и сладости (их арабы особенно любят).

Каждый вылетающий МиГ-25 нес на подкрыльевых пилонах по две управляемых ракеты, запуск радиоуправляемых мишеней производился по команде из района Шевченко (там, где снимали «Белое солнце пустыни»), район боевого применения был заранее обозначен на картах, доведен до летчиков и даже обкатан неоднократно в ходе тренировочных вылетов. Ничто не предвещало неожиданностей.

Процесс шел в высоком темпе – стартовала мишень, затем взлетал МиГ, пилоту оставалось обнаружить цель и ее сбить. При необходимости летчику давали целеуказания и почти все иракцы выполнили задачу первой ракетой, лишь один использовал обе, объяснив,что при пуске первой случился срыв захвата. Дело близилось к обеду, оставался лишь один вылет и все пребывали в радужном настроении. На перехват вылетел майор Аббас, который считался самым опытным в группе.

Присутствующие проводили взглядом МиГ-25, который с факелами от форсажа и сотрясая округу громом ревущих двигателей, оторвался от земли и стремительно исчез в мареве – из кондиционированного помещения комиссии через широкие окна открывался отличный вид на ВПП. На выполнение упражнения уходило в среднем менее получаса – самолеты стартовали без подвесных топливных баков и даже с неполной заправкой, ибо делов-то – мишень за забором сбить!

Выйдя в зону, Аббас цель не обнаружил и стал нервничать. От волнения он перевел тумблер радиостанции на другую частоту и вовсе потерял связь. Мишень подорвали по команде оператора, а Аббас, все еще пытаясь ее обнаружить, прибавил газу и очень быстро оказался в районе Алма-Аты. Тамошние ПВОшники, обнаружив непонятную цель, которая шла на огромной скорости без заявки и не отвечала на запросы по радио, (хорошо, самолетный ответчик «свой – чужой» был включен) судорожно пытались понять – что происходит. Срочно связались с Бакинским округом ПВО, но там тоже про наши стрельбы не знали и запросили Москву.

Тем временем Аббас таки разобрался и помчал в обратную сторону, на той же скорости и по-прежнему без связи. Только на подходе в аэродрому он перешел на аварийный канал – у него загорелся красным сигнализатор аварийного остатка топлива и он запросил у РП посадки с прямой. Громкую связь с РП в помещении для гостей с началом развития ситуации отключили, а бодрый замполит базы успел обьявить, что майор Аббас уничтожил цель первой ракетой.

Убедившись, что МиГ-25 произвел посадку и уже сбросил тормозные парашюты в конце полосы, комиссия стала собираться на обед. Когда они вышли из помещения, к ближайшему капониру как раз заруливал Аббас, и на пилонах его самолета отчетливо виднелись две ракеты!

Увидев это, Командующий развернулся – на его лице читалось много вопросов, в основном не литературных. Доложивший ранее замполит был из бывших летчиков, весельчак по натуре (коих в ВВС немало) и терять ему было нечего – приказ на увольнение по выслуге лет уже лежал в кадрах. 
- Товарищ командующий! Майор Аббас совершил героический поступок и уничтожил врага воздушным тараном! Сберег дорогостоящую авиационную технику и боеприпасы. Считаю - достоин поощрения!

Кто-то сзади начал давиться от смеха, но быстро скрылся, пока не идентифицировали. Командующий, выслушав такой доклад, покосился на стоявшего рядом иракского атташе и ограничился фразой:
- Талалихин, бля!
И быстро добавил – это переводить не надо. Военный атташе, до этого не показывавший ни одним намеком, что знает русский, улыбнулся и подвел итог:
- Да, у нас много хороших летчиков! И Аббас - один из лучших!