Беседы с философом

Сергей Гусаров
Философ
     Богопознание в сущности может быть лишь символическим, оно не может быть понятийным. Об этом всегда свидетельствовали мистики, опирающиеся на духовный опыт.
     Мистики... не оперируют с понятиями, они прибегают к символам и мифам для сообщения своего опыта другим людям.

Верхогляд
     Ну, да. Много ты сообщишь кому-то через символы и мифы, не прибегая к помощи понятий... Чуть больше, чем совсем ничего. То есть, если слушатель ничего не понял, значит слушатель здоров. И обьясняй ему теперь че к чему в твоём мифе и зачем ты ему мозги запудрил. А если понял, то соответственно... продвинутый, или подвинутый. И даже в этом случае без понятий ему никак.
     Из инета: понятие - форма логического мышления, образ, фиксирующий общие и существенные признаки и свойства предметов и явлений и отношения между ними.
     С чем мы к символу подходим, чтобы разобрать его на составляющие? С понятиями, с чем же ещё. Отбойный молоток сознания, как и бытия в целом. Понятие о том, понятие о сем, что такое "хорошо" и что такое "плохо" и почему... Как вы это понимаете? Наверное символами... Ага, щаз.
     Ещё одно. Богопознания быть не может, так нас учит философия. У нас, составных частей непонятного большого общего, ума не хватит и всего остального тоже, чтобы разжевать и понять неизвестное целое. Или может? Ну, будем считать, что мы не читали то, о чем тут философ в начале... Ошибка, описка, непонятка. Там, где на символы разложить получилось, там понятия уже давно прописались. А что такое познание?


Философ
     ... возможно лишь предельное (В. не рациональное) понятие, обозначающее лежащую за ним тайну. Мистический опыт есть выход из категорий мира, выход из всякой обьективации, выход из всего, к чему применимо понятие.
Верхогляд
     Типа, фантазия тоже может упереться в стенку собственной, т.е. нашей ограниченности. Не смог сам придумать, передай другому, он за тебя дофантазирует, или сотую обезьяну жди и коллективом её дожимай, коллективом... Обрисовали хором в общих чертах пока ещё тайну, потом напяливаем на неё свои понятия. Или наоборот. Чем-то от этого процесса знакомым фонит. Ну, да. Это же мы в нагваль лезем. Тем, кто Кастанеду не читал, пояснения нужны. Все то, что ещё не определено в виде понятия, чему не дано названия, короче, - то, пока еще не знаю что, каким бы оно ни было, и есть нагваль. Ничего нашего, и только место для пока еще не известного, без названия. Применил бы понятие, да не знаешь к чему. Рамки, расставленная сеть рыбака и то, что в нее попадется, даже названия не имеющее. Как-то так.
     Ну и что делать с этим мистическим опытом? Молчать о нем. Сказать-то все равно нечего.
     Дальше смотрим что у нас получилось. И вовсе оно без связей не зависло, и не засохнет как любое, лишенное корней, неживое. А почему? Мы поможем. Мы в это дело поверим если оно нам понравилось и чем-то отозвалось. Зря что ли старались? Сто обезьян в человеческом эквиваленте как раз кстати будут. Чем нас больше, тем живучее будет... Что? То, что получилось. Идея, понятие, концепция, образ. Найдётся название? А? Уже нашлось. Свято место называется, то, которое уже не только не пусто, а и без названия тоже не останется. Художника привлечь, пусть набросок сделает, писателя, чтобы историю красивую сочинил с подоплекой, ещё лучше если сказку, чтобы запомнилось лучше. И готово дело. Была запредельная мистика, а стала обиходная практика. Да, не забыть служителя культа в сотню пригласить, чтобы прикинул как результат заритуалить.
     Когда-нибудь мы упремся в непонятное и почувствуем себя тупыми. Перестанем догадываться, философам не станут падать неизвестно откуда откровения и озарения, писатели будут с трудом связывать пару слов. Спокойно, все так и должно быть. Это всего лишь закончилось все готовое. Не все коту... старый шаблон, самим дальше придется. Интересно, а таланты тоже закончатся? А как же. Разве что из прикладного можно выжимать результат бесконечно, из возможностей тела. А в целом кругом - одни бездари. Точнее, если нет талантов, нет и бездарей. Ура, вот оно, равенство! Но, рано радоваться, это ещё не завтра.
     Наверное категории мира так развиваются. Как мышцы в качалке. Сначала перенапрячь, но не сильно, так, чтобы крыша не поехала. Потом то, что напрягалось и устало, восстановится уже чуть большим, чем было раньше и немного другим. Чуть больше понятия, понимания и чуть меньше запредельного. Так и откусываем по кусочку, грызем гранит неизвестного. Получается как положено, плохо. Но, мы не торопимся, впереди вечность. А если туда вообще не лезть? Тайна. Если столько времени не получается к ней и близко подойти, она стоит нашего уважения. Оставь, отойди, возьми тайм-аут. Ну вот, опять наши понятия отзываются. Если бы все было по-нашему, как у нас, тогда другое дело, можно и воспитанных изобразить. А если вообще ничего знакомого и по рукам никто не бьёт, ещё и объявление висит, типа с понятиями не подходить... Нас что, не уважают? Ну да, было бы за что уважать. Или игнорируют? Я бы не удивился. Короче говоря, делайте вы-мы что хотите, все равно ничего у вас не получится. Вот, блин, а если уйти, то вроде как сдаемся. А если не сдадимся? Смотря кто этот тот, кто не сдается и для чего он это делает. Чтобы очередной шанс просрать, или нет? Конечно. Ну, ещё раз удачи нам всем.

Философ
     Свобода первичнее бытия, свобода не сотворена.
Верхогляд
     Иными словами, свобода родом из полного небытия. И откуда бы в небытии взяться самому понятию о свободе, не говоря уже о ней самой? И где, и в чем в таком случае не свобода, без которой ее антипод теряет смысл? Не сотворенная свобода это интересно и наверное правильно. Творить её не надо, она сама проявится понятием о себе самой при появлении любых ограничений, как и любой обусловленности. Вобщем любая реальная обусловленность творит необходимость, или несвободу. Нет, не творит. Это - она и есть.
     Но, необходимость и обусловленность порождают обусловленность другого порядка. Можно назвать её псевдо... Но, она - самая настоящая для тех, кто целенаправленно движется вперёд, кто сознает необходимость опоры, точки отсчёта самого себя. Она родом из нашего природного оппортунизма, из недовольства собой. Без неё и результат - не результат, если итогов не подведешь и разницы не почувствуешь. Что такой путник видит в себе? Хороший вопрос. Череду завершённых этапов, и с каждым новым этапом путь по принципу от достигнутого. Все предыдущее - сложная опора, сформированное "я" с его качествами, инструмент, которым можно пользоваться. Похоже на точку, на неживое. Почему неживое? Ну, не совсем живое, поскольку настоящая жизнь для него - там, где начинает работать и формироваться что-то новое, фронт воюющего за себя нового "я". Там его переживания и эмоции, там он чувствует жизнь. А прежнее его состояние, которое он считает пройденным этапом, оно - вроде дивана, куда можно усталым прилечь после виртуального раунда в борьбе за себя нового. Спросить бы его что это такое и почему он уверен, что если опереться, это все его не подведет. Или он вовсе не уверен и действует на свой страх и риск. Скорее всего так и есть. Надеется на лучшее, а к чему готовиться, кто его знает.
     Интересная картинка? Мне нравится. Да, я ведь начал про свободу и едва опять мимо не прошёл. Так что это за псевдосвобода, которая по ходу дела все больше становится настоящей? Свобода выбирать образ действия, как и само действие. Чем более ты искусен, или искушен, чем больше ты мастер своего дела, в данном случае мастер по работе с самим собой и над собой, тем больше у тебя возможностей. У тебя уже куча инструментов, пусть и виртуальных, но они - все то, на что отзываются твои нервы и то, что мы зовем личностью. Они настоящие. Сам нашёл, сам научился пользоваться, или кто-то другой помог, не важно. Магия, колдовство? И да и нет. Здесь у нас вообще все - магия. Я сейчас не об этом. Чем более ты искушенный труженик в любом деле, тем более ты свободен делать то, что хочешь. Может это вообще - единственная доступная нам свобода, поскольку, вернувшись туда, откуда мы все пришли, имеем шанс столкнуться с другой единственной свободой. Свобода безысходного ничего не делания. Побудешь в таких условиях и начнешь скучать по здешней ограниченности. И окажется она не такая уже и плохая. Тут можно очень многое, надо только постараться. И жаль, что обнаруживается это только там. И сколько времени здесь зря упущено, и любимый вопрос про что делать обретает там неожиданную актуальность. Выход один: возвращаться назад, к самой что ни на есть настоящей свободе и впрягаться опять в то, на что так долго бочку катил. Нытик, блин! Свободная несвобода - самая настоящая из свобод! Опять на лозунг похоже. И ты тем более свободен, чем быстрее идёшь вперёд. Тут главное ничего стоящего по дороге не пропустить. А то убежишь в неизвестность, вольный как птица и ищи тебя потом, чтобы доучивать.
     Так, что ещё? Ну, да, оговорка. Предполагаешь вот так, че-нить неоднозначное, через день начинаешь в него верить, а через два - почти уверен, что так оно и есть.
     Ещё вопрос. Нет, не любимый, и без него хватает. Если все так, как см. выше, почему тогда так мало вокруг настоящих живущих, таких, какими они должны быть? Ну, это не вопрос если на него ответов море. Хотя все они виртуальные. Смешно, да? Знать бы сразу что нужно здесь делать, не задавался бы вопросом о смысле жизни. Как всегда, соломки бы... там, где не поймешь. Но. Кто бы нас сюда выпустил с потусторонними рецептами? Все равно, что шпаргалок в карманы напихать и вперёд, на экзамены. Все в итоге отличники, все! Нет, дружок, ответы не просто нужно искать тут, хотя, те, которые настоящие, все тут и есть. Так, о чем я? Ну, да. Ответы оттуда, со стороны, откуда виднее, как и прочие, типа чужих, как и всякие разные советы здесь не годятся. Они должны быть только собственными, сложными, системными. Короче, самим придется искать и только здесь. И так мы тут почти в сказку про себя самих и про все на свете попали и свобода у нас тут почти настоящая если лёжа не ходить. И вообще, про свободу только нытики ноют. И лентяи.