Я остаюсь

Оксана Койсина
Российский фильм армянского режиссёра Карена Оганесяна «Я остаюсь» (2006) стал последней работой для актёра Андрея Краско. В фильме переплелись комедия и драма, реальность и мистика, циничная рациональность и идеалистические грёзы, пафос и обыденность, ожидания и неизбежность. А если короче, то это всё о жизни и смерти, и тонкой грани между ними, которая является этапом перехода – состоянии комы.

Фильм начинается с провидческого сновидения главного героя – сюрреалистических образов подготовки к собственному расстрелу. Уже интересно! Далее выясняется, что сон этот он увидел, заснув на спектакле о патологоанатоме, где смерть на сцене подаётся так, что зрители смеются. А наш герой возмущается такой бесполезной трате времени, когда люди смеются над тем, что они смертны, и рано или поздно все умрут от болезней или старости. Виктор Павлович Тырса – циничный врач, стойкий материалист, не верящий ни только в загробную жизнь, но и в то, что человек может что-то совершать вне тела и влиять на свою жизнь и жизни других людей. Он даже готов «зуб отдать», как доказательство своей правоты.

Но всё меняется, когда он впадает в кому и оказывается в мире между жизнью и смертью. Тырса не один такой, застрявший между мирами живых и мёртвых. Группу, в которую он попадает, ведёт инструктор – проводник на определённом участке переходного пути. Куда каждый из группы придёт во время их перехода, и как долго продлится их путешествие, инструктор не знает. У каждого свой путь, из которого есть только два выхода – или жизнь, или смерть. Но он, как опытный «житель» этого места, так как сам уже три года находится в коме, выполняет роль наставника, лидера, ведущего группы. Психологи, психотерапевты и коучи увидят в нём своего коллегу. И, каким-то образом, инструктор знает, что необходимо отдельному участнику группы и всей группе в целом, чтобы идти дальше. Потому что у каждого свой путь и свои задачи. И пока они ещё не умерли, они должны идти дальше.

Коматозники не просто так встречаются в одной группе. На границе жизни и смерти они продолжают жить в своём иллюзорном, возможно эфирном, теле, извлекая уроки для души: вспоминая свои ошибки и достижения при жизни; делая то, что им нравилось; влюбляясь и обретая новые смыслы; читая то, что поможет развитию их души; общаясь и помогая друг другу в этом непростом путешествии. Даже в этом промежуточном мире они продолжают жить. Жизнь – это движение, остановка – смерть. Главное – продолжать идти, не сдаваться, искать новые смыслы для жизни.

Шутка инструктора: «Как жизнь?» – звучит как напоминание, что они ещё не умерли, но фактически и не живут полноценно. Их физическое тело бездействует, а душа и сознание продолжают жить где-то вне материального мира.

«Тук-тук, тук-тук! – Кто там? – Это я, Смерть. – Ну и что? – Ну и всё!» – Анекдот инструктора на привале не вызывает смех. Это ещё одно напоминание. Как команда «стоп», чтобы остановиться и задуматься: «Куда я двигаюсь, в каком направлении?»
Инструктор ведёт группу по заданному маршруту, в конце которого он передаст тех участников, кто дошёл до конца, другому проводнику. Его преемник приезжает на тракторе и увозит двух оставшихся женщин куда-то вниз по дороге, вглубь карьера, в неизвестность.

Параллельно коматозному путешествию развиваются события в реальном мире, где встречаются до абсурда противоположные по характеру и мировоззрению герои. И в этом театре абсурда, как в реальном отражении ирреального состояния комы происходят жизненные трагикомедии с надеждой на обогащение, счастье, любовь и чудо.

В конце фильма мы видим символическое захоронение зуба вышедшего из комы главного героя. Виктору Павловичу Тырсе всё-таки пришлось «отдать зуб», который оказался мёртвым.

8.03.2019.
Корсаков

©Ales

#я_остаюсь #танато_рецензия #кинорецензия #танатотерапия #символьная_танатотерапия #арт_терапия #кома #ales