Как разоблачили мошенников, серия Мелочи жизни

Светлана Сергеева 5
            
Необычная история, произошедшая в одном селе
         
                Описанные события относятся к 2005 – 2010 годам

 
Всё началось с того, что в селе Отрада в нескольких местах открылись новые офисы. Один из них располагался в центре села, но в закоулке; а ещё два других – на окраинах. Сначала у них не было никакой вывески. Потом появилось многозначительное название - фирма «Друг». Оно заинтересовало многих. Кто-то решил, что фирма как-то связана с собаками.  Первые любопытные, узнав о её деятельности,  удивились: фирма принимала у населения купленные бракованные товары и возвращала за них деньги. Работники этой организации каким-то удивительным образом «выбивали» эти деньги с предприятий и отдельных бизнесменов,  ещё и взимая при этом с них проценты в свою пользу. Первые посетители даже не верили в успех. Но чёткость работы фирмы превзошла все их ожидания. Численность её работников была небольшой, но они очень много успевали. Принимались даже товары, на которые не было чека или он не сохранился.
- Как вам это удаётся? – спрашивали многие жители.
- У нас есть свои секреты, - отвечали работники организации. - Главное, чтобы вы
запомнили, у кого и когда делали покупку.
О некоторых секретах деятельности фирмы мы расскажем позже.
 
К офисам потянулись посетители. Уже через несколько дней у дверей появились очереди. Помещения были очень маленькие, тесные. В каждом из них приём вела только одна женщина. Работники офисов оказались хорошими профессионалами, вели себя тактично, терпеливо выслушивали людей, давали разъяснения по непонятным вопросам.
Принимались товары самые разные.  Но фирма сразу заявила, что не занимается автомобилями и аптекарскими товарами. Однако не отказывала в советах по этим вопросам. В определённые часы являлись помощники: специалисты по сложным техническим товарам, бытовой технике и мелким транспортным средствам (велосипеды, мотоциклы и т.д.). Такие товары фирма не забирала, её работники выезжали на дом к клиентам, производили осмотр техники, при этом  оформлялся и подписывался акт. Принимались товары, купленные не только в данном селе, но и в областном центре, находящемся неподалёку. Меньше всего претензий было к крупным магазинам, больше – к небольшим магазинам и мелким бизнесменам. Чаще приносили промышленные товары, чем продовольственные. Среди обратившихся к услугам фирмы большинство составляли  женщины старше 30 лет, иногда приходили мужчины, которым было за 40, а молодёжь  здесь бывала очень редко.
Наш корреспондент Выведов А.Н. постоянно отирался в одном (центральном) офисе фирмы, становился в очередь как посетитель, а сам в это время записывал услышанное.
Вот к приёмщице обратилась женщина, которая принесла сломанный орехокол. Он сломался на втором орехе, т.е. практически сразу. Женщина сказала, что купила его в городе, предъявила товарный чек: другого не дали. Она также заявила, что на просьбу продемонстрировать орехокол в действии продавцы ответили отказом. Приёмщица покачала головой: «Вы пришли слишком поздно, мы не можем гарантировать возврат денег по той причине, что этого магазина может уже не быть или сменился его хозяин. Но попробуем помочь. Попытка – не пытка». Посетительница ещё мягко добавила, чтобы ей (если это возможно) вернули деньги за проезд, которые она зря потратила. На это работник фирмы кивнула головой и добавила, что точно обещать не будет.
В это время худощавая высокая дама, услышавшая  разговор, вдруг оживилась, встала, села на место ушедшей и заговорила:
- Вообще-то, я пришла по поводу жареных куриных голеней, от которых почувствовала неприятный запашок. Я это определила уже дома, не в магазине.
- Ну что ж вы так?! – сказала приёмщица. - Надо было сразу нюхать. А в магазин вы их не пробовали отнести?
- Нет, не стала относить. Пёс с ними, с этими голенями. Не такая уж большая потеря. Мне до вас просто ближе дойти, чем до магазина. Хотелось бы о другом спросить. Я покупала в городе настенные часы. Долго выбирала, потому что те, которые мне более-менее нравились и подходили по цене, не шли. Наконец нашлись идущие часы. Я уже хотела было оформить покупку, но они тут же остановились. Продавец объяснила, что причина остановки часов – плохие батарейки, и посоветовала мне, где купить хорошие. Но, к сожалению, эти  батарейки оказались очень дорогими, и я долго колебалась.  Потом, думаю, была не была – возьму. Посчитала деньги: у меня как раз хватало на часы, на батарейки,  на дорогу и ещё три рубля оставалось. Приехала домой радостная, довольная. Говорят, что «счастливые часов не наблюдают», но я наблюдала, потому что они ведь новые. Не прошло и суток, как часы (с новыми батарейками) начали сильно отставать, а утром и вовсе остановились. Всё настроение испортилось! Я так давно уже ничего не покупала, кроме еды, хотела сыну подарок сделать… И вот тебе раз! Я наорала на мужа (хотя он тут был совершенно ни при чём), он на меня, естественно, тоже наорал. Утром мы помирились и решили поехать в город, чтобы сдать эти часы. Я надеялась, что муж мне что-то подскажет в случае неудачного исхода. Договорились не менять на другие: вдруг и те станут, и что тогда делать? Приехали, а тот отдел закрыт, продавца нет. Мы, значит, поохали, повздыхали. Стоим и ждём. Тут подходит к нам продавец из соседнего отдела и спрашивает, чего вы, дескать, здесь крутитесь. Мы сказали, что так, мол, и так, приехали сдать остановившиеся часы, на что та нам ответила, что продавец этого отдела живёт в отдалённом посёлке и приедет нескоро: мало ли, что у них там с транспортом! А потом добавила: «Вы если хочите – ждите, а не хочите – так едьте домой». Мы решили подождать. Прошло больше часа, прежде чем приехала продавец. Я всё объяснила и показала ей  чек. Она схватила мой чек и быстрыми шагами куда-то направилась. Я поняла, что дурна курятина и что продавец может исчезнуть надолго, если не навсегда. Погнавшись за ней следом и настигнув её, я попросила оставить чек мне, не уносить его. Но она на это не согласилась. Тогда я буквально вырвала чек из руки продавца. А в это время муж сторожил наши часы.
Продавец с пылающими щеками вернулась на своё место. Не давая ей опомниться, я заявила, что разбираюсь в вопросах торговли, имею торговое образование (хотя на самом деле его не имела) и что раньше работала в торгинспекции. Обратившись к этой девушке, я добавила: «Если мне не вернёте деньги за купленные часы, то будете вместе со своим хозяином иметь бледный вид и макаронную походку». Не знаю, эта ли моя угроза стала причиной или что-то другое подействовало, но продавец вдруг начала звонить по телефону (по-видимому, своему шефу). После этого отдала мне деньги за часы, чек при этом забрала.
- Вы очень подробно рассказали мне вашу историю. Но ведь деньги вам всё-таки вернули. Чего же вы ещё хотите? – недоумённо высказалась приёмщица.
- Вот той женщине, что была передо мной, вы пообещали вернуть деньги за проезд. Я бы тоже  хотела, чтобы мне отдали сумму за проезд в село и обратно и по городу.
Работница офиса криво улыбнулась.
- Рискнём, пожалуй. Только не уверена, что это удастся. Пишите заявление. Не забудьте указать название магазина, отдел, а также дату покупки и возврата товара. Вы всё это помните?
- Да, конечно. Только вот отдел… Магазин-то сам большой. Но это не отдел магазина, а скорее… арендуемая предпринимателем площадь. Однако я точно знаю, где она находится.
Посетительница написала заявление.
- Как же вы не забыли, ведь прошло столько времени?! – удивилась приёмщица, взглянув на написанное.
- А у наших соседей как раз свадьба была, вот я и запомнила.
Потом другая посетительница принесла плащ и пожаловалась, что через неделю после носки у него поломался замок.
- Теперь вот мне не в чем ходить, - вздохнув, сказала женщина. – Я покупала его здесь, на рынке. Помню число и продавца знаю, могу Вам её показать. Но чека у меня нет, так как их там не выдают. А можно по плащу определить, у неё ещё есть эти плащи в продаже. Хотела сначала замок сама поменять, но у нас такие не продают. А от соседки слышала, что замочки тоже встречаются с браком.
Приёмщица указала женщине время и место, где она может встретиться на рынке с работником фирмы.
Двое очередников-мужчин, находившиеся рядом, слышали её рассказ и в это время вели между собой беседу. Как раз около них случайно оказался наш корреспондент Выведов А.Н., и благодаря ему, уважаемый читатель, вы узнаете её содержание.
Точнее, это была не беседа, а скорее, монолог: один из них рассказывал, а другой только поддакивал или покачивал головой.
- А вы знаете, - начал высокий мужчина в очках, обращаясь к соседу, - сейчас люди научились просто из воздуха деньги делать. Однажды я влип в такую историю. Вы же, наверно, знаете двухэтажный магазин «Товары для дома» в центре города? В одном из его небольших отделов я купил миксер, потому что дочке вдруг приспичило делать кремы и молочные коктейли. Подарил этот прибор ей в день рождения (она так обрадовалась!). Но радость её была преждевременной: проработав совсем немного времени, миксер в тот же день поломался, а продукты были испорчены. Кстати, при покупке я его проверял: работал. Был раздосадован ещё больше, чем дочь: ведь я, получается, испортил ей праздник.  На следующий день пришлось ехать в магазин (хорошо, что ещё чек взял). К моему удивлению, в этом маленьком отделе была очередь, и в моём присутствии три человека, предъявив чек, сдали неработающие электротовары. С одной стороны, я немного успокоился, так как появилась надежда, что деньги вернут и мне, а с другой - я понял, что обменивать товар здесь не стоит. А как  же тогда быть с подарком? Тут продавец неожиданно вышла и сказала, что придёт только через полчаса. Потенциальные покупатели разошлись, остался я один. Сел на стул и услышал такой разговор за перегородкой (как я понял, хозяин этого отдела беседовал со своим знакомым, тоже торгашом): «Да эта мелкая бытовая техника вся негодная! Я почти даром её взял. Ты, конечно, скажешь, что, мол, какой с этого прок? Ну, во-первых, расходы многократно меньше. Цены я устанавливаю чуть-чуть ниже, чем в аналогичном отделе в другом крыле; часто бываю там, сравниваю. Цена на полтинник ниже – и уже покупатель идёт ко мне, а не к другому хозяину, который даже и не знает о моём существовании. Из-за этого товарооборачиваемость у меня довольно высокая. Покупателям деньги возвращаю, но стараюсь, по возможности, оттянуть выплату: предлагаю прийти дня через два-три, так как сейчас нет денег. Если покупатель слишком настойчив, делаю вид, что иду у кого-то занимать деньги, и всё-таки рассчитываюсь с ним, чтобы не было скандала. Некоторые вообще не возвращают бракованный товар: кому-то некогда, кто-то не может приехать, потому что далеко живёт. А денежки всё идут и идут. Цены потихоньку повышаем, естественно. Цена повысилась – покупатель получает возврат по старой цене, а мы продаём по новой, более высокой. У нас с женой долларовые счета, живём прямо нормальненко, детей в вузах обучаем. И главное – никаких особых конфликтов с покупателями. Они рады, что им хоть деньги вернули. Вот такие пироги. Вариант беспроигрышный, и бабки в кармане».      
Неожиданно в офис, можно сказать, ворвалась неизвестная гражданочка с  пачкой стирального порошка «Крупинка».
- Пропустите меня, пожалуйста, без очереди. Дело очень срочное, я быстро, - обратилась пожилая женщина к очередным, которые в ответ ничего не сказали, а только с любопытством рассматривали вошедшую. Расценив их молчание как знак согласия, она села у стола приёмщицы и запричитала:
- А знаете, у меня почему-то на одежде после стирки этим порошком остаются пятна, похожие на мыльные, и потом не отстирываются. В нашем магазине купила, и чек есть.
- А вы не пробовали использовать порошок «Враг пятен»?
- Пробовала. Не помогает.
- Вот как? А на всех ли вещах появляются такие пятна?
- Вы знаете – нет, только на некоторых.
- Тогда здесь возможно, причина в ткани, а не в порошке.
- Я Вам вот что посоветую: принесите сюда некоторые из этих вещей. Я посмотрю и решу, что именно Вам написать в заявлении.
Следующим посетителем был мужчина с гофрированным шлангом в руках. Шланг был замотан в кольцо и скреплён проволокой.
- Вот посмотрите, - обратился мужчина к приёмщице. – Только две недели им попользовался (на нашем базаре купил), а уже дырка на дырке. Тоненький такой, еле дышит.
- Помните, когда и где купили?
- Точно не помню когда, но помню, что в мае прошлого года, до 20 числа. Позже купить не мог, так как уезжал к родственникам. Я сначала пошёл к продавцу, объяснил ему: так, мол, и так… А знаете, что мне ответил этот наглец? Ты, говорит, бросил свой шланг на солнце, вот он и потрескался; сам, дескать, виноват! (У него, значит, и готовый ответ уже есть!)  Но ведь шланг – это не роза с нежными лепестками, не мимоза какая-нибудь и не снеговик. Как раз летом, по жаре им больше всего и пользуются. Он и должен быть приспособлен к таким условиям. Вот я и пришёл к вам. А ещё я подозреваю, что его жена, которая тоже там торгует, меня обманула. Дату покупки я хорошо запомнил, потому что это был День Победы. Мой отец – участник Великой Отечественной, всю войну прошёл. Решил я на его могилу поставить хороший букет искусственных цветов. Однако самые красивые букеты для меня оказались дорогими, я облюбовал средний букетик. А про себя подумал: в этот день обязательно должна быть серьёзная скидка, тем более что букет ведь для ветерана. Цена оказалась баснословной. Я сказал (думая, что продавец пойдёт навстречу в такой день), что букет для ветерана и намекнул о скидке. Но она нагло заявила, что это цена уже с учётом скидки.  Вот мне кажется, что она меня обманула, схитрила, можно сказать, грех на душу взяла. А как это проверить?
- По поводу шланга мы ваши претензии примем, а вот этот случай…  Лично я тоже считаю, что она вас обманула. А ценник на этом букетике был? Там и должны быть сведения о скидке. Однако вопросами цен мы пока не занимаемся. Извините. Но запомните этот случай. Возможно, недалеко то время, когда мы этим займёмся.
Не будем всё перечислять, но скажем, что люди часто приходили в фирму «Друг» с одеждой, обувью, постельными принадлежностями и прочими товарами, а также с надеждой… С надеждой, что им обменяют покупки на доброкачественную продукцию или вернут деньги. 
Наконец подошла очередь тёти Фоти. Свою речь она начала издалека.
- Я помню, что ещё в 60-х годах, когда я была маленькой девочкой, в наших сельских магазинах продавали серый хлеб. Он мне очень нравился,  был хорош для любой еды. Белый тоже был вкусный, но серый полезнее. А сейчас такой не выпекают.
- Почему же? - возразила работник офиса. – В современных магазинах довольно большой ассортимент хлебобулочных изделий как из белой, так и из ржаной муки. Выпекаются «Окский», «Бородинский», отрубной, гречишный хлеб и многие другие сорта серого и чёрного хлеба.
- К количеству наименований я претензий не имею. Но, во-первых, все эти сорта хлеба гораздо дороже белого (неизвестно почему), а во-вторых, они мне  не по вкусу. А широкий ассортимент – это в городе, у нас он гораздо уже. И тот серый хлеб раньше изготовлялся из пшеничной муки, а не из ржаной, и был дешевле белого. Это и понятно: ведь при выпечке использовалась мука более низкого сорта.
- Видите ли, современное крупное производство не может приспособиться ко вкусам и капризам каждого человека.
- А, может быть, таких людей много?! Например, ещё года два назад одним из хлебозаводов выпекался вкусный хлеб, напоминавший «советский». Он пользовался большим спросом. Но однажды его вдруг прекратили выпекать. А вместо него стали изготовлять хлеб из какой-то другой муки. Он стал более грубым, невкусным. Только формой и цветом был похож. Это вводило людей в заблуждение. Я называю этот хлеб «мужским». А если уж он несвежий, то просто горло дерёт, только на лужёную глотку и рассчитан. Многих женщин он не устраивает, не только меня.
- Я бы вам предложила печь мучные изделия самой, раз не устраивает ассортимент в магазине. Некоторые женщины любят печь пирожки всякие, пироги.
- Посмотрите на меня: моя склонная к полноте фигура не позволяет употреблять много мучного. Я поэтому и завела речь о сером хлебе. Всё же иногда пирожки пеку, когда туго с деньгами. Довольно вкусные они у меня получаются. Но последнее время подводят дрожжи. Тесто подходит хуже. В городе покупала их, в сетевом магазине. Знаете, поварёнок там нарисован, я вот принесла их. Раньше пачечка стоила четыре рубля, а когда в этот раз покупала, продавец сказала, что уже она стоит десять рублей (но ценника не было). Выходит, цена стала выше, а качество -  хуже. А ведь качество дрожжей очень важно для теста. Я уже и на муку грешила: думаю, может, мука некачественная.
- К сожалению, мы возвратим вам деньги за дрожжи или муку только в том случае, если нарушены стандарты. Мы не можем воздействовать на такое крупное производство, заставить изменить технологию, состав сырья.
- Извините, но кто-то же смог оказать воздействие на это крупное производство, так что изменили технологию и состав сырья? Производству, может быть, стало дешевле и проще выпекать новый хлеб, но он стал хуже, а цена та же (правда, сейчас уже повысилась). Так почему же какой-то господин Некто смог изменить технологию и выпекать по старой стало уже нельзя? Почему хуже - можно, а лучше – нельзя?! Помогите хотя бы тогда узнать, кто этот господин Некто.
- Я вас понимаю, гражданочка, но наша организация такими вопросами не занимается.
- А кто занимается?
- Не знаю. На всякий случай я возьму на карандаш, мы попробуем поднять этот вопрос во властных структурах, и то, если представится случай. Но гарантировать ничего не могу. Давайте ваши дрожжи, мы проведём экспертизу. Муку тоже принесите, проверим её качество.
- И за это спасибо. Ой, пожалуйста, замолвите словечко за серый хлеб. Хотела сказать ещё об одной покупке. Недавно появились в нашем новом сетевом магазине квашеные огурцы: на вкус хорошие, не всегда такие бывают. Я стала покупать по 1-2 (мне как раз хватало). А как-то прихожу – не вижу огурцов: они, оказывается, расфасованы по 10-15 штук, я столько не осилю. Зашла я тогда в овощной магазинчик, глядь – а там такие же огурцы поштучно продаются. Цены на них не было, взяла один. Дома взвесила, а цена оказалась примерно в два раза выше, чем в сетевом, но на вкус такие же.  Понимаю, что цены могут быть разными, но ведь не в два раза же больше!
- Отсутствие цены – это грубое нарушение правил торговли. Я предполагаю, что здесь ещё один обман. Но пока мы такими нарушениями не занимаемся. Требуйте от продавца, чтобы цена на товаре присутствовала!
- Ещё об одной обиде хочу сказать. Я не требую возвращения денег, потому что не помню, когда эти баклажаны покупала. Покупала и здесь, на базаре, и в городе. Раньше считала баклажаны чуть ли не самыми вкусными овощами: деликатесные блюда из них готовила. А эти меня прямо разочаровали: на вкус, как вата, рыхлые такие, в них мало семян. Никакого сравнения с обычными, но на вид их не отличишь. Наверное, специальный сорт вывели, более урожайный и невкусный. А сорт никогда ведь не пишут. Что же делать?
- Даже затрудняюсь вам ответить, не сталкивалась с таким случаем. Очевидно, нужно требовать, чтобы указывалось название сорта, а овощ должен быть показан для покупателя в разрезе. В следующий раз не будете такой покупать. Тогда производители, возможно, призадумаются, стоит ли выращивать такой невкусный сорт. Ведь обман всё равно рано или поздно выявляется. И постарайтесь всё-таки особенно внимательно присмотреться: может быть, вы всё-таки найдёте отличия во внешнем виде баклажанов разных сортов.   
- Но я пришла не по поводу огурцов или баклажанов. Моя главная жалоба другая. Вы, наверное, видели, что в селе появился магазин с почти сказочным названием «Полотняная страна». Сразу вспоминается загадка Маршака для детей. Какая-то непреодолимая сила повлекла меня в открытую дверь. Кстати, я увидела там то, что давно искала – матрас. С былых времён я представляла его ватным и полосатым, но здесь он оказался несколько другим. Для меня он подходил по размеру и более-менее устраивал по цене. Другой же матрас не подходил мне по размеру. Я сделала выбор в пользу первого. На оставшиеся деньги решила купить простыню, после того как продавец меня убедила, что она из стопроцентного хлопка. Только дома я поняла, что содержание хлопка гораздо ниже.
- А как вы это определили?
- На ощупь. Но это были цветочки, а ягодки оказались впереди. Я заболела и, лёжа на матрасе, пропотела. На следующий день обнаружила, что моя простыня из белой превратилась в ярко-голубую, под цвет ткани матраса, т. е. матрас полинял, причём очень сильно.  Через несколько дней заметила, что ткань моего матраса стала рваться во многих местах. И неудивительно, ведь она была настолько тонкой, что напоминала маркизет, но только из синтетических нитей. Из-под рваных дыр выглядывала внутренность матраса, по виду не напоминавшая мне ни один из известных материалов. Но всё бы ничего, только набивка матраса вскоре стала ломаться и крошиться, как раздавленное печенье. Куски отламывались от неё и выпадали. Заранее скажу, что чек в этом магазине мне не дали; у них, по-моему, и аппарата такого не было, что чеки выбивает.
- А вы запомнили, когда сделали покупку?
- Этот день был последним в месяце, месяц я запомнила.
- Так это было давно? Тогда вопрос усложняется.
- Это было довольно давно, но магазин этот как стоял, так и стоит, и хозяин тот же.
Понимаете, у меня тут есть ещё одна проблема. Мне ведь не деньги  нужны, а матрас. Если я его отдам, то спать будет не на чем. А за эти деньги я уже другой не куплю.
- Тогда мы потребуем с них более дорогой и качественный матрас без всякой доплаты. У них же был такой?
- Но он мне по размеру не подходит. Так что, приносить мне матрас?
- Давайте так сделаем. Вы принесите кусочек ткани и наполнителя этого матраса, а также лоскуток простыни. Мы сделаем экспертизу и как-нибудь вам поможем. Я смотрю, вы ещё что-то принесли.
- Ой, чуть не забыла. Вспомнила ещё об одном обмане. Прошлой весной продавали у нас на базаре рассаду помидоров. Продавец нахваливала: розовые, говорит, вкусные-превкусные, на хорошей земле выращены. Я хотя и соблазнилась, но взяла не много. А когда выросли, поняла, что зря покупала. Кустики едва достигли 20-25 см, на них по 1-2 помидора размером с небольшую сливу. Так что, они не окупились у меня.
- Ох, - вздохнула работник офиса, - теперь трудно будет решить этот вопрос. У вас ведь никаких вещественных доказательств не осталось? Может быть, вы знаете кого-то, кто тоже покупал у них рассаду? Тогда другое дело.
- Как же, как же, доказательство кое-какое осталось. Я сфотографировала эти помидоры. А на фотографии дата стоит, можно узнать, сколько рассада росла. А когда же я её покупала? Вспомнила: как раз день радио был. Я по календарю посмотрю, тогда вам скажу.
- Не нужно, мы сами найдём.  Дайте-ка, дайте-ка сюда эту фотографию. Вот тут рядом стоит случайно забытый кирпич, с его помощью можно определить высоту рассады. А какой она была при покупке? Мы же не знаем.
- А вот какой! – тётя Фотя, как будто карту, бросила поверх этого ещё одно фото. Здесь, на базаре, нас с Манькой сфотографировал её сын. Я как раз с рассадой стою.
- О! Ну и замечательно! Продавец, к сожалению, повёрнута спиной – её не узнать! А вот и их машина с номером! Правда, одной буквы не видно. Ничего, постараемся определить. Отлично! Ваши шансы увеличились. Постараемся найти этих продавцов. 
- Да, ещё у меня один маленький вопрос, - продолжила тётя Фотя. - Вот  стёрка. Она сильно крошится при стирании и быстро изнашивается. Купила её здесь, в нашем магазинчике; я определила когда, потому что как раз по телевизору новый сериал начался.
- Вы даже на такую мелочь, как ластик, обращаете внимание? 
- Такая мелочь стоит столько же, сколько и качественная стёрка, ничуть не дешевле. Из всяких мелочей вся жизнь состоит. А хозяйка магазина должна хорошо разбираться в этой группе товаров, так как имеет специальное образование.
- Понимаете, - попробовала её уговорить приёмщица. – Предприниматели вряд ли на такой мелочи делают хорошую прибыль, тем более в селе. Нам иногда просто неудобно обращаться к мелким бизнесменам. Я, конечно, вам не отказываю. Но вдруг этот предприниматель, торгующий ручками и ластиками, беднее вас?
- Нет, нет, не беднее, ни в коем случае не беднее - я их знаю! Они и на другом бизнесе очень хорошие деньги делают, и на третьем! А этим занимаются так, для отвода глаз. Ещё я принесла 5 коробок спичек.
Приёмщица удивлённо подняла бровь.
- А что со спичками?
- Плохо зажигаются (наверно, серы маловато). Только с пятой спички газ зажигаю.
Тут не выдержал мужчина-очередник.
- Послушайте, тётя Фотя! – возмущённо произнёс он, вставая. – Сколько можно ещё слушать о всякой вашей ерунде?! То ластик, то спички! Вам, наверно, делать больше нечего, кроме как спички пересчитывать: сколько зажигается - сколько нет?! Экспертизу будете делать? Лучше уж считайте, сколько звёзд на небе зажигается! Вы бы шли отсюда побыстрее со своими спичками! «Ненормальная какая-то!» - сказал он в сторону.
Женщина обернулась и отпарировала:
- Я буквально через минутку закончу. А вы, мужчина, не мешайте! Тоже ведь с какой-то ерундой пришли, - ответила она, глядя на вещь в его руке.
 Наконец подошла очередь возмущённого мужчины. Он принёс всего-навсего одну компьютерную мышку.
- Позовите Саню по компьютерам! – крикнула приёмщица.
Пришёл молодой человек и пригласил мужчину за другой стол.
- В чём проблемы? – спросил Саня.
- Да вот, не работает. А прошло только два месяца со дня покупки. Я считаю, что это слишком маленький срок для мышки, а я ведь редко занимаюсь на компьютере.
- Какие-то документы у вас на неё сохранились? – спросил специалист.
- Да, пожалуйста. Здесь и чек есть. А в приложенном документе я вообще ничего не мог разобрать: так мелко написано, что и в очках не видно, а лупы у меня нет. Кстати, ездил в то место, где был этот магазин, но его уже там не оказалось.
- Так-так, - сказал Саня, проверив мышку, - действительно не работает. Оставляйте документы и мышку, я вам даю расписку об этом. Приходите дней через пять. Но не могу обещать, что мы найдём этот магазин или хотя бы его хозяина. Как получится.

В офис вошла молодая женщина со свёртком в руках.  На стол она положила мужскую одежду: штаны и джинсы.
- Если бы не нужда, ни за что бы не пришла, - начала она. – Вот эти штаны очень тонкие, искусственные, низкого качества. Довольно быстро порвались по швам. А стоили столько же, что и более качественные хлопчатобумажные штаны.
- А почему же вы их не купили?
- Не было нужного размера. Да, может быть, она нарочно так сказала, чтобы я эти купила. Их я неделю назад здесь, на нашем базаре, покупала и знаю у кого, но только не помню, в какой день. Я ведь не знала, что этим всё кончится, да и вашего офиса тогда ещё не было. Зато вот эти джинсы (она положила брюки на стол) купили не так давно, в городе, в магазине «Сезонная одежда», недалеко от Восточного рынка. Хорошо знаю не только дату покупки, но и время, потому что как раз перед этим покупала в соседнем магазине продукты и чек на них сохранила: вот, я его принесла. И отдел, и ту даму, у которой покупала, тоже запомнила. Приезжаю домой: в комнате холодно (ведь стараемся газ экономить), а муж легко одет, даже немного посинел. Я ему быстрей дала эти джинсы, чтоб согрелся. К вечеру я заметила, что кисти рук у мужа ещё больше посинели. «Вот не везёт, - подумала я, -  и так ни здоровья, ни счастья нет, ещё теперь и руки начинают синеть». Уже стала подумывать, не уговорить ли его сходить завтра к врачу. Утром он встал, умылся, посмотрели – синюшность стала меньше, к врачу не пошёл. Однако к обеду кисти рук опять сильно посинели. Мне стало страшновато. Никак не могла понять, почему же именно кисти рук и притом тыльная сторона? Выяснилось всё после того, как муж стал мыть руки, и я заметила, что вода с них текла синяя. «Ты во что-то вымазал руки», - уверенно предположила я. Стали искать причину и не сразу определили, что руки становились синими после того, как муж держал их в карманах штанов. Позже выяснилось, что такими же синими стали и его ноги. С одной стороны, я обрадовалась, что это всё-таки не болезнь, но, с другой - разозлилась, что опять вляпалась с такой покупкой. И после многократной стирки штаны продолжают сильно линять. Кроме того, они ещё вымазали и одеялко на кровати, где муж сидел. Одеялко тоже покрылось синими пятнами.
- Давайте сделаем так, - деловито произнесла приёмщица. – Завтра я с работниками фирмы еду в город. Подходите к 9-ти часам к офису, поедете вместе с нами. Там покажете нам этого продавца, чтобы мы не ошиблись. Захватите с собой эти джинсы и кусочек испачканного одеялка (небольшой). Не забудьте в заявлении указать место и время покупки. Будем надеяться на удачу.
 К столику подошёл мужчина с баночкой краски.
- Поздновато пришли, - сказала приёмщица. – Много ли у вас товаров?
- Да вот это и всё, одна баночка, а всего я три покупал, - ответил мужчина.
- Ну, хорошо, тогда успеем.
- Купил краску в нашем хозмаге, в соседней области изготовлена. Краска оказалась очень жидкой, стекает с батарей, как вода. Три раза уже красил. Не столько своего труда жалко, сколько времени. Из-за этого долго не мог в комнате мебель расставить и жить по-человечески. Продавца-то я запомнил, а вот когда купил краску, точно не вспомню. Наверное, в августе прошлого года.
- В данном случае шансы у вас невелики, ведь времени уже много прошло.
- Но магазин этот и сейчас работает. И продавцы там те же, и хозяин. Недавно построенное здание в центре.
- Постараемся помочь. Приходите послезавтра, сходим в этот магазин. Там напишете заявление.
- Мужчина выразил благодарность и вышел.
В тот же момент вновь пришла тётя Фотя.
- Офис уже закрывается, извините, - заявила приёмщица.
-  Да я вот образцы принесла, - с надеждой в голосе сказала вошедшая.
- А-а, ну кладите на стол, я сейчас запишу, это быстро. Приходите дней через десять.
В назначенное время тётя Фотя выходила из офиса с сияющим лицом, так как получила деньги за негодный матрас, испорченную простыню, ластик и слаборослую рассаду. Кроме того, в офисе ей предложили купить новый, хороший матрас, который достали специально для неё. Этих денег ей вполне хватило, ещё и что-то осталось. Частично ей компенсировали и стоимость дрожжей ненадлежащего качества. Кроме того, за активное содействие в борьбе против продавцов бракованных и некачественных товаров она была награждена призом. Приз представлял собой статуэтку, изображавшую символ года; к нему прилагалось денежное вознаграждение в размере 300 рублей. Но радость сменилась внезапно пришедшим новым чувством озабоченности: куда же потратить эти деньги? Всю ночь тётя Фотя мучилась, раздумывая над этим, и сама себе задавала вопросы: «Что же делать? Купить новые комнатные тапочки, колбасу, маленький тортик и пригласить соседку на чай? Нет, на тортик тут уже не хватит. Тогда вместо тортика взять два пирожных? Тётя Фотя начала напряжённо вспоминать, чего у неё нет и что необходимо приобрести в первую очередь, когда получит пенсию. Тогда на 300 рублей можно ничего не покупать и никого не приглашать, а добавить их, совершая новую покупку. Она даже составила список вещей, одну из которых можно было купить на эти деньги (или немного добавив). В этот список попали: пододеяльник,  юбка, перчатки, зимняя шапочка, туфли, летнее платье, халат домашний, зонтик, хозяйственная сумка. Как несбыточную мечту тётя Фотя всё же внесла сюда ещё музыкальный диск с любимыми мелодиями и духи (очень маленький флакончик). О каких-то крупных вещах она даже и не думала. Вам, дорогой читатель, наверное, очень интересно, что же всё-таки из этого выбрала тётя Фотя?
Всё получилось неожиданно. В воскресенье в окно кто-то постучал. Тётя Фотя сначала смутилась, потому что её комнатные тапочки настолько износились, что на них страшно было смотреть. Не хотелось, чтобы это увидел кто-то из посторонних. Но выяснилось, что это приехала сестра из соседнего села. Тётя Фотя быстро схватила деньги и предложила сестре сначала сходить в магазин, так как она, дескать, только хотела туда идти. В магазине она в первую очередь купила себе комнатные тапочки. Тётя Фотя уже привыкла, что покупки обычно стоят дороже, чем ожидаешь. Потом она решила взять что-нибудь к чаю, чтобы попить вместе с гостьей. Но тут вспомнила, что самого-то чая у неё и нет. Женщина купила пачку чая и плавленый сырок. В мясном отделе она облюбовала себе кусочек варёной колбасы и долго уговаривала продавца отрезать половинку. Наконец продавец поддалась просьбам двух женщин и нехотя согласилась, однако вслед обвинила их в мелочности и посетовала, что теперь оставшийся кусочек никто не возьмёт.  Затем тётя Фотя подошла к кондитерским изделиям. Никаких пирожных, к сожалению, там не было, а торты были ей явно не по карману.  Чтобы не остаться без сладкого, решено было купить шесть конфет «Ласточка». После подсчёта на кассе выяснилось, что взятых денег не только не осталось, но ещё и не хватило 5 рублей. Однако всё обошлось: недостающую сумму заплатила сестра. Маленький пир, посвящённый получению денег и приза, всё-таки состоялся.
 Одна молодая женщина пришла жаловаться в офис, положив на стол игрушечный пластмассовый бинокль:
- Новая игрушка всегда радость для моего маленького сына.  Не так уж часто могу приобрести игрушку для своего малыша: на еду и одежду не хватает. Через несколько дней сломался это бинокль, а стоит недёшево. Хозяин магазина не хочет отдавать деньги (говорит, что мой сынок его специально сломал). Но посмотрите, какой тут тонкий слой пластмассы и какие ненадёжные соединения! Стекло плохо держится, выпадает. Я его покупала в маленьком магазинчике, рядом с Угловым магазином, который напротив «Закромов». Это было с неделю назад. 
- Да, особенно обидно, когда некачественная вещь достаётся ребёнку. Обязательно постараемся Вам помочь. Пишите заявление.
   
А теперь мы хотим посвятить наиболее любопытных читателей в тайны деятельности фирмы. Причём, здесь коснёмся лишь некоторых эпизодов и методов, так как охарактеризовать полностью работу этой организации не представляется возможным.
Последнее время весь предпринимательский мир села Отрада трясло. Появились какие-то лица строгого вида, которые, угрожая удостоверениями и актами, требовали с бизнесменов деньги за проданные бракованные товары и при этом ещё и проценты как штраф в пользу организации.  Они откуда-то знали дату продажи товаров и в некоторых случаях требовали приходные документы. Мало того, при этой группе из 2-3-х человек находился милиционер, которого никто из местных предпринимателей не знал. Наиболее смелые бизнесмены протестовали  и говорили  о том, что никто не имеет права таким образом изымать деньги.  На это работники фирмы отвечали вопросом на вопрос: «А вы имеете право таким образом торговать?» Представители организации требовали с предпринимателей документы и говорили, что при неподчинении тех строго накажут, а также будут применяться меры вплоть до возбуждения уголовного дела. «Тем более, - говорили работники фирмы, - мы уже видим у вас  другие нарушения. И если вы даже не захотите отдавать деньги, то будете отвечать по закону уже за сегодняшние нарушения. Тогда обстоятельства могут обернуться против вас, и вы потеряете ещё больше». В крупных же магазинах города этой группе было работать сложнее, ведь представители администрации этих предприятий могли дать достойный отпор, так как тоже были не лыком шиты. Тогда представители фирмы привлекали не только своего милиционера, но и юристов из реально существующих организаций (правда, разговор с ними вёлся по телефону). Юристы при этом называли свою фамилию, должность и организацию, где они работают. Иногда торговое предприятие выплачивало только часть стоимости товара, если, например, он был годным, а брак признавался незначительным. Так получилось в случае с дрожжами. Мелкие суммы они отдавали без всяких разговоров.  Работники администрации одного из сетевых магазинов сумели хоть в какой-то степени отстоять свою честь. Но вернуть часть суммы за дрожжи они согласились только после того, как представители фирмы пригрозили провести экспертизу товара, имеющегося в продаже. В этом случае они готовы были действовать, как обычные покупатели, купившие товар ненадлежащего качества. Товаровед, в свою очередь, оправдывалась: «Вы же сами говорили, что тесто подходит, но только хуже, чем раньше, поэтому вы возвратим вам по чеку только 50 процентов суммы. Кстати, хозяин нашего магазина создал специальный страховой фонд для расчёта с покупателями за бракованные товары, случайно попавшие в торговый зал. Вот из этого фонда вы вам и выплатим 15 рублей». 
Но успешная деятельность «Друга» продолжалась только три года и три месяца, а могла бы продолжаться бесконечно долго, если бы не один случай, который всё испортил.
Известного в селе бизнесмена некоторые покупатели обвинили в том, что он им подсовывал бракованные симкарты при подключении сотовых телефонов.  Кое-кто из них уже предъявлял ему претензии, тот подключал им новые карты, но за дополнительную плату. При этом предприниматель в своё оправдание говорил, что не он же, дескать, не виноват,  что симкарты бракованные. После жалоб покупателей работники фирмы вместе с милиционером направились в эту торговую точку. Однако мужчина оказался не из робкого десятка и твёрдый тон работницы офиса его не смутил. Он вёл себя довольно странно (не так, как другие). На её претензии он ничего не отвечал, нервно постукивал пальцами по столу и задумчиво смотрел в окно, размышляя над тем, что делать дальше. После предъявленных претензий предприниматель сказал, что отдаст деньги, но сначала ему нужно кое-куда позвонить. Представителей фирмы это тоже заинтересовало.  Неизвестно откуда взявшийся корреспондент Выведов А.Н. в это время стоял возле говорившего по телефону и что-то якобы выбирал себе на витрине, поэтому хорошо слышал не только бизнесмена, но и женщину на другом конце провода.
- Привет, дорогая! – начал предприниматель. – Не ожидал от тебя такого, не ожидал!
- А что такое? – с возмущением ответила та. – Чего ты не ожидал?
- Не прикидывайся, всё ты понимаешь! Я говорю о твоей мести. И представить себе не мог, что ты до такого додумаешься! Слушай, давай ещё раз напомню.  Алименты я высылаю вовремя, оплачиваю Вике музыкальную школу, за спортивный кружок Антона плачу, школьные обеды и учебники тоже на мне, детям купил в этом году одежду и обувь. Что тебе ещё нужно? Опять тёща, что ли, накапала?
- Что ты мелешь? Я ничего не понимаю. Или объясни мне толком, о чём ты, или я бросаю трубку!
- Это ты прислала ко мне проверяющих?! Кто же, кроме тебя, это мог сделать? Небось,  начальника своего на меня натравила?! Вот пришла группа вместе с милиционером, требуют с меня деньги.
- Какие деньги?! – спросила бывшая жена предпринимателя. - Ты что, белены объелся?! Насколько я знаю, в последнее время мы в ваше село никого не посылали. Постой, постой… А ты потребуй у них удостоверения!
Только бизнесмен повернулся, чтобы попросить у проверяющих удостоверения, а их и след простыл. Мужчина выбежал на улицу, но там уже никого не было.
Разговор с бывшей женой был продолжен, та заподозрила в этом визите что-то неладное, рассказала о нём начальнику, а он, в свою очередь, сообщил руководству ОВД.
Деятельностью фирмы заинтересовалась прокуратура области. В село, соблюдая строгую секретность, прибыли следователи и эксперты. Но как раз в то время, когда они разместились в одном из кабинетов сельской  администрации и вели разговор, около чуть приоткрытой двери случайно оказалась тётя Фотя. Несмотря на то, что до её уха долетали только отдельные фразы, она, как женщина сообразительная, поняла, что фирме «Друг» грозит опасность. Причём группа специалистов ни разу даже не упомянула названия фирмы. Находившийся в кабинете работник администрации удивлённо пожал плечами, на его лице появилась кривая усмешка: «Я не понимаю, зачем эти «фирмачи» развели свою деятельность, ведь они рубят сук, на котором сидят? Логично предположить, что теперь бизнесмены будут стараться не допускать на свой прилавок бракованные товары, их будет становиться всё меньше и меньше, и в конце концов этой фирме будет просто нечего делать». Тётя Фотя же, наоборот, подумала, что на их век работы ещё хватит. Она села на велосипед, оставленный у порога, и помчалась в любимый офис, в котором как раз в это время никого из посетителей не было. Тётя Фотя кратко рассказала приёмщице об услышанном. Та сразу куда-то позвонила. Не прошло и получаса, как  вывеска с фасада была снята, документы отнесены в газель и двери закрыты. Когда специалисты из области подъехали к офису, ничего, напоминающего о фирме «Друг», уже не осталось. А хозяин дома, который снимала фирма, здесь не проживал.
«Ну вот, называется, напали на след», - развёл руками следователь.
Тут по селу поползли слухи, что якобы у фирмы не было лицензии. Бизнесмены теперь стали называть группу проверяющих мошенниками. Но было ещё не всё потеряно. В руки следователей попали случайно оставленные ксерокопии удостоверений двух работниц офиса. Однако, к сожалению, это не помогло расследованию. На копиях документов было указано: «Общество любителей классической музыки и театрального искусства». А такого общества, как потом выяснилось, просто не существовало. Поэтому работниц фирмы нельзя было обвинить в подделке документов, хотя там стояла круглая печать, на которой ничего нельзя было разобрать. После проведения ряда допросов  выяснилось, что женщины никогда не представлялись членами конкретной организации, хотя удостоверения показывали, но на эти документы никто не смотрел. Кроме того, ксерокопии были плохого качества, по фотографиям нельзя было определить личность, а фамилии, скорее всего, были вымышленными.
Ещё одна волна слухов донесла до селян, что вышеупомянутая организация имеет разветвлённую сеть в разных регионах страны. Официально такая информация не подтвердилась. Однако никого из мошенников этой фирмы найти так и не удалось.
 Через некоторое время тётя Фотя обнаружила, что одна из купленных ею вещей вновь оказалась бракованной. Её возмущению не было предела. Собственноручно написав плакаты «Верните нам фирму!», «Кто нас защитит?» «Когда мы перестанем выбрасывать деньги на ветер?!», она и ещё двое товарищей по борьбе  выставили пикет у администрации села. Чем же закончится эта история? Пока неизвестно.