Пророк Иса мир Ему

Шери Пашаева
В Коране Его называют словом «Масих» - Мессия.
Сегодня рождение одного из величайших пророков, ниспосланных Всевышним, Пророка Исы (мир Ему).


«Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни». (Сура Марьям, аят 33). 


Мог ли Бог (Абсолют) быть физически причастен к обстоятельствам рождения Пророка Исы (мир Ему)? Самое большое противоречие для большинства верующих именно в этом вопросе. Для того, чтобы разрешить это вопрос нужно попытаться приблизиться к пониманию сущности Бога*. И какой смысл сам Пророк Иса (мир Ему) вкладывал в свои слова, говорил о себе относительно Бога? Приписывал ли Он сам себе божественное происхождение при своей жизни?

Как мы можем понять из биографии самого Пророка Исы (мир Ему), сам себе такое происхождение Он не приписывал. И как мы можем понять из жизни Пророка Исы (мир Ему), как о биологическом родителе Он всегда говорит только о своей Матери (Мариям), но никогда ни слова - о своём биологическом отце. Бога же Пророк Иса (мир Ему) называет своим Небесным Отцом, вкладывая в это исключительно высший духовный смысл, а не физический. Так и ныне дети сироты, или дети, которых растят матери без помощи биологических отцов, часто говорят о себе,что их истинный Отец это Бог и на Него Одного они и надеются в своей жизни. Вкладывая в это определение духовность.

Примечание:
*[Как приверженец суфизма, я буду апеллировать к имаму Газали. Имам Газали считал, что люди в принципе не способны понимать сущность Бога.  Далее, то, что пишет Газали:

«Человек находится на уровне, расположенном между животными и ангелами... его особенность – это постижение истин (то есть сути) вещей (хака’ик ал-‘умур)» (Газали)

Между ангелами и животными.

По причине ограниченности своего понимания люди будут придавать Богу понятные себе черты. Что только единицы из смертных способны хоть немного приблизиться к пониманию сущности Бога в мире и его роли относительно Человека. Также имам Газали считал существующие переводы (интерпретации) Корана далёкими от истинного понимания трансцендентного смысла Корана. Переводы Корана на арабский язык Буквальны, потому несовершенны, они не раскрывают полноценно Истину и не способными донести суть Корана даже наполовину. Никто из интерпретаторов Корана, как б глубоки не были его познания и уровень образования, так и не сумел до конца понять смысл всего изложенного в Коране. С самого начала Коран преподносился  в понятном среднестатистическому арабу изложению. В примитивном буквальном изложении как возможность быстрого донесения древнему человеку сути религии на понятном ему языке. Отсюда и множество совершенно отталкивающих многих современных интеллектуалов и эстетов сравнений. Например, описание Рая и Ада с физическими наслаждениями и страданиями. Такого рода интерпретация понятна черни, но не может удовлетворить всех представителей общества. Оригинальный язык Корана, как он изначально был ниспослан Пророку Мухаммаде, очень древний арабский диалект определённой местности, на тот момент наиболее приближённый к арамейскому. При жизни Пророка Мухаммада Коран не был записан. Главный Свидетель так и не увидел тот Коран, который был позже принят из пяти (!) вариантов за основной. Мы никогда не узнаем стал бы одобрять сам Пророк Мухаммада письменный вариант Корана, так как Он его не видел при своей жизни. Устно передаваемый хафизами нескольких поколений, позднее записанный в пяти разных вариантах, из которых выбран один, а 4 других варианта были сожжены, Коран не может переводиться с современного арабского языка или интерпретироваться с него на том основании, что вообще словно не имеет к нему отношения. Коран никто не может понимать без толкования. А толкованием Корана занимались люди. Люди приписывали то или иное значение тому или иному аяту. А каковым было настоящее значение каждого аята - для всех до сих пор загадка. В мире нет никакого общего арабского языка, а есть огромное количество арабских диалектов, совершенно непонятных друг другу. Факт, что арабы разных местностей и стран не понимают друг друга, если только они не общаются на сирийском диалекте, принятом в качестве литературного языка (языка прессы) в середине XX века. Потому, знает кто-то современный арабский язык или нет, это не имеет никакого значения для того, чтобы понимать Коран. Это не поможет и это большое заблуждение., что изучение арабского языка поможет понимать Коран. Даже если научиться читать Коран определённым образом, смысл его не будет понятен. В этом плане различии языковые между арабскими диалектами намного более глубоки, чем между, допустим, нашими лезгинскими языками. При этом, стоит заметить, арабы разных стран, совершенно не понимающие друг друга, с огромными различиями в местных своих племенных культурах, традициях, менталитете, считаются единой арабской нацией. Так как переводили первыми Коран сами арабы, то они придали Корану в своих интерпретациях наиболее понятный именно арабам смысл. Поэтому существующие интерпретации Корана далеки от понимания истинной сущности Бога.
Только учёные-суфии (суфизм - наука об Ихсане) пытались исправить буквальное примитивное толкование аятов, пытались вникнуть в их истинный духовный смысл. Газали своё отношение к сущности Бога изложил в трактате: «О сердце человека, знании рациональном и религиозном и о причине ограниченности людей в Богопознании (ма‘рифа)». Фрагменты из «Возрождения религиозных наук» (Ихйа’ ‘улум ад-дин). Такое вот важное отступление, прежде чем перейти к Пророку Исе (мир Ему). И в понимании Газали также Бог (сущность) не мог родить и не был рожден. Потому рождение Пророка Исы это нераскрытая Тайна.]

До того, как я перейду к Пророку Исе (мир Ему), я дам отрывок из Газали относительно его собственного понимания сущности Бога. Если вы осилите объяснение и поймёте что-то из этого, то считаю, что уже будет немало в том, чтобы приблизиться к пониманию что есть Бог.

Самое поразительное в Газали, это концепция «трех миров», очень напоминающая концепцию мира Пророка Исы (мир Ему), но опять таки, в интерпретации размышляющего суфия.

Онтологическое учение Газали, изложенное им в произведении Ихйа’, сводится к концепции «трех миров», согласно которой «троемирие» следует представлять нижеследующим образом:

1) феноменальный мир,
 или мир «явного и свидетельствования» (‘алам ал-мулк);

2) сверхэмпирический,
или «скрытый» мир (‘алам ал-малакут);

3) мир, который находится между первым и вторым мирами и называется «миром [божественного] могущества» (‘алам ал-джабарут).

Для Газали концепция «троемирия» служит онтологическим

обоснованием его гносеологии: осуществление богопознания возможно лишь при условии принятия тезиса, что мир не есть Бог, но и не есть нечто отличное от Бога, а это сделать в состоянии только монист (муваххид), достигший высшей степени в «обеспечении единства Бога», или «мухаккик» (утвердивший истинность), способный проникнуть на «корабль» – мир «ал-джабарут», опосредующий «явный» (захир), или эмпирический мир и «скрытый» (батин), или сверхчувственный мир.
Итак, есть три мира: мир явный, мир скрытый и третий мир, опосредующий первый и второй миры. Реализация познания трансцендентного (божественного) мира, или богопознания (ма‘рифа), зависит от проникновения в опосредующий мир (корабль) и движения посредством его.

Можно ли понять разумом трансцендентный мир Бога?

Ответ Газали таков:  Рациональное мышление, способное двигаться только посредством определений, бессильно в области трансцендентного в силу принципиальной неопределимости Бога, который превыше всех определений.
Газали полагает, что есть альтернативный способ в виде интуитивного, дарованного свыше способа проникновения в трансцендентный мир:

«Но что касается того, чей сокровенный разум (басира) укрепился, а сила не ослабла, то он в состоянии умеренности в своем деле, он видит только  Всевышнего Бога и не знает никого, кроме Него. Он знает, что в бытии есть только Бог, что его, [человека], действия – след проявлений Его силы, что они принадлежат Ему [Богу], что в действительности у них нет бытия (вуджуд) без Него [Бога] и что бытие принадлежит Единому Богу»  (Ал-Газали. Ихйа’ ‘улум ад-дин. Т. 5. С. 2627.)
Здесь суфийская интерпретация, которая понятна только тем, кто изучал суфизм как науку и знает символизм сравнений.


С точки зрения суфизма, Абсолют во всём проявляется в жизни каждого человека, но не напрямую, а опосредованно. Поэтому можно ли отрицать, что Бог имеет отношения к рождению каждого человека, в том числе, к рождению Пророков? С этой точки зрения, Бог мог быть Отцом каждого пророка. Но отцом не прямым в физическом значении, а в духовном. Именно в духовном смысле и является Пророк Иса сыном Божьим.

«Высшая степень – это степень пророка, которому обнаруживаются все или большинство “истин”(хака’ик) без [предварительного] приобретения и старания, а [открываются] путем внушения свыше за очень короткое время» (Газали).
Для Газали Бог является сверхчувственной реальностью, а «явный» (множественный) мир выступает намеком (мисал) на эту сокрытую реальность. Рациональный путь познания трансцендентного (Бога) исключается, и остаются лишь два пути его познания, каждый из которых интуитивного характера: либо мистическое растворение в трансцендентном, либо уверование в слово пророков.  В итоге ал-Газали отдает предпочтение второму пути.



ПРОРОК ИСА (мир Ему)


Иисус в исламе это «Наби». Этот титул дают величайшим пророкам. Согласно интерпретации ислама, Бог послал его к еврейскому народу, чтобы подтвердил верность Пятикнижия (Таурата) и принес новое Писание – Инджиль (Евангелие). Это новый закон Бога. Поэтому Христа называют еще посланным Аллахом** (Расуль). Расуль Аллах относится и к Пророку Исе точно также, как и к Пророку Мухаммаду.


 
Примечание:
[**Аллах это арамейское имя Бога.
Но не собственно арабское, как ошибочно считают многие. В арабских языках множество заимствований из арамейского языка, как и в иврите. Потому это имя Бога (Аллах) в разных формах использовалось и евреями в своих религиозных текстах. У арабов имя Аллах также носил главный бог их языческого пантеона в святилище Кааба, что вызывает противоречивое отношение у многих исследрвателей, но факт, что имя Аллах имеет древнее арамейское происхождение и было заимствовано арабами от древних арамеев, делает его использование в качестве имени единого Бога оправданным.]


Ислам отрицает, что Иисус пришел к людям, чтобы искупить их грехи. С точки зрения ислама, каждый должен быть судим по своим делам. Пророк Иса пришел, чтобы указать людям правильный путь к Богу, дать им Инджиль – «Писание, благую весть». Во многих местах Коран повествует о жизни Исы  с момента рождения до момента Вознесения к Богу. Коран подтверждает большинство историй об Исе, изложенные в Библии. Особенно относительно чудес, которые Он показывал. К примеру, в Коране говорится: «Таков Иса, сын Марьям! Слово Истины, относительно которого они препираются. Не подобает Аллаху иметь сына. Пречист Он! Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!». — как это сбывается».
(Сура Марьям, аят 34-35).

В Коране упомянуты чудеса, которые творил Иса (мир Ему) по воле Всевышнего Аллаха, и которые не были доступны ни одному Пророку, кроме него, и даже Пророку Мухаммаду.

Пророк Иса (мир Ему) сам о себе никогда не говорил, что Он физически сын Бога. Говоря о Боге как о своём небесном отце, Иса имел в виду не физическое родство, а только Духовное. 



В Коране:

1. Иса бин Марьям (мир ему) – скромный раб Аллаха Пророк Иса (мир ему) ясно сообщил, что был послан для того, чтобы учить людей законам Аллаха. «Он сказал: «Воистину, я — раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным». (Сура Марьям, аят 30-32)

2. Он поклонялся только одному Аллаху «Иса сказал: «Воистину, Аллах — мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Это и есть прямой путь»». (Сура Марьям, аят 36) «Когда Иса (Иисус) явился с ясными знамениями, он сказал: «Я пришел к вам с мудростью и для того, чтобы разъяснить вам часть того, относительно чего вы расходитесь во мнениях. Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне!» (Сура аз-Зухруф, аят 63)

3. Иса бин Марьям (мир ему) творил чудеса с позволения Аллаха В отличие от других Пророков, рождение Исы (мир ему) уже само по себе является чудом. Однако в Коране упомянуты и другие чудеса, которые творил Иса (мир ему) по воле Всевышнего Аллаха, и которые не были доступны ни одному Пророку, кроме него. В Коране об этом сказано следующее: «Он сделает его посланником к сынам Исраила (Израиля). Он скажет: «Я принес вам знамение от вашего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха. Я исцелю слепого и прокаженного и оживлю мертвых с позволения Аллаха. Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах. Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы являетесь верующими». (Сура Алю Имран, аят 49)

4. Он вернется перед Судным Днем Иса (мир ему) обязательно вернется. Он вернется, чтобы подтвердить истинные убеждения и распространить справедливость, как подтверждает Коран. «Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни». (Сура Марьям, аят 33)
 
5. Иса бин Марьям (мир ему) не является Богом или сыном Бога Всевышний Аллах
приписал Исе (мир ему) некоторые качества, из-за которых невежественные люди посчитали его Богом или Его сыном. Но в День Суда Аллах Всевышний спросит у Исы (мир ему): «Вот сказал Аллах: «О Иса, сын Марьям! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом»?». Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты — Ведающий сокровенное. Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: «Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу». Я был свидетелем о них, пока находился среди них. Когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними. Воистину, Ты — Свидетель всякой вещи. Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они — Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты — Могущественный, Мудрый». (Сура аль-Маида, аят 116-118)


Как мусульмане, мы должны следовать Корану в уважении и в необычайно высоком почитании Исы бин Марьям (мир Ему). И наша вера не будет являться полной, если у нас нет твердой веры в Ису (мир Ему) и всех других Пророков Бога
 (мир Им всем).


ХАРАКТЕР ПРОРОКА ИСЫ (мир Ему)
Особенность его мышления.


Главные человеческие черты личности Пророка Исы (мир Ему)
это наивность, чистота и бессребренность - черты характера человека, которые наиболее высоко оцениваются в Коране. Ещё одна черта Пророка Исы (мир Ему): отвращение к торговле и ростовщичеству : «Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Евангелие от Иоанна 2:13-16. Он запретил вести любые торговые сделки в храме. Он изгоняет торгующих дважды, и не только торгующих, но и покупающих (на последний факт мало кто обращает внимание, но это на самом деле важно, так как именно покупатели больше виноваты, чем торговцы, так как именно их потребности и создают спрос в нашем мире на всё). Это обстоятельство и настроило против Него тогда богатых иудеев.


ПРИНЦИПЫ ПРОРОКА ИСЫ (Мир Ему):


Терпением вашим спасайте души ваши.

Даром получили, даром давайте.

Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди.

Не искушай Господа Бога твоего.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут.

Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь.

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне.

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут.

Кто не против вас, тот за вас.

И прилепится человек к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

Всякий делающий грех, есть раб греха.

Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят.

Не давайте святыни псам.

Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет.

Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы?

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

Дух бодр, плоть же немощна.

Предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

Не бойся, только веруй.



ПРОРОК ИСА (мир Ему) ВЕРНЁТСЯ.

Он вернется, чтобы подтвердить истинные убеждения и распространить справедливость, как подтверждает Коран. «Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни». (Сура Марьям, аят 33)

Как мусульмане, мы должны следовать Корану в уважении и в необычайно высоком почитании Исы бин Марьям (мир Ему). И наша вера не будет являться полной, если у нас нет твердой веры в Ису (мир Ему) и всех других Пророков Бога (мир Им всем).
P/S Пророк Иса (мир Ему) самый почитаемый мною Пророк.
Пусть Всевышний наставит наши сердца на пути к Истине.