Есть и нет

Эдуард Саволайнен
  Анекдот: «Выпустил джина из бутылки умирающий в пустыне путник. И пожелал он, чтобы всё у него было. Джин подумал-подумал и сделал так, что всё у путника было».
  Над человечеством, как и над живыми существами других видов, довлеет приказ плодиться и размножаться. Созданный нами мир - финальный продукт этой, изначально биологической, задачи. Цивилизация стремится к экспансии и накоплению, поскольку нам думается, что когда есть - это хорошо, а когда нет - плохо. И когда, наконец, кажется что уже всё есть, то хочется, чтобы этого было больше, чем у соседей. Это самое «есть» является мерилом успеха в обществе и имеет скорее не абсолютное, но относительное измерение.
  После того, как удовлетворены все жизненно важные потребности, человек создает новые, вымышленные надобности. Эта искусственная конструкция была названа «обществом потребления». По сути, жизнь ради безграничного и ненасытного потребления, заменила задачу плодиться и размножаться. Платой за участие в этой гонке стали беспокойство, что можно не успеть за всем, что на свете есть и тревога о том, что можно лишиться того,что уже нажито. Людей, выпадающих из круговерти демонстративного потребления принято называть лузерами, дауншифтерами и неудачниками.
  Наверное найдутся те, кто скажет, что цепко держаться за то, чем владеешь - это общечеловеческая, естественная черта. Однако на это у меня найдутся весьма серьёзные возражения. Это мой собственный опыт, полученный за один сезон в геологической партии на Чукотке. Там я обнаружил других людей. «Другим» человека делают не разговоры, не убеждения, не внешний вид, не традиции, не язык, а необычное поведение в обычных ситуациях. Приведу короткую нарезку собственных наблюдений и историй, услышанных на Чукотке в 1985 году.
  В 70-х были амбициозные планы СССР по заселению Чукотки. Однако «белые люди» не хотели застревать в малонаселённых поселках на долгие 9-10 месяцев между навигациями. Так в одном из побережных поселков Берингова моря назначили пожилого китобоя завскладом. То, что обнаружилось через год, было вполне ожидаемым. Он не разворовал, а именно раздал склад всем, кто приходил за вещами. Чукчу посадили за растрату на 3 года. Он так и не понял за что.
  Раньше, когда чукча преодолевал большие расстояния на собаках или оленях и добирался до другой яранги, ему предлагали всё самое лучшее. Язык оленя и его сердце. Самое тёплое место в яранге. И жену хозяина, если захочет.
  Вертолётчик со смехом рассказывал, что чукчи легко заказывают автолавку. Вертолёт оставляет им на 1000 рублей оплаченного товара: лодочные моторы, приемники, болоньевые плащи, снасти, съестное. Пилот ставит на карте метку и прилетит на место стоянки позже. Половина вещей будет оставлено в тундре. Чукчи бросили покупки и ушли за оленями.
  Чумработница Катя подошла к вертолёту. Из него выпрыгивает подросток в кроссовках и джинсах. «О, ты живой?» - удивляется Катя и обнимает сына за плечи. «В прошлый сезон он не прилетал в стадо. Заболел туберкулезом, лечился в Магадане. А она даже не спросила, живой или мёртвый. Вот и удивляется,что живой» - поясняет мне тракторист Ваня.
  Ваня рассказал, что он был свидетелем странной истории. Сын бригадира провалился под лёд. Плавать он не умел. Бригадир и его отец даже не дернулись, спокойно наблюдали за его барахтаньем в полынье со склона сопки. Парень кое-как выбрался и поковылял к яранге. «Видно рано тебе в другую тундру» - подытожил отец.
  В былые времена, если наступал голод и разбегались олени, то последовательность поедания друг дуруга была следующая. Сначала добровольно уходила старуха. Ей набрасывал ремень на шею сын и её съедали. Потом уходил точно так же старик. Потом съедали малых детей. Потом убивали собаку. Последним съедал свою женщину оленевод. Если он догонял оленей, стадо могло возродиться и жить снова.
  Я видел сам, как 2-х летний ребенок ползает по шкурам и хватается ручкой за лезвие острого, как бритва, ножа. Мама отрешенно наблюдает за этим и никак не реагирует.
  Однажды Ваня сам чуть не погиб. Из кустов перед ним вырос медведь. Расстояние было слишком близким, медведь боялся бежать и рычал. Краем глаза Ваня видел своего напарника. Тот присел на камень и внимательно наблюдал. Наконец Ване удалось сделать резкое движение, громыхнуть кружкой, медведь бросился наутек. «Что же ты не помог мне?» - спросил Ваня. «Ты думаешь, что лучше быть, чем не быть?» - ошеломил его вопросом напарник.
  Гамлетовский вопрос «быть или не быть?» на Чукотке как то не актуален. Поскольку чукчи не видят между бытием и небытием существенной разницы. А стало быть и различий  между есть и нет. Недаром чукча стал популярным героем наших анекдотов. Интересно, какие анекдоты они сочиняют про нас? Ведь поводов мы даём им немало. Думаю, никаких, поскольку живут как в поле трава, и не сравнивают.
.............