О дудке-сплетнице. Криста Бендова

Шура Борисова
Пересказ со словацкого истории из книги «Осмиянко рассказывает 8х8=64 сказки». Из раздела «Восемь музыкальных сказок»

      В одной деревне жили приличные работящие люди. Они постарались обустроить свое местечко так, чтобы оно стало удобным и приятным для житья. И продолжали размышлять о том, как ещё можно его улучшить. Построив кегельбан и трактир, жители захотели сделать последний штрих – создать что-то одинаково полезное как для здоровья, так и для души. После долгих размышлений пришли к выводу, что это должен быть парк.
      – Вдоль нашей реки полно больших красивых деревьев, поэтому новые высаживать не будем. Поставим только скамейки и несколько урн для мусора. Да здравствует парк!
      Всё население деревни обрадовалось парку, а больше всех тётка Лупалка и тётка Шупалка. Эти две тётушки дня не могли прожить без того, чтобы не встретиться и не обменяться самыми свежими новостями. В новом парке они выбрали красную скамейку вблизи раскидистой ивы. Ежедневно приходили туда, усаживались и по пять часов болтали, обсуждая всё, что происходило в деревне, моя косточки соседям. А остальные граждане были довольны, что наконец у этих двух сплетниц появилось тихое рабочее место: пусть делают там что хотят и никому не причиняют беспокойства.
      Однако кто мог знать – да ведь никто не мог! – что в деревне найдется такой изобретатель и мастеровой, каким был Яно Мотовидло. Этот гражданин придумал сделать ивовую дудочку, чтобы играть на ней для себя, в свое удовольствие.
      Однажды вечером, когда тётушки Лупалка и Шупалка после очередного пятичасового форума разошлись по своим домам, Яно срезал с ивы, стоявшей недалеко от красной скамейки, прут в палец толщиной. Две недели он колдовал над ним, точил, долбил, сверлил, а на пятнадцатый день поднес к губам и дунул. И дудочка – фьюить! – послушно засвистала. Обрадовался Яно, побежал к соседу Зламалу и со двора прокричал ему:
      – Сосед, выйди посмотри, какую дудочку я сделал.
Вышел сосед за порог, вместе с ним жена и дети. Собрались и другие соседи.
Поднял Яно дудочку и сказал:
      – Сначала я сыграю вам песню «Аничка, душенька, где ты была».
Опять поднес дудочку к губам, округлил щеки, дунул раз, дунул другой… И все вдруг услышали человеческий голос:
            У Зламала в комнате мешок гвоздей,
            который он украл у Малинка,
            я сама видела,
            как он воровал
            мешок гвоздей, душа моя…
      Ох, термидор-помидор! Досвистала дудочка, а сосед Зламал упал на колени, стал биться головой о землю, выкрикивать, сгорая от стыда:
      – Это ложь! Ложь! Ничего я не крал! А за гвозди честно заплатил монетами! Хотите, позову свидетелей, покажу счет?! О-о-о, я несчастный!
      Да что там, украл – не украл… Люди всегда верят сплетням, потому что они намного интереснее правды.
      А хозяин дудочки, стало быть Яно Мотовидло, ничегошеньки не понял и следующим вечером пришел в трактир. После третьей рюмочки ему захотелось чего-нибудь культурного. Он достал дудочку и сказал:
      – Друзья мои, давайте-ка я сыграю вам песню «Аничка, душенька, где ты была». Верю, что музыка моя опьянит вас сильнее вина!
      Дунул, а дудочка в полный голос и засвистала:
            Видать, трактирщица новую моду завела –
            льёт воду в вино,
            я сама видела,
            как она доливает
            чистую воду в вино, душа моя…
      Трактирщица тут же упала в обморок, трактирщик принялся рвать на себе последние волосы, а трактирные слуги запричитали в три голоса:
      – Эх, отец, отец! Что ты наделал! Во что ты нас втянул!
И никого не убедили горячие уверения, что это самые честные трактирщик с трактирщицей в округе. Сплетни интереснее правды.
      Не прошло и недели, как из несчастливой деревни уехали и сосед Зламал с семьей, и трактирщик с родственниками, потому что не могли уже сносить всеобщего осуждения.
      А Яно Мотовидло знай себе ходит по деревне, играет на дудке, и его соседи один за другим перебираются в потусторонний мир, то есть в ближайшие города и деревни. И никто понять не может, с чего это дудочка сплетни насвистывает, людей оговаривает, неправду сочиняет. Только тётушки Лупалка и Шупалка как ни в чём не бывало шепчутся на своей скамейке в парке, что стоит под дуплистой ивой.
      – А ведь я вам говорила, пани соседка! Подтвердились мои слова – и про трактирщика, и про Зламала, и про остальных. Да-а-а, трудно нам, порядочным женщинам, жить среди таких нечестивцев!
      И когда в деревне остались только дед глухой, да две наши злоязычные тётушки, да Яно Мотовидло, как-то утром произошло вот что. Встал в своём доме Яно с постели, и захотелось ему ещё до завтрака сыграть красивую песню в удовольствие себе и любимым родственникам. Набрал в лёгкие свежего утреннего воздуха, дунул в дудку, и она запела так громко, как никогда раньше:
            Яно Мотовидло – вот так дела –
            убил своего деда,
            я сама видела,
            аж побелела вся от страха,
            он убийца, душа моя.
      Испугалась семья Мотовидлы, закричала, спряталась в подвал, позапирала все замки, а Яно с недоумением посмотрел на дудочку, ведь он в жизни комара не убил, а дедушку и пальцем не тронул!
      Ну, что же, совсем опустела та деревня, потому что и Яно Мотовидло, в сердцах сломав свою дудочку, переехал в другое место. И живут там сейчас только трое: всё тот же дед глухой да те же тётка Лупалка и тётка Шупалка, которые по-прежнему каждый день пересказывают друг другу новости, сидя на красной скамейке в парке. И не замечают, что в округе никого не осталось.
      Ива их слушает, слушает, и, хотя это всего лишь дерево, тем не менее задаётся вопросом: откуда они берут новости про людей, которых уже давно нет в деревне? Но что обычная ива может знать о человеческой фантазии, на которую ох как горазды не только Лупалка и Шупалка. В конце концов можно где угодно поиграть на дудочке – и вот вам пожалуйста, начинается очередное переселение народов.