О кругосветной гармони. Криста Бендова

Шура Борисова
Пересказ со словацкого истории из книги «Осмиянко рассказывает 8х8=64 сказки». Из раздела «Восемь музыкальных сказок»

      Где было, там было, но жил в одной стране старый король, и было у него два сына. Старший и младший, а про среднего не спрашивайте, раз их было всего двое.
      Ну так вот, тот король старел, дряхлел и вот уж собрался помирать. Позвал он к себе сыновей и сказал:
      – Сыновья, наследники мои! Прежде чем уйти в мир иной, хочу я выяснить, кто из вас более достоин того, чтобы занять место на троне.
      И попенял ему старший сын:
      – Тут и выяснять нечего. Раз я старший, значит, и должен сидеть на троне.
      Король неодобрительно глянул на него.
      – Сын мой! – сказал он. – А ведь я ещё старше! И потому такое мое слово: ступайте оба, обойдите весь свет и принесите мне самый лучший музыкальный инструмент. Хочу, чтобы после моей смерти поданные жили весело и с музыкой. Я так решил!
      Что было делать сыновьям? Нечего! Подчинились они воле отца и отправились по миру разыскивать подходящий инструмент. Ясно было: тот, кто принесёт лучше, и станет новым королем.
      Спустя один год и один день оба сына вернулись во дворец и пришли к отцу в тронный зал. Поклонились низко и сказали:
      – Отец! Мы исполнили твоё желание, каждый принёс, по его разумению, самый лучший инструмент из всех.
      – Прекрасно! – отвечал король. – Начнём с тебя, младший сын. – Что же, покажи, как ты собираешься веселить моих и твоих подданных.
      Старший сын попытался было что-то сердито возразить, но увидев, как сурово глянул на него старый король, смолчал.
      А младший вынул из кармана – ах, господибожемой! – обычную ивовую дудочку и промолвил:
      – Побывал я в обоих полушариях, исходил все четыре стороны света. Слышал в дальних краях много разной музыки: и задушевной старинной, и современной, никому непонятной. Видел и трубы, и валторны, и тромбоны, и пузатые контрабасы, и волшебные скрипки, но ничто мне так не легло на душу, как эта ивовая дудочка.
      Поднёс дудочку к губам и заиграл.
      Король заслушался, блаженная улыбка расплылась на его лице. Крестьяне на окрестных полях побросали работу, побежали ко дворцу и тоже все, как один, заулыбались. А дудочка и пела, и плакала, и смеялась так, будто внутри неё пели, плакали и смеялись живые люди.
      Закончив, младший сын поклонился королю, и тот сказал:
      – Прекрасная песня, сын мой! Но было бы несправедливо не выслушать твоего старшего брата.
      И обратился к нему:
      – Сыграй и ты нам, сынок!
      Тот расхохотался и нарочито громко сказал:
      – Ха-ха-ха! Неужели тебе понравился этот простецкий свист, который издаёт обыкновенная дудка?! Сдаётся мне, ты еще ни разу не слышал настоящего инструмента! Бог одарил меня разумом, и я сам изобрёл такой. Это всем инструментам инструмент – кругосветная гармонь.
      – Да неужели?! – удивился король. – Ну-ка, ну-ка, что это за гармошка такая, показывай.
      – Ха! – в голосе старшего брата слышалось пренебрежение. – Мою гармонь невозможно увидеть, потому что ремень её перекинут не через плечо, а через весь земной шар. Один конец находится на северном полюсе, другой на южном. А меха протянулись через жаркую Африку. Одна часть моей гармони там, где день, а другая – где ночь. Одна – где лето, другая – где зима с трескучими морозами и вечными льдами.
      – Что ты говоришь?! – воскликнул старый король, ещё более поражённый. – Ни о чем подобном я раньше не слышал! Скорее сыграй на этом чудо-инструменте! Интересно, будет ли от него польза нашему народу?
      Надуваясь от гордости и важничая, старший брат вынул из кармана портативную радиостанцию, щёлкнул тумблером, одну её антенну направил на южный полюс, другую – на северный и сказал:
      – Внимание, внимание! Вызываю кругосветную гармонь! К исполнению первой колыбельной приготовиться… Внимание… Три!
      И в этот момент… Боже мой! В этот момент по всему земному шару начали происходить ужасные вещи! Гармонь выдохнула, и над всеми пятью континентами понеслись тайфуны и ураганы, поднялись страшной силы ветры, каких раньше ещё не бывало.
      Меха раздулись, и люди схватились за головы, потому что дома, деревья, реки, моря, впрочем, и самих людей – всё население планеты! – как магнитом потянуло к этому инструменту-чудовищу. Там, где ночь, адская колыбельная разбудила младенцев и их бедных родителей. Младенцы завопили, родители застонали. Там, где день, затряслись школы и мэрии и прочие здания, так что невозможно стало ни учиться, ни работать, и вся жизнь пошла кувырком.
      У старого короля засвербело в ушах, разболелась голова, а подданные забились от страха в подвалы.
      Примерно час это продолжалось, но затем король пришёл в себя, и в тронном зале раздался его громовой голос:
      – Останови! Немедленно останови эту какофонию!
      Испугавшись, старший сын стал отдавать по радио приказы:
      – Алло, алло! Прекратить исполнение колыбельной! Внимание… три!
      Музыка стихла, мир постепенно успокоился, младенцы заснули, школьники продолжили свою учёбу, чиновники – работу…
      И сказал старый король:
      – Сын мой! Возможно, твоя гармошка – лучший на земле музыкальный инструмент, он мог бы перевернуть мировую гармонию и принести нам славу, но не сердись, её невозможно слушать! Приказываю: разбери-ка свою супершарманку, детали можно продать. И чтобы мы больше никогда не слышали этой невыносимой музыки!
      Случилось то, что и должно было случиться. Младший брат стал королём. А старший? Старший до конца жизни разбирал свою кругосветную гармонь и продавал детали от неё различным автосервисам. Что и говорить: тоже неплохо.