Моя бабушка

Сергей Владимирович Жуков
                Моя бабушка.

   Мать моего отца родом из села Великово, которое нынче влилось в посёлок   Мелехово нашего Ковровского района.
Села этого уже нет, но от него сохранилась автобусная остановка «Великовская  больница».
Сохранилась и сама лечебница, известная в районе.  Бабушка была верующей.  Это -  главное.  Ходила она в церковь, хотя по своей немощи телесной и не могла часто   посещать единственный в то время действующий храм Рождества Христова.
   Бабушка долгое время трудилась мойщицей посуды в столовой №15.  Теперь это  кафе Дионис.
Пребывание в предприятии «общепита» помогло выжить семье в годы войны.
Бабушка Анна хотела и меня утвердить в вере, но после нескольких классов школы и   чтения книг и научных журналов, стал я атеистом, хоть и не убеждённым.  Как  странно представить  мальчика лет десяти, заявляющего о себе - я атеист!
Нет, конечно, я просто говорил  бабушке, что Бога нет. 
   Любимыми песнями бабушки были: «По Муромской дорожке стояло три сосны…», а  также песня  «никто  замуж  не   берёт  девушку  за   это…»
Называла меня родимая «ангелом» и никак не иначе.
Порою я прижимался к ней и говорил: «Бабусенька ты моя миленькая».
  Бабушка была слабенькой, хворой, а в последние годы жизни ещё и страдала   заболеванием кишечника.  Этот недуг оказался раком.
Помню, как её, недужную,  сильно  донимали  клопы,  которые   буйно   и   бурно   плодились   в  деревянном  доме.
    «Вымаривать»   этих  гнусных  насекомых  было  трудно,  поскольку   они   переползали   не  только  из  квартиры  в  квартиру,   но  и   из  комнаты  в   комнату.
    Кровопийцы   усеивали  стену  над  кроватью   бабушки.  «Бабуся»   лежала  в   постели  и    ночью   и  днём,  редко  вставая  и  служа  жертвой   для   целых   полчищ  маленьких   ненасытных  тварей.
Я  старался   облегчить  муки   немощной  старушки  и   потому   ловил  и  давил   крошечных  вампиров,  хотя   это было  крайне  неприятно.
    За  дощатой   межкомнатной   переборкой  во  всю   мощь   своих   динамиков  надрывался   проигрыватель,  выдавая    разухабистые   мелодии: «От   зари  до  зари,  от  темна  до  темна,  о  любви  говори,  пой   гитарная  струна…»
«До   Сатурна   дойти   пешком, чтоб  кольцо   принести  для  суженой».
Гремело  и   что-то   иноземное,  как   выяснилось,  битловское: «Облади,   обладай,  обладонка,  налафи  ма   дон,  дон».
В   этой   иностранной  песенке   звучало   что-то   по-русски   препохабное…
Входя  в  подростковый  возраст,  всё  меньше  я  слушал   родимую  «бабусеньку».  Даже   помнится, как-то толкнул   её.
   Бабушка   обессилела  от бытия,  хотя  её  девичья   фамилия   была   Силина.
Анна  Васильевна   иногда   вспоминали   урядника,  проскакавшего   на   коне  вдоль  сельской  улицы.
     Урядник -  в   царское  время   сельский   участковый.
Бабушка   умерла   в  1973   году, когда  ей  было  69   лет,  а  мне   уже  12.
В   том   холодном    сентябре  в   далёкой   Чили   произошёл  военный    переворот.
Помню   доброе   и  светлое   лицо   убитого  на  своём   посту  президента  Сальвадора   Альенде,  смотревшее  с  чёрно-белого   экрана   телевизора.
Сальвадор  по-испански   Спаситель.  В   этот   же   месяц   мне   пришлось   лицезреть   маленькое   пожелтелое   личико   мёртвой   бабушки.
Пожелтевшее   лицо,  жёлтые  шторы    на   окнах,  желто-оранжевые   восковые  свечи,  воткнутые   в   стакан  с   жёлтым   пшеном,  жёлтые   листья   липы   за  окном – вот  что  запомнилось  мне  в    те  скорбные  дни.   

                Сергей   Жуков.   2/3/2008.